КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Завершение первобытной историиВ этом параграфе вы можете найти ответы на вопросы: 1. Как менялась жизнь людей разумнейших. 2. Какие новые занятия и орудия труда у них появились. 3. Как изменилось человеческое общество в связи с ускорением прогресса. Дубина, огонь, копье, каменный топор, лук - всё это были важнейшие открытия, позволившие обезьянам и людям расширить границы своего обитания и постепенно овладеть всей планетой. Совершая эти открытия, человек вместе с тем изменял самого себя – менялся и внешний облик человека, но важнее, что его образ жизни, обычаи и поведение становились непохожими на унаследованные от предков. В девятом тысячелетии до нашей эры наступило время перемен – таких, каких ещё не случалось пережить человеку и его предкам... Первобытный человек, по всей вероятности, почти совсем не изменял свою окружающую среду. Он принимал ее такой, какая она была. Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей, ведь для того, чтобы жить, человеку необходима пища. Но успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит все деревья с плодами и прогонит зверей, то засуха или наводнение лишат их пищи. Охота была трудна и опасна и, далеко не всегда, успешна. Неудивительно, что больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие от болезней и голода. Люди вынуждены были кочевать из-за постоянного недостатка пищи, проходя огромные расстояния в поисках пищи. Кочевники приручили многих животных. Сначала собак, которые помогали им в охоте, а затем свиней, коз и овец. Так возникло скотоводство, это было важнейшее изобретение человеческого рода, сделавшее его менее зависимым от случайности на охоте. Другое величайшее открытие было сделано где-то в степях и предгорьях Передней Азии, в Палестине или в Северной Месопотамии. Эти места не отличались богатым животным миром, и здесь не было хорошей добычи для охотников - но зато в здешних степях росла дикая пшеница. Местные жители кормились собирательством: женщины срывали колоски пшеницы и растирали их на каменных зернотерках. Постепенно они заметили, что упавшие около жилищ зерна, весной дают всходы, и стали бросать их специально, на взрыхленную мотыгой почву. На холмах Палестины заколосились первые пшеничные поля, и оказалось, что небольшое поле может прокормить весь род. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшее зерно. Так родилось земледелие. Коллективную охоту сменила коллективная работа в поле. Как и раньше, пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли. Со временем деревни разрастались, и начинала ощущаться нехватка земли - тогда производились "выселки": собирали молодежь и переселяли ее на свободные земли охотничьих племен. Каждое новое поколение снималось с родительских очагов и шло дальше, к новым землям. Шло со стадами скота, вьючными животными и воинами во главе колонны. Это было Великое Расселение Земледельцев. После того как 10.000 лет назад в Западной Азии человек научился заниматься земледелием и скотоводством, его жизнь сильно изменилась. Родовые общины земледельцев перестали кочевать и осели на землю, привязанные к своим полям. Так впервые в истории мира произошел переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Человек теперь не только брал у природы то, что она ему давала, но сам, целенаправленно преобразовывал природу, выращивая для себя мясо и зерно, превращая бесформенные камни и куски металла в орудия определенной формы и назначения. Зависимость человека от капризов природы стала меньшей. Труд земледельца был очень тяжелым. Древний способ земледелия называется мотыжным и подсечно-огневым. Человек вырубал участок леса, выжигал оставшиеся корни и затем одной лишь мотыгой вспахивал и боронил землю. Более совершенное орудие, чем мотыга – плуг – появится на тысячу лет позднее. Но, несмотря на это, человек стал гораздо меньше зависеть от природы, чем раньше, теперь он в большей степени зависел от собственного труда. Качество жизни человека заметно улучшилось, он теперь редко голодал и меньше болел, соответственно уменьшилась и человеческая смертность, особенно детская, многие люди стали доживать до сорока лет и более. Все эти факторы привели к росту населения. Людей на планете становилось больше с каждым столетием. Прогресс* человечества заметно ускорился 9.000 лет назад. Тогда в Западной Азии, а затем и в Европе, и на Севере Африки человек научился обрабатывать металлы, которые он находил прямо на поверхности земли. Первым металлом стала легко плавящаяся медь, а затем золото и серебро. Обработка металлов требовала все больших трудовых навыков от человека. Делать хорошие металлические орудия мог лишь тот человек, который посвящал этой работе все свои дни. Поэтому заметно усложнилось разделение труда между людьми. Раньше же общий примитивный труд разделялся просто между сильными мужчинами (занимавшимися охотой) и слабыми женщинами, детьми и стариками (которые занимались собирательством). Теперь появились разные профессии (виды деятельности). Одни люди занимались теперь скотоводством, другие – земледелием. Многие занимались охотой и собирательством, но были и те люди, которые посвящали все свое время РЕМЕСЛАМ*. Ремесла становились все сложнее, и ремесленники вскоре вовсе перестали заниматься иными делами, кроме как своим ремеслом. В родовой общине все было общее и ремесленник, создававший ткани или прявший нити, кующий медные топоры или выдалбливающий деревянные лодки, лепивший сосуды или вытачивающий наконечники для стрел, не оставался без пищи. Но, подобно тому, как еда принадлежала всем, произведенные ремесленником вещи