Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Архитектура. В послереволюционные годы внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства




В послереволюционные годы внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма.

Новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу. Конструктивизм характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

1930-е- стилевые тенденции располагались между двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом. Этот переходный период в наше время некоторые специалисты считают постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко.

Ар-деко: Это эклектичный стиль, который представляет собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро. Примером архитектуры переходного периода является здание ленинградского Фрунзенского универмага и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве.

Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.

В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ.

МГУ выстроено в 1949—1953 гг., архитекторы Б. М. Иофан (был смещён с должности главного архитектора), Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской В. И. Мухиной.

Здание было построено в стиле «сталинский ампир». Стиль «сталинский ампир» был главенствующим в архитектуре страны до 1955 года. Сталинский ампир сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий.

В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру. Началась застройка районов крупными массивами. В 1960-70-х гг. развивался новый стиль архитектуры — простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники.

 

30. Модерн, Югенстиль, Ар-Нуво, Ар-Деко, Сецессион в европейском и русском изобразительном искусстве и архитектуре.

Ар-деко (фр. «декоративное искусство») —течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930-е и 1940-е годы в международном масштабе. Синтез модерна и неоклассицизма.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

 

Модерн - художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы).

В разных странах стиль модерн назывался по-разному:

в США – тиффани (по имени Л. К. Тиффани),

во Франции – Ар Нуво (фр., новое искусство),

в Германии – югендстиль (нем., молодой стиль),

в Австрии – стиль Сецессион,

в Англии – модерн стайл,

в Италии – стиль либерти,

в Швейцарии – еловый стиль.

 

Модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного все стороны деятельности человека. Он стремился стать единым синтетическим стилем, в кот все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе: архитектура, живопись, дизайн интерьера, керамика, книжная графика.

 

Характерные черты (изобразительное искусство):

- отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий;

- динамика и текучесть форм;

- орнамент (растительный);

- 2-хмерность изображения;

-декоративность

 

Представители:

Обри Бёрдсли (график) – Англия;

Герда Вегенер — Дания;

Густав Климт («Змеи-2», «Даная», «Золотая рыбка») — Австрия;

Альфонс Муха — Чехия;

Фердинанд Ходлер («Ночь», «День») – Швейцария;

Люсьен Леви-Дюрмэ, Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Пюви де Шаванн — Франция;

Россия:

М. А. Врубель;

А. Н. Бенуа;

В.А. Серова;

Н.К. Рерих

В. М. Васнецов;

С. В. Малютин;

М. В. Нестеров;

В. Д. Поленов;

Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства

 

Обри Винсент Бёрдсли (1872, Брайтон—1898, Франция) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х гг.

Обри Бёрдсли родился в семье Пола Бёрдсли, чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнес Питт, которая происходила из семьи врачей. Несколько поколений в семье отца страдали от туберкулёза. В 1879 году семилетнему Обри поставили аналогичный диагноз.

. В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд. Рисовать он начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года (переезд в Лондон) вместе с сестрой Мейбл (впоследствии она стала актрисой) давал концерты, на которые собирались до 3000 человек.

Несмотря на болезнь, некоторое время он посещает уроки в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф. Брауна. Однако всего в искусстве он добился самостоятельно, и поэтому считается гениальным самоучкой.

Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». Одной из отличительных черт его работ являлась утончённая эротичность.

 

Иоканаан и Саломея Глаза Ирода Танец живота

Иллюстрации к пьесе английского писателя Оскара Уайльда «Саломея» (1894 г.)

 

Альфонс Мариа Муха (1860 —1939)— чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

Альфонс Муха родился в городке Иванчице в Южной Моравии в семье небогатого судебного чиновника Ондре Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Окончил гимназию, после пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В сер. 1880-х восхищённый его творчеством граф Куэн-Беласси, кот он украшал замок, согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Однако в 1889 году графу надоело быть меценатом, и Муха остается без средств к существованию. Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек и т. д.

Поворот в его судьбе наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс» заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Он получил место главного декоратора театра.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — его произведения дышат спокойствием и негой. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

Жисмонда Лунное сиияние Утрення звезда Вечерняя звезда Северная звезда

Декоративное панно из серии «Звезды» 1900

 

Фрукты.1897. весна лето осень зима

Декоративное панно из серии «Времена года» 1896

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты