Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В логике развития основных периодов показать важнейшие виды искусств (художественные материалы, техники) и художественные памятники (авторы, описание).




Иискусство государства, возникшего на Апеннинском полуострове, впоследствии распространившегося назападную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию и Палестину .Историю римского искусства принято подразделять на три основных периода: царский ,республиканский , императорский .


Статуя императора Октавиана Августа в виде бога Юпитера. Мрамор. Нач. 1 в. н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург


В царский период городом, основанным, по преданию, близнецами Ромулом и Ремом, правили семь царей, последние три из которых были этрусками. Многие традиции культуры этрусков были унаследованы римлянами (умение осушать болота, строить дороги и крепостные стены; гадать по полёту птиц, сверканию молний и печени жертвенных животных; а также устраивать гладиаторские игры и носить тоги).


«Капитолийская волчица». Бронза. Нач. 5 в. до н. э. Капитолийские музеи. Рим


Становление собственно римского искусства относится к республиканскому периоду. В его начале сохранялось сильное влияние этрусков. На Капитолии, одном из семи холмов на берегу р. Тибр, установили созданную этрусским мастером бронзовую статую волчицы , по преданию вскормившей своим молоком Ромула и Рема. Эта статуя стала символом Рима. Древнейший храм, посвящённый Капитолийской триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве вероятно, был также возведён этрусскими зодчими и представлял собой трёхчастное (разделённое вдоль на три святилища) здание, поднятое на высокий каменный подий (постамент). Главный фасад был выделен колонным портиком, ко входу вела высокая лестница. Впоследствии этот тип здания оставался на протяжении веков основным в римской храмовой архитектуре. Римляне были превосходными строителями. В архитектуре они ценили прежде всего пользу, прочность и грандиозные масштабы. Возводились акведуки, подводившие воду к Риму из близлежащих горных озёр, прокладывались мощёные камнем дороги, в городе была совершенная для своего времени система канализации (т. н. Большая Клоака, в которой, возможно, впервые в римской архитектуре, была применена арка). Средоточием жизни Рима был форум– главная городская площадь. Древнейший форум Романум лежал в котловине между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин. Здесь возвышались храмы, в базиликах велись судебные и торговые дела. Ростральные колонны, украшенные отрубленными носами вражеских кораблей, напоминали о славных победах. Изобретение во 2 в. до н. э. бетона (смесь известкового раствора с вулканическим песком пуццоланой) произвело переворот в технике строительства. На смену стоечно-балочной конструкции пришла более прочная монолитно-оболочечная (зазор между двумя параллельными стенами заливали бетоном). Применение бетона позволило возводить грандиозные арочные мосты (мост Мульвия, 2 в. до н. э., мост Фабриция, 62 г. до н. э.; оба – в Риме); перекрывать огромные пространства сводами (Табуларий на форуме Романум, 79–78 гг. до н. э.; общественные бани – термы). Элементы архитектурного ордера (см. ст. Ордер архитектурный), утратив конструктивное значение, применялись для украшения. Помимо трёх основных ордеров римляне ввели четвёртый композитный (колонны с ионической и коринфской капителями, расположенными друг над другом). Представление о жилой архитектуре дают дома, сохранившиеся в г. Помпеи, погибшем при извержении вулкана Везувий (см. ст. Римский жилой дом).


