КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А.И. Кравченко, Е.А. ПевцоваСтр 1 из 29Следующая ⇒ Духовность — особое достоинство.Духовность — это особое достоинство человека в отличие от животного, результат его общественно-исторического опыта. А что касается духовного мира, то это полный тайн, загадок, внутренних поворотов, особый мир, отличный от материального; это особая форма человеческой жизни. Невозможно определить шкалой или же системой измерения степень духовности. Унее есть много названий. Иногда мы говорим о человеке, что он "интеллектуал", "талантливый", "добродушный" и т. п. И нередко осуждаем в людях, которых знаем и с кем общаемся, отрицательные качества, например: "суровый", "некультурный", "необразованный". Все это наша субъективная оценка, общественно-психологическую характеристику человеку дать нелегко. Чтобы узнать человека, надо "съесть с ним пуд соли", говорится в пословице. Мы дружим с человеком многие годы и, когда приходит беда, видим его совсем другим, а удивляться этому не надо. Иногда человек остается, наоборот, таким же, каким мы его знали. Может быть, он создан таким. Воздействие художественного произведения надуховное развитие.В зависимости от места, занимаемого искусством в обществе, ученые называют такие его виды: эвристическое, коммуникативное, социально-организовывающее, социологическое, воспитательное, познавательное, прогнозтическое, ценностное, субъективное... Вместе с тем, надо сказать, что список этим не ограничивается. Влияние искусства на духовное развитие человека очень велико и об этом немало сказано. А. Эйнштейн писал, что Ф. Достоевский произвел на него гораздо большее впечатление, чем другие великие мыслители. Ч. Дарвин считал, что эстетика выше всего, что есть в человеке. Великий Абай представлял всю жизнь народа как искусство: "При рождении — дверь мира открывает песня, с песней уходишь в мир иной". Природоведение, технические, социологические науки познают мир с разных сторон; синтез знаний ограничивается исследуемым объектом, потому и не могут дать полного отражения объективной реальности. Даже если все ученые попробуют дать полное описание мира, они все равно не смогут полностью охватить его разные объекты. Наиболее полное представление о мире, опираясь на общие законы развития человечества, общества, природы, может дать только философия. Но даже философии не дано понять и объяснить окружающий нас мир. Рассказать об этом подвластно только художественному искусству. Отличие художественного искусства от философии заключается в умении показать не общие законы мира, а множество форм жизненных явлений как они есть. "Искусство — это индивидуальный жизненный опыт, украшенный образами, чувствами, который может быть обобщен", — говорил Л. Н. Толстой. "Искусство живет не для ограниченного круга образованных людей, а в целом для нации", — говорил Гегель, считавший, что искусство является одним из способов постижения мира человеком. По своим познавательным функциям искусство близко к точным наукам; по умению заставить весь мир мыслить оно похоже на философию; по измерению истины близко к идеологии. Однако оно не похоже ни на одно из них и является идеализированной формой человеческого чувства и жизненного опыта. Из этого можно сделать вывод, что искусство изображает не только окружающие нас формы, но и мир с разных сторон. Поэтому образы в искусстве предстают в диалектическом единстве и развитии. Занятие наукой умножает познавательный потенциал: идеология воздействует на ценностные ориентиры, а искусство обеспечивает совершенствование духовной жизни человека и даже может изменить его взгляды и поведение. Воздействие искусства на людей осуществляется в развитии его художественного потенциала: именно познавательный, ценностно-качественный, коммуникативный потенциал формирует образ человека и связывает его с социальными ролями. Здесь также нужно учесть, что социальная роль человека, опирающаяся на жизненный опыт, не является единственным источником в создании образа. В этом процессе искусство активно приукрашивает "образ человека" и таким образом реализует его социальную роль. Жизненный опыт показывает, что люди, усвоившие художественное искусство, хорошо справляются с производственными обязанностями, показывают высокое мастерство в специальности, эффективную коммуникабельность и высокую культуру.
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
|