КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформация. Значение протестантизма, его основных учений в процессе перехода к индустриальному обществу (XVI-XVII вв.).Реформация — это обновление церкви, которое сопровождалось крушением многих религиозных установок и догматов, и в то же время всплеском религиозных чувств и эмоций. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, вызванный появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами научной мысли. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковников, жадность многих пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций (отпущение за определенную плату грехов). В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства — протестантизм. Родиной Реформации стала Германия, где возникло лютеранство — христианское вероучение, названное по имени его основателя. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии? В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского университета, богослов Мартин Лютер (1483— 1546). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и папой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег буллу (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: 1.Священное Писание является единственным источником веры; 2.Только вера делает человека праведником; 3.Следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; 4.Чистилища не существует; 5.Необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д. Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин, француз-эмигрант в Женеве. Он обосновал основной догмат кальвинизма — учение об абсолютном предопределении. 1.Участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально; 2.Избранных ждет спасение, остальные обречены на вечные муки. 3.Человек не должен пассивно ждать свершения судьбы, но постоянно трудиться, ибо труд — это божий дар, а лень — один из величайших пороков. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, соответствовала нарождающейся капиталистической системе. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Англия еще до революции пережила свою Реформацию, которая привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 г., что не получило одобрения у Ватикана. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «Один Бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась. Итог: Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Абсолютная монархия как форма европейской государственности периода перехода к индустриальному обществу. Значение первых революций нового времени в преобразовании абсолютизма(XVI-XVII вв.). Наиболее распространенной формой правления в эту эпоху оставалась монархия. На смену сословной монархии постепенно приходит абсолютизм. Появились централизованные государства, нуждающиеся в больших средствах, сильной армии, чиновничьем аппарате. Абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его пришелся на XVII в. Характерными признаками абсолютизма были: 1.Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; 2.Отсутствие сословно-представительных учреждений; 3.Выстраивание целостной иерархической системы органов центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху; 4.Наличие мощного чиновничье-бюрократического аппарата; 5.Регулярная армия. Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. Важной вехой в становлении абсолютизма стало правление Франциска I, указы и распоряжения которого сопровождались фразой: «Ибо такова наша воля». При Генрихе IV Бурбоне процесс централизации власти усилился. При его сыне, короле Людовике XIII, два десятилетия пост первого министра занимал кардинал Ришелье, который был фактическим правителем Франции. Ему принадлежит особая роль в укреплении абсолютизма. С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты — сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. 175 лет Генеральные штаты не собирались. Абсолютизм во Франции достиг апогея при «короле-солнце» Людовике XIV (1643—1715). Его власть была настолько велика, что предание приписывает ему изречение «Государство — это я». В Англии королевская власть также значительно усилилась. Английский абсолютизм приобрел законченные формы при Генрихе VIII Тюдоре (1509—1547) и достиг своего расцвета при его дочери Елизавете I, которая правила страной 45 лет с 1558 по 1603 гг. Подобную политику продолжал и Яков I Стюарт (1603—1625), вступивший на престол после смерти Елизаветы I. Но он, как и его сын Карл I, все свое царствование провел в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государства в своих интересах. Самой деспотичной была абсолютная монархия Испании, сложившаяся после объединения Арагона и Кастилии и завершения Реконкисты (отвоевание у мавров своей территории). Ее опорой являлось мелкое и среднее дворянство — идальго. Роль сословно-представительных органов — кортесов — была незначительной. Окончательное утверждение абсолютизма произошло при испанском короле и императоре Священной римской империи Карле V Габсбурге, когда Испания стала сильнейшим государством в Европе. Однако к началу XVII в. Испания утратила свое лидерство в Европе. По пути абсолютизма пошли также Дания и Швеция. Но здесь он так и не достиг устойчивых форм: периоды усиления королевской власти чередовались с усилением отдельных феодальных групп. В Италии и Германии также складывался своеобразный региональный абсолютизм. Итог: В эпоху европейского абсолютизма на всей территории данного государства существовали единые законы, власть осуществлялась из одного центра. Это способствовало складыванию единого стиля жизни, общего языка, обычаев и нравов, привычек людей независимо от их социального и имущественного положения. Абсолютизм и присущая ему государственно- правовая система усиливали ощущение государственно-политической общности у людей различных социальных групп и сословий и способствовали формированию наций.
|