Форум Романум в Риме. 6 в. до н. э. Реконструкция


Скульптура и живопись начинают развиваться с 3–2 вв. до н. э., во многом под влиянием древнегреческого искусства. Во 2 в. до н. э. Греция была завоёвана римлянами. Статуи сотнями вывозились в Рим, греческие мастера и их местные ученики поставили на поток производство копий со знаменитых скульптур. Вскоре, по словам мемуариста, статуи «в греческом стиле» так наводнили Рим, что казалось, будто рядом с живыми людьми город населяет ещё один каменный народ. Собственно римская пластика представлена прежде всего скульптурным портретом и историческим рельефом. Памятником греко-римского стиля является алтарь Домиция Агенобарба (ок. 100 г. до н. э.), украшенный рельефами работы греческого (миф о Нептуне и Амфитрите) и римского (сцена проведения имущественного ценза) мастеров. Скульптурный портрет ярко представляет историю Рима в лицах. Римские портретные бюсты произошли от посмертных масок, хранившихся в домах в соответствии с культом предков. Скульпторы не приукрашивали изображённых, стремясь максимально точно запечатлеть их черты. В лицах римлян чувствуется суровое благородство (т. н. Брут, 3 в. до н. э.; портрет Ю. Цезаря, 1 в. до н. э.), иногда расчётливая трезвость и прозаизм (портрет старого патриция, 1 в. до н. э.), но всегда сила духа и стойкость характера. Сформировалось несколько типов статуй: полководцы в образе героев; римляне в тогах, совершающие жертвоприношения; знатные римляне с бюстами предков (Патриций с портретами предков, 1 в. до н. э.); ораторы, выступающие перед народом (статуя Авла Метелла работы этрусского мастера, 110—90 гг. до н. э.). Портретной в статуях была только голова, само изваяние служило для неё лишь «постаментом». Сельские и городские виллы украшались фресками и мозаиками, прекрасное представление о которых даёт живописное убранство домовв Помпеях. Во второй пол. 2 – нач. 1 в. до н. э. господствовал инкрустационный стиль (настенные росписи изображали каменную кладку); в 80–30 гг. до н. э. – архитектурно-перспективный стиль (росписи виллы Мистерий, сер. 1 в. до н. э.).


И. Джисмонди. «Макет Рима в 4 в. н. э.». 1930-е гг.


Императорский период начинается временем правления Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Архитектура и изобразительное искусство пережили яркий расцвет. В строительстве всё шире применялся бетон; бетонные стены облицовывали кирпичом и камнем, в том числе ценными породами мрамора. Основой зданий была арочная конструкция; в честь военных побед императора возводились отдельно стоящие триумфальные арки. Велось оживлённое строительство (форум Августа, кон. 1 в. до н. э.; театр Марцелла, 44–17 гг. до н. э.; Алтарь Мира, 13—9 гг. до н. э.). Прекрасно сохранились храм (т. н. Квадратный дом) и акведук (т. н. Гарский мост) в Ниме, Франция; оба – кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. Создатели скульптурных портретов сглаживали индивидуальное своеобразие, стремясь создавать типические, идеализированные образы (статуя Августа в роли полководца из Прима Порта, ок. 20 г. до н. э.). Изваяния императоров стали объектами религиозного поклонения; представленным в статуях богам часто придавали черты облика правителей. Настенные росписи являли образ цветущего сада с поющими птицами и фонтанами (фрески виллы Ливии в Прима Порта, кон. 1 в. до н. э.).


«Покорение Дакии». Рельеф колонны императора Траяна в Риме. Мрамор. 113 г.


Грандиозными памятниками эпохи ранней Империи были Золотой дом Нерона (64–68 гг., не сохранился), построенный из кирпича и бетона и перекрытый мощными сводами; амфитеатр Колизей (75–80 гг.), возведённый императором Веспасианом. Триумфальная арка Тита (81 г.) прославляла победу полководца над Иерусалимом. Парадность и пышное великолепие отличают форум императора Траяна (107—13 гг., архитектор Аполлодор из Дамаска), самую роскошную из римских площадей. В центре форума была воздвигнута колонна Траяна высотой 40 м – памятник победам императора и его усыпальница. При императоре Адриане зодчие стали ориентироваться на древнегреческие традиции (храм Зевса Олимпийского в Афинах), архитектурные здания и комплексы отличались изысканностью, усложнённостью форм (вилла Адриана близ Тиволи, 125–135 гг.). Была возведена самая грандиозная купольная постройка античности – Пантеон (ок. 125 г.).


Бюст Юлия Цезаря. Мрамор. Первая пол. 1 в. до н. э.


Скульптурные портреты ранней Империи отличает сложность мимической выразительности (бюсты Нерона, 50-е гг.; Веспасиана, 70-е гг., и др.). В мраморных бюстах краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. В бронзовых скульптурах в углубления зрачков вставлялись полудрагоценные камни (портрет помпейского ростовщика Цецилия Юкунда, 60-е гг.). Вершиной в развитии исторического рельефа стали рельефы колонны Траяна (113 г.), запечатлевшие поход римской армии против Дакии (возведение мостов, осада крепости и т. д.), и этнографически точно воспроизводящие одежду, оружие, утварь. В правление Адриана скульптурный портрет обретает почти греческую мягкость и нежность в обработке мрамора. Зрачки уже не раскрашивались, а высверливались с помощью бурава, что придавало взгляду живость и естественность. Конная статуя императора Марка Аврелия (161—80) послужила образцом для монументальных памятников последующих веков. В скульптурных портретах Марка Аврелия ощущается усталость, скепсис, философское раздумье.


Статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 2 в. н. э. Рим


В настенных росписях второй пол. 1 в. н. э. преобладали фантастические архитектурные виды и «картины» на стенах – мифологические композиции, портреты, натюрморты (роспись дома Веттиев в Помпеях, ок. 79 г.). Во 2 в. бурно развивалась культура римских провинций, где широкое распространение получили мозаики и фрески (Пальмира, Баальбек и др.).
В 3–4 вв. римское искусство переживает кризис. Для архитектуры характерно стремление к гигантским масштабам, избыточная пышность и роскошь отделки (Триумфальная арка Септимия Севера, нач. 3 в.; термы Каракаллы, 206—17, и Диоклетиана, 306; базилика Максенция, ок. 315 г.). Распространяются восточные культы Исиды, Сераписа, Митры, в честь которых воздвигается множество храмов. В статуях и бюстах Каракаллы, Септимия Севера, Юлии Домны ещё сохранялись старые технические приёмы, но их образное наполнение стало иным: ощущается настороженность, подозрительность. К кон. 3 в. всё сильнее проявлялись новые идеалы, связанные с христианским вероучением. В 4 в. Рим потерял былое политическое значение; культурным центром стал Константинополь. В недрах античной культуры вызревало раннехристианское искусство, в котором духовность преобладала над телесной выразительностью.

 

Особенности изобразительного искусства и скульптуры Рима

  Наряду с архитектурой в культуре Древнего Рима развивается реалистический скульптурный портрет. Его своеобразие особенно ярко выступает при сравнении с портретами греческих мастеров. Изображая великих полководцев, писателей, политических деятелей, греческие скульпторы стремились создать образ идеально прекрасного, гармонически развитого человека, который являлся бы образцом для всех граждан. Римские мастера, создавая скульптурный портрет, подчеркивали индивидуальный облик человека. В портрете римлянина из Ватиканского музея скульптор изобразил пожилого человека с аскетически суровым лицом. На его голову наброшено покрывало. Не­правильной формы голова, лоб, изрезанный морщинами, старческие щеки, – скульптор сознательно стремится показать лицо таким, каким оно было на самом деле. Это портрет образцового римлянина старого закала, настойчивого и сурового человека, типичного представителя древнеримской доблести, которая связана с простотой и строгостью нравов.  

Еще один известный портрет (I в. до н. э.) знаменитого полководца Помпея (Копенгаген, Нюкарлсбергская глиптотека). Перед нами немолодой человек с некрасивым, но значительным лицом. В чертах лица мастер показал индивидуальность облика полководца и раскрыл различные стороны его характера: человека лживого душой и честного на словах.

Портреты этого времени изображают почти исключительно мужчин, как правило, очень пожилого возраста. Портретные изображения женщин, юношей, детей встречаются лишь на надгробных стелах. В женском образе проявляется характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации, главным в портрете становится точность передачи изображаемого лица.

  В самой культуре Рима складывались предпосылки для правдивого, реального изображения человека в искусстве. Это очень хорошо видно в бронзовой статуе оратора, поставленной в честь политического деятеля Авла Метелла (Флоренция, Археологический музей). Он изображен в простой и естественной позе, создается впе­чатление, что Метелл говорит перед собравшимися слушателями. Мастер помнил, что перед ним свободный римлянин, который значителен самим своим положением гражданина и не нуждается в идеализации.

 

  Однако при скульптурном изображении римс­ких императоров принцип беспристрастности нарушался. Высеченная из мрамора статуя Октавиана Августа, первого римского императора, прославляет его как полководца и правителя государства (Рим, Ватикан). Образ властителя олицетворяет силу и мощь Рима, который, как считалось, был призван господствовать над другими народами. Поэтому скульпторы в изображении императоров при сохранении портретного сходства прибегали к сознательной идеализации. Образцом для подражания им служили греческие статуи V–IV вв. до н. э., в которых римлян привлекали пафос, простота формы и красота пропорций. Гордая и величавая поза Октавиана Августа, выразительный жест его руки придают статуе монументальный характер. Плащ эффектно переброшен через руку, жезл символизирует власть полководца. Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения. Могучая фигура с атлетически развитым телом и обнаженными мускулистыми ногами напоминает статуи греческих богов и героев. У ног Августа скульптор поместил Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое происхождение род Августа. Черты лица Августа переданы правдиво, но его облику придано выражение мужественной прямоты и честности, в нем подчеркнуты качества идеального гражданина, хотя, по свидетельствам историков, Август был осторожным и жестоким политиком[1].

