КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВОПРОС 6: Приватизация в отрасли культуры.Как и в других отраслях экономики, приватизация организаций в культуре призвана: - повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов; - уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики. Однако учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рассматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как возможность привлечения в нее дополнительных финансовых источников в виде частных капиталов. Специфика процесса приватизации в культуре состоит также в определении сроков и методов передачи объектов в частную собственность. Хотя отрасль культуры стала первой из отраслей социально-культурной сферы1 участницей процесса приватизации, однако и здесь он происходит со значительно более поздним законодательным оформлением, чем в экономике в целом. Закон о культуре, принятый в 1992 г., рассмотрел возможность приватизации в отрасли, при этом: - определялись границы приватизации – перечень объектов культурного наследия, утвержденный Правительством РФ, не подлежавших приватизации; - оговаривались условия приватизации, условия обременения приватизируемого имущества: сохранение культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранение профильных услуг, организация обслуживания льготных категорий населения. Несмотря на то, что закон определил некоторые условия приватизации объектов культуры, в нем не был проработан главный принцип – дифференцированный подход. В связи со сложностью его разработки приватизация организаций культуры была запрещена1. И только в 1994 году, с принятием очередной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, приватизация организаций культуры стала возможной. В программе использован дифференцированный подход к организациям культуры, в соответствии с которым они распределены на группы: 1. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Сюда отнесены: - организации, финансирование которых более чем на 50% осуществляется из республиканского бюджета; - движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ. 2. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства РФ. Сюда отнесены все объекты социально-культурного назначения федеральной собственности: информационные агентства, телерадиокомпании, театры, кино- и выставочные залы, киностудии, а также объекты, хранящиеся в музеях, библиотеках, архивах, картинных галереях, включая помещения и здания, где они расположены. 3. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества РФ (ныне Федеральное агентство государственного имущества РФ). В их число вошли цирковые организации госкомпании «Росцирк», а также предприятия, производящие специальное оборудование для учреждений культуры. 4. Объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется по решению органов государственного управления субъектов РФ и местными программами приватизации. К этой группе относятся объекты культуры и предприятия всех видов, находящиеся в государственной (муниципальной собственности). В первоначальных нормативных документах начала приватизации и в последующих законах общим является подход к приватизации в культуре, предполагающий: - дифференцированность; - обременение приватизируемого имущества определенными условиями; - централизацию принятия решения о приватизации; - исключение заявительного порядка приватизации объектов культуры, основная форма процесса приватизации – государственная (муниципальная) программа. Практику приватизации, насчитывающую теперь уже не один десяток лет, оценить сложно прежде всего из-за отсутствия её общей статистической картины. «Неспешность» её темпов объясняется, во-первых, недостаточностью, порой противоречивостью нормативной базы, во-вторых, разным отношением к ней субъектов приватизационного процесса. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом как главное действующее лицо процесса приватизации (см. функции Росимущества в Приложении 6) заинтересовано в ускорении темпов приватизации, видя в ней способ экономии бюджетных средств. Руководители ведомств культуры и её организаций в основном отрицательно относятся к приватизации, небезосновательно считая, что она приведет к перепрофилированию приватизированной организации, а следовательно, к сокращению сети организаций культуры и ухудшению обслуживания населения. Недавним примером противостояния Росимущества и руководителей культуры явилась ситуация, сложившаяся по поводу решения Росимущества включить в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества на 2008 г. Московского цирка на проспекте Вернадского и киностудии «Ленфильм». Как было сказано ранее, цирки и киностудии относятся к унитарным предприятиям, но рентабельность их низка и без поддержки государства (дотаций – циркам, госзаказов на производство фильмов – для киностудий) они не смогут существовать. Эти аргументы и были использованы руководителями организаций. Их твердая позиция и поддержка общественности принесли результат: обе организации были исключены из Плана приватизации.
|