КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись.1920-е годы: Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства». Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Её ядро составляли бывшие передвижники. Участники объединения декларировали реалистический метод как основную форму творчества, использовали подчеркнуто бытописательский стиль, наиболее доступный массовому зрителю. В отличие от многих других объединений послереволюционной России, АХРР проводила выставки по всей стране. В результате общество постоянно пополнялось мастерами из провинции, и вскоре АХРР превратилась в чрезвычайно многочисленную и практически вездесущую организацию. Главные мастера и произведения группировки: Исаак Бродский («Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Георгий Ряжский («Делегатка»; «Председательница»), портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова»), Абрам Архипов («В гостях», «На Волге»), Ефим Чепцов («Заседание сельячейки»), Василий Яковлев («Транспорт налаживается»), Митрофан Греков («Тачанка», более поздние «На Кубань» и «Трубачи Первой Конной»).
Общество станковистов (ОСТ) – художественное объединение, существовавшее в России в 1920е годы. Оно было основано выпускниками ВХУТЕМАСа, учениками Д.П. Штеренберга. ОСТ занял промежуточную позицию между бытописательством АХРРа и формалистическими авангардными экспериментами. Художники ОСТа обращаются к смелым современным решениям: к традиции кино с его неожиданными ракурсами, контрастами, эффектом стоп-кадра; к композиционной точности и художественному лаконизму плаката; к динамике и остроте восприятия немецкого экспрессионизма. Остовцы не брались за революционные темы Гражданской войны (лучшие образцы которой представили ахровцы), а предпочитали мирные, светлые темы, «приметы XX столетия»: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом и др. Главные мастера и произведения группировки: П.Вильямс «Гамбургское восстание», А.Дейнека («На стройке новых цехов»; «Перед спуском в шахту»; «Оборона Петрограда»), А.Лабас, Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»), Ю.Пименов («Тяжелая индустрия»), А.Тышлер, Д.Штеренберг и проч.
«Четыре искусства» — художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924—1931 годах. Общество основано по инициативе бывших участников объединений «Голубая роза» и «Мир искусства». В задачу Общества входило изучение вопросов специфики и взаимодействия различных видов искусства, а также разработка градостроительных принципов, монументальная пропаганда, оформление интерьеров общественных зданий. В 1928 был принят устав, в котором указывалось: «Имея целью деятельное участие в социалистическом строительстве и развитии революционной культуры, Общество “Четырех искусств” объединяет в пределах РСФСР художников, работающих в области живописи, скульптуры, архитектуры и графики, ставя своей задачей содействие росту художественного мастерства и культуры изобразительных искусств путем научно-исследовательской и практической работы своих членов и распространения художественно-технических знаний». Члены объединения: Художники - П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Митурич, М.Сарьян, П.Уткин, Н.Тырса, Н.Ульянов, К.Истомин, В.Фаворский, И.Шадр. Скульпторы - А.Матвеев, В.Мухина, Н.Андреев. Архитекторы - В.Щуко, А.Щусев. Реализму в годы гражданской войны противостояли самые различные течения, начиная от салонного искусства и кончая абстракционизмом. В первые годы после революции велась решительная борьба именно с крайними антиреалистическими течениями, претендовавшими на роль руководителей нового революционного искусства. Русский авангард открывает нам ярчайшее созвездие художниц, которых поэт-футурист Бенедикт Лившиц назовет `амазонками, скифскими всадницами`: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм - «Портрет Философа»), Ольга Розанова, Надежда Удальцова (кубофутурист, супрематист -«Красная фигура»), Варвара Степанова.
К началу 30-х гг. советская живопись достигла значительных успехов и вышла на широкую дорогу социалистического реализма. Советская станковая живопись также испытывает тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность». Одни из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода — Борис Иогансон («Допрос коммунистов»), Сергей Герасимов («Клятва сибирских партизан»), Александр Дейнека («На стройке новых цехов», «Мать»), Юрий Пименов («Новая Москва»). В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Пример: мирискусник Евгений Лансере — роспись ресторанного зала Казанского вокзала, Дейнека - мозаики станции «Маяковская» (Мск).
ВОВ.Советские художники создали своего рода летопись Великой Отечественной войны. Содержание картин напрашивалось само собой — фашистская угроза, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, затем радость победы, чувство причастности каждому к общему делу. Александр Дейнека «Оборона Севастополя», Константин Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».
После войны.Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей. Также в живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр. В 1950 году коллективом авторов (Борис Иогансон и находившиеся под его руководством Василий Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. Актуальна тема современности. Большое число изображений людей труда — рабочих, колхозников. Кто работал в эти годы: Б.Неменский, Ю.Непринцев, В.Костецкий, А.Лактионов, В.Соколов, Т.Яблонская, А.Пластов, С,Чуйков, Г.Нисский, П.Корин; графика: Б.Пророков, Л.Сойфертис, В.Горяев,В.Фаворский, Кибрик, Шмаринов.
|