В портретных образах, созданных римс­­ки­ми мастерами на протяжении I–IV вв., отразились эстетические вкусы, идеалы римлян, особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории миро­вого искусства определяется его глубокой жиз­ненной правдой, утверждением реа­лиз­ма в изображении человека. Все даль­нейшее развитие портретной скульптуры во многом основано на творческом нас­ледии римских мастеров.

С подлинным реализмом запечатлен облик императора Веспасиана. Скульп­тор правдиво изобразил крупную, тяже­лую го­ло­ву императора, неприятный, свер­ля­щий взгляд маленьких, глубоко поса­жен­ных глаз, массивный под­бо­ро­док. Чер­ты ли­ца передают характер импе­­ратора: его во­лю, деловитость, практи­цизм, хит­рость и ум.

В поисках жизненной правдивости скул­ьп­­торы не останавливаются и перед разоб­лачением самых низменных ка­честв в че­ло­веке.

 

 

 

Утверждение жизненных черт в портрете сопровождается новыми художественными приемами – пластичной манерой обработки мрамора. Эту манеру римляне заимствовали у эллинских скульпторов. Таков портрет знатной римлянки (Рим, Капитолийский музей). Гордый поворот головы и высокая модная прическа придают портрету парадное великолепие. Угождая вкусу заказчицы, скульптор остается предельно правдивым. В облике дамы угадывается чувство превосходства, гордое сознание своей привлекательности, постоянная привычка повелевать.

Позднее в скульптурных портретах второй половины II в. еще больше углубился индивидуализм. Появились черты одухотворенности, утон­чен­ности. Пассивное, меланхолически-созерцательное настроение подчер­ки­валось трак­товкой глаз – резко обозначенными зрачками. Таков портрет «Сириянки», молодой женщины восточного происхождения (Санкт-Петер­бург, Эрмитаж).

В неправильных чертах лица привлекает хрупкая нежность и женст­вен­ность. В изменяющемся от освещения выражении лица сквозит еле замет­ная улыбка с оттенком иронии. При изменении точек зрения улыбка исче­зает – выступает оттенок грусти и усталости.

  К лучшим произведениям этой эпохи принадлежит и знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия. Она была отлита из бронзы около 170 г. В XVI в. великий Микеланджело поставил эту статую в центре созданной им площади на Капитолийском холме в Риме. По ее образцу были в дальнейшем исполнены конные монументы во многих странах Европы. Скульптор изобразил Марка Аврелия в скромном плаще, без императорских отличий. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге – одежде римлянина. Образ императора – воплощение гражданственного идеала и гуманности. В его задумчивом лице угадывается высокая интеллектуальная культура[2].   В портрете Марка Аврелия автор раскрыл настроение человека, который остро ощущает противоречия окружающей действительности и стремится уйти от них в мир мечты и личных переживаний. Его философия полна пессимистических настроений, он остро чувствовал течение времени, краткость человеческого бытия. «Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед – там другая беспредельность». Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая, и самая короткая жизнь. Человек, в понимании Марка Аврелия, тройственен: у него есть тело – оно смертно, есть душа – проявление жизненной силы и есть разум – руководящее начало.  

Разум в человеке Марк Аврелий называет его гением, его божеством, а следовательно, нельзя оскорблять гения тем, чтобы когда-либо преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить. Философ призывает человека к тому, чтобы всю свою жизнь не дать своей душе опуститься до состояния, недостойного разума и гражданственности существа. В своих размышлениях он вплотную подошел к идеям христианства.

В образе Марка Аврелия обобщаются черты мировоззрения, характерные для всей эпохи, когда в римском обществе все больше распространились разочарования в жизненных ценностях Античности и мир уже стоял на пороге христианской цивилизации. Впервые в истории мирового искусства римские мастера приблизились к пониманию сложности и противоречивости душевной жизни человека. В их работах находит своеобразное выражение конфликт между личностью и обществом, порожденный глубоким экономическим и социально-полити­чес­ким кризисом, в который вступает Римская империя в этот период. Постоянная смена императоров сопровождалась ослаблением могущества государства. Особенно тяжелый и острый период кризиса приходится на середину III в., когда Римская империя буквально находилась на грани развала и гибели. Это был период правления так называемых солдатских императоров, когда обман, предательство стали нормой жизни. Римская наемная армия во время боя переходила на ту сторону, которая больше платила. При этом когорты, набранные из христиан, отличались преданностью долгу и своему начальнику. Неоднократное повторение таких сюжетов вызывает интерес у мыслящих людей. Делается попытка выяснить, какими установками они руководствуются, что их заставляет сохранять верность. Таким образом, начинается изучение христианского мировоззрения.

