КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование древнерусского государства.Государство — это организация политической власти в обществе, которая защищает общественные интересы и регулирует отношения между людьми, опираясь на законы (право) и аппарат принуждения. Становление государственности связано со стремлением общества к упорядочению отношений между людьми. У восточных славян государство сложилось в результате взаимодействия ряда факторов (предпосылок) — социально-экономических, политических, духовных. Социально-экономические предпосылки. 1.Развитие земледелия в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки; 2.Началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, и в основном состояла из родственников, но пашенная земля и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало условия для имущественной дифференциации; 3.По социального расслоения в самой общине не происходило, так как производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой; 4.Сохранялось подсечное земледелие, из-за своей трудоемкости требующее усилий всего родового коллектива. Социально-политические предпосылки. Усложнение внутри племенных отношений и межплеменные столкновения: 1.Ускоряли становление княжеской власти; 2.Повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитров в спорах. Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и регулирующего споры, возрастал его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. В результате военных успехов, выполнения им управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, он как бы наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавая духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. Сущность: Историки располагают незначительной информацией о начальном периоде становления государственности у восточных славян. Повесть Временных Лет говорит, что в 862 г. Славяне решили обратиться к соседям - варягам и их князю Рюрику. Среди новгородских племен началась междоусобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя. По их просьбе на Русь пришли: Рюрик (Новгород), Трувор (Ладога), Синеус (Белоозеро). В 882 г. Князь Олег (родственник Рюрика) с дружиною и сыном Рюрика Игорем захватил Киев, освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти Новгород и Киев. Так, согласно летописи, произошло образование древнерусского государства. Норманская теория (40- 50- е года 18 века. Г. Байер, Г. Миллер) Считали, что государсвенность на Русь была принесена норманами (варягами) и делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому процессу. Современные исследователи считают: а) процесс формирования государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна местным славянам и финно-угорскому населению; б) Рюрик, скорее всего, реальная историческая личность, приглашенный в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов, захватил власть, подавив восстание под руководством местного племенного князя Вадима. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; что касается его братьев Синеуса и Трувора, то это — результат недоразумения — летописец, читая скандинавский источник, принял «sine hus» (со своими родичами) за Синеуса, a «tru waring» (верная дружина) за Трувора; в) норманнская дружина активно использовала насилие для сбора дани и объединения местных племенных союзов, что ускорило складывание государства. Одновременно происходила консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; г) Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино «путь из варяг в греки», как бы подвел хозяйственно-экономическую базу под складывающееся государство. Образование государства со столицей в Киеве имело важное историческое значение для восточных славян. Итог: 1.Сложились более благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, торговли. 2. Мощный импульс получает древнерусская культура. 3.В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. Особенность древнерусского государства: являлось многоэтничным (многонациональным) по составу с преобладанием славянского компонента. Во многом именно многоэтничность в дальнейшем будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство (самодержавная власть) и православная религия.
|