тоже становились общей собственностью. По мере того как людей становилось все больше и больше, родовая община, как форма организации человеческого общества, превратилась в более сложную СОСЕДСКУЮ ОБЩИНУ. Большой род, бывший главной основой родовой общины, распался на крупные семьи, которые, разделив общинные земли, стали вести своё отдельное хозяйство. Эти семьи объединяло не столько родство, сколько соседство, и вместе они образовывали соседскую общину. В этой общине многое ещё оставалось общим. Общими были луга, где паслись стада, общими были река и лес, но поля, дома, амбары, орудия труда и скот у всех были свои. Продукты ремесленного труда более не принадлежали всем общинникам и возник НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. Люди начали обменивать произведенные ими продукты труда, на изделия других людей. Например, мясо и зерно, земледелец обменивал у кузнеца на топор и металлические наконечники для мотыги и стрел. А сам кузнец, за металлические крючки и топор выменивал себе посуду у гончара и шкуры у охотника. Все семьи вели хозяйство по-разному, да и земли у всех были различные. Одним повезло: семья была большая, а земля хорошая, другим и земли достались не лучшие, да и выживших сыновей в семье было мало. Постепенно между людьми возникло экономическое (т.е. хозяйственное или имущественное) неравенство. Одни люди стали богаче других. Богатые люди (имевшие очень много излишков продуктов и орудий труда) стремились стать ещё богаче, постепенно за долги им отходили земли бедняков. Богатые люди переставали работать на своей земле, за них это делали бедные соплеменники. Многие ремесленники тоже стали богачами, ибо теперь они выменивали созданные продукты своего ремесла на пищу и другие ремесленные изделия и часто обменивали очень выгодно для себя. Богатые и бедные долгое время были равны в своих правах. Желая стать ещё богаче, молодые люди из богатых семей отправлялись в грабительские войны против соседних племен. Всю добычу они делили между собой, отдавая небольшую часть в жертву богам и в подарок старейшинам племени. Эти богатые воины были известны своей личной доблестью, а потому и к их детям относились с большим почтением. Так появилась ЗНАТЬ – богатая верхушка общества, передававшая по наследству не только свои богатства, но и знатность и власть. К знати относились, прежде всего, богатые семьи старейшин и воины во главе с избранным вождем. Как только власть над общиной стала передаваться по наследству, простые общинники оказались принижены в своих правах по отношению к своим знатным соседям и вынуждены были подчиниться знатным богачам, потому что зависели от них экономически. Так возникло социальное (т.е. общественное) неравенство между людьми. Крайней формой такого неравенства стало разделение людей на свободных и рабов. Первыми рабами становились пленники, захваченные во время войн. Итак, примерно 8.000 – 7.000 лет назад в первобытном обществе произошли большие изменения. Человек уже не только присваивал себе, то что создала природа, но и сам активно производил большое количество продуктов труда. Общины, главным занятием которых стало земледелие, развивались быстрее других человеческих групп. С увеличением урожаев выросло количество людей в роду, и он разделился на семьи. В образовавшейся соседской общине между людьми возникло сначала экономическое, а затем и социальное неравенство. Появились богатые люди и бедные, знатные и незнатные. Общее качество жизни в результате развития орудий труда и накопления знаний о мире улучшалось, население увеличивалось и вместе с тем усиливалось неравенство. В большом обществе между людьми накапливались значительные противоречия, вызванные увеличением количества людей и усилением неравенства между ними. Такое общество уже не могло быть организовано в виде простой общины под властью старейшин. Сложному обществу требовалось новая сложная форма организации. И тогда появились первые государства. Государство – это сложная форма организации общества, имеющая обязательные признаки: ü территория, ü закон, ü власть с большим количеством чиновников, ü армия, ü единое экономическое пространство, ü единое культурное пространство.
Государства возникли не в один миг, процесс их становления был долгим и сложным. Сначала усилилась первобытная знать, которая желала стать ещё богаче и подчинить себе как можно больше людей. Вождь стал царем, его слово и обычаи предков превратились во всеобщий закон. Окружавшие вождя знатные люди и старейшины помогали править царю, превратившись в вельмож – государственных чиновников. Царь, его дружина и чиновники охраняли свою территорию от нападений врага. Древние земледельческие поселки на этой территории превратились в настоящие укрепленные городами, а в крупнейшем из таких городов-поселков поселился царь, и этот город стал столицей созданного государства. На территории государства все свободные люди говорили на одном языке, верили в одних богов и имели схожий быт. Они примерно одинаковыми способами производили и по общим правилам распределяли продукты и орудия труда. С появлением первых государств в Египте, Месопотамии и Индии рождается первая цивилизация. Цивилизация (от латинского civilis – гражданский, государственный) – это уровень развития культуры в обществе, организованном как государство. Несколько государств могут относиться к одной цивилизации. Например, Древний Египет, Вавилония, Древняя Индия, Древний Китай и некоторые другие государства с примерно равным уровнем развития культуры относятся к цивилизации Древнего Востока. С появлением первой цивилизации завершился период первобытной истории.
СЛОВАРЬ:
|