 

2.5. Культура времени упадка римской империи

События III в. в Римской империи получили название «кризис III века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается интерес к религии, к различным мистическим культам и суевериям. Языческая историография представлена сочинениями Диона Кассия, писавшего по-гречески,. Он составил обширную «Римскую историю» в восьмидесяти книгах – исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона), он достиг своего высшего расцвета в эпоху империи. Очень выразительны бюсты императоров Веспасиана, Каракаллы, Домициана, Вителлия – целая галерея наклонностей, характеров, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них не лишены героизации и театральности.

В конце III в. вступивший на императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на сто лет.

Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признававшая императора наместником Бога на земле. Эдикт Константина 313 г. признал равноправие христианства с другими религиями. В IV–V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). При императоре Феодосии христианство стало государственной религией Рима.

  Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли по размерам термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальный образ, а его внутреннее наполнение, т. е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых Фаюмских портретах, найденных в погребениях Фаюмского оазиса в Египте. Их нашли на лицах мумий. Эти портреты, созданные в I–III вв., – единственные произведения станковой живописи Древнего мира, дошедшие до нас[3].

После смерти Константина в 337 г. в Риме вновь обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, Римская империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей Западной половины остался Рим, а столицей Восточной римской империи стал Константинополь, основанный римским императором Константином на месте бывшей греческой колонии, поселка Византий.

Восточная империя под именем Византии существовала еще тысячу лет. Византийцы, говорившие на греческом языке, называли себя ромеями, т. е. римлянами.

В 410 и в 455 гг. Рим подвергся страшному разгрому – сначала от готов, затем – от вандалов (отсюда понятие «вандализм»). После вандальского погрома Рим стал приходить в запустение: сократилось его население, опустели многие роскошные общественные здания, ветшали и зарастали травой нежилые дворцы и виллы.

В нашествиях германцев принимали участие и племена азиатского происхождения. Самыми страшными врагами западного мира стали гунны, пришедшие в Европу от границ Китая. Это были невиданные западными людьми плосколицые узкоглазые кочевники, жившие в походных шатрах. Они не различали римлян и варваров, с невиданной жестокостью истребляя на своем пути встречные народы. Предводителя гуннов Атиллу христианские писатели называли «бичом божьим».

В середине V в. в центре Галлии на Каталунских полях произошла грандиозная битва между западными народами и гуннами. Против кочевников бок о бок сражались римляне и западные готы. Атилла потерпел поражение. С его смертью гуннская орда распалась: часть ее вернулась в Азию, часть растворилась среди других племен.

Во второй половине V в. правители Западной империи не имели уже сил защищать свое государство. Имперские города или подчинялись варварам или оборонялись. Покровителями городов стали местные магнаты и епископы, обладавшие влиянием и богатством.

23 августа 476 г. варвар – полководец Одоакр, служивший при римском дворе, выгнал из дворца юного императора Ромула Августула. Порфиру и корону – знаки императорского достоинства – отослал в Константинополь в знак воссоединения Восточной и Западной империи. На землях Италии расселились германские воины Одоакра. Они считались солдатами константинопольского императора, но на самом деле подчинялись только своему вождю.

Так, в один день пала Западная Римская империя – и никто этого не заметил: ведь в Константинополе по-прежнему сидел на троне римский император, а в Италии и западных провинциях сохранялись города с римским укладом жизни. Только нашествие франков и лангобардов, произошедшее в VI в., стерло с лица земли последние остатки Западной Римской державы.

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие Европы в период христианского Средневековья. Европейская цивилизация периодически обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия. Выдающиеся астрономы Средневековья – Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер – опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Эвклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Римское право стало фундаментом всех систем права западно-европейс­ких государств.

Современные виды и жанры литературы также восходят к античности.
К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западно-европейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии.
В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.

Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты