Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.




Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор,а в качестве особой науки ее впервые вы

делил другой древнегреческий мыслитель Платон1.Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплета­лись во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчле-ненных знаний, или протознаний (лат. ргоглз — первый), вы­деляются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глу­бокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой фи­лософии, формируются относительно самостоятельные ее разде­лы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеоло­гия — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика — учение о морали, эстетика — уче­ние о прекрасном в жизни и искусстве, социальная филосо­фия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

С развитием философского знания многие из этих разде­лов — логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии формируются в относительно самостоятельные фило­софские области знания, образующие вместе с онтологией и гно­сеологией философию в широком смысле слова. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием кото­рой являются преимущественно онтологические, гносеологичес­кие и методологические проблемы, что не исключает философ­ского осмысления коренных этических, социальных и других проблем.

Следствием ограничения круга проблем и углубления их раз­работки явилось.уточнение предмета философии, формирование ее функций.

Какие же проблемы находятся в сфере философского осмыс­ления, что является ее предметом и каковы ее функции?

Отметим прежде всего, что в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода древней философии характерен космоцентризм (греч. козшоз

вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхож­дение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека,, этики, общественного устройства. Философия стано­вится антропоцентричной (греч. апгхороз — человек). Религи­озная философия средневековья теоцентрична (греч. т.Ьеоз — Бог): природа и человек рассматриваются ею как творение Бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план про­блемы познания, научных методов, общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов, структурному анализу философских систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследу­ются на протяжении всей истории философии.

Определенный круг проблем философии связан с ее функция­ми, главными из которых являются: 1) мировоззренческая, 2) гносеологическая, 3) методологическая.

1. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или — в зависимости от характера того или иного философского учения — сознания к материи, духа к при­роде, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос является основным вопросом философии, потому что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осоз­нается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. И хотя этот вопрос был четко сформулирован только в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец класси­ческой немецкой философии» (1886)1, в действительности любое философское учение, если даже оно не ставит или даже отрицает основной вопрос философии, в конечном счете основывается на

его решении, опирается на него как на исходный принцип при ответах на другие вопросы: о происхождении, сущности и отно­шении материального и духовного, о природе истинного знания и способах его достижения, о жизни, смерти и бессмертии чело­века и многие другие.

В зависимости от решения основного вопроса философии — что является первичным, определяющим — материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? — филосо­фы делятся на материалистов, признающих первичным мате­рию, существующую вне и независимо от сознания, а созна­ние — вторичным, производным от материи, и идеалистов, счи­тающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.

Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независя­щее от человека духовное начало — мировой дух, внечеловечес-кий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказыва­ется результатом духовного творчества субъекта.

Философский материализм, основными историческими фор­мами которого являются стихийный материализм древних, ме­тафизический материализм XVII —XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положе­ния и выводы. Идеализм близок к религии, а в религиозно-идеалистических течениях смыкается с ней; «мировой разум», «мировая воля» и т.п. являются по существу философской ин­терпретацией Бога. Однако идеалистическая философия и ре­лигия не тождественны друг другу: если религия опирается на веру и религиозные чувства, то идеалистическая философия, в том числе и религиозная, не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, использует логические приемы аргументации.

Следует однако отметить, что противоположность материализ­ма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Не только в материалистических, но и в идеалисти­ческих системах дана их глубокая теоретическая разработка, со­держатся положения, представляющие значительную ценность. Вместе с тем не только идеалистические, но и материалистичес кие учения содержат выводы, не подтвержденные последующим развитием науки и общественной практики, страдающие односто­ронним подходом в решении философских проблем. Поэтому нет оснований противопоставлять одно философское направление другому, рассматривать одно из них как нечто негодное к упот­реблению. В каждом философском учении — и материалисти­ческом, и идеалистическом важно найти рациональное содержа­ние, оказавшее положительное влияние на развитие представле­ний о мире и человеке.

Кроме того, не всякое философское учение можно безогово­рочно отнести к материалистическому или идеалистическому на­правлению. Существуют дуалистические философские системы (лат. ёио — два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами; учения, признающие объективное, под­чиняющееся естественным законам существование материального мира, но не отрицающие его божественного творения; философ­ские теории, материалистически объясняющие природу и идеа­листически — общественные явления. Иначе говоря, среди фи­лософов есть как непоследовательные материалисты, так и не­последовательные идеалисты. И тем не менее основной вопрос философии позволяет ориентироваться в многообразии философ­ских учений, выявить их сущность и исходные позиции.

И хотя вопрос об отношении мышления к бытию не призна­ется основным философским вопросом многими философами, выдвигающими на первый план проблемы свободы, долга, смыс­ла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности це­лостную картину мира. Дать такую картину,- представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция фило­софии.

Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокуп­ность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отноше­ния, в которые вступает человек в своей предметной, практичес­кой деятельности, осваивая и преобразуя природную и социаль­ную действительность, и нравственное отношение к природе, об­ществу, другим людям; эстетические, аксиологические (оценоч­ные) и другие отношения. Все они являются предметом фило­софского осмысления. Видное место среди них занимает позна­вательное отношение, неразрывно связанное с основным вопро­сом философии, составляющее его вторую сторону.

В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о дей­ствительном мире составлять верное отражение действительнос­ти?

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений1, и филосо­фов, не сомневающихся в познавательных возможностях чело­века, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее

вер­ную картину мира. Такая позиция называется гносеологичес­ким оптимизмом.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти­ческое направления. Сторонники эмпиризма (греч. етреша — опыт) единственным источником знания считают опыт, основан­ный на чувственном познании, недооценивая активную роль в

познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (от лат. гагло — разум) абсолютизируют роль абстрактного мыш­ления, недооценивая значение чувственного познания, наблюде­ния, опыта, эксперимента. Оба направления страдают односто­ронностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, не­способности человеческого разума постичь суть бытия. Рацио­нальному познанию противопоставляется познание сверхразум­ное — инстинкт, мистическая интуиция, откровение и тому по­добные «высшие» способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии (лат. отагло-паНз — неразумный). Некоторые из них смыкаются с оккуль­тизмом и мистикой.

Отношение «мир — человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чув­ственного и рационального как двух сторон познавательного про­цесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы, которые, как и вопросы мировоззрен­ческие, не рассматриваются специальными науками. Это фило­софские вопросы. Исследуя их, философия выполняет гносеоло­гическую функцию.

3. Философское осмысление мира предполагает решение во­проса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил на­звание метафизического; он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического.

Являясь двумя разными взглядами на мир, диалектика и ме­тафизика представляют собой всеобщие, философские методы познания; наряду с частнонаучными и общенаучными методами они широко используются в специальных науках.

Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет ме­тодологическую функцию.

Выделив основные функции философии, отметим, что у нее есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, ак­сиологическая, критическая.

Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, привела к их обособлению. Вместе с тем необходимость иссле­довать сложные системы — социальные и природные объекты, где возможности частных наук оказались ограниченными, по­родила противоположную тенденцию — стремление к интегра­ции. В результате возникают «пограничные» науки (например, физическая химия), науки, объединяющие области знаний, не являющиеся смежными (например, социальная экология), про­блемные науки, объединяющие несколько наук для решения какой-либо проблемы.

Вы­полняя таким образом интегрирующую функцию, она распро­страняет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или ате­истическое).

Аксиологическая функция философии выражается в ее ори­ентации на определенные ценности (греч. ах1а — ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом ин­терпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценнос­тей, идеал.

Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критичес­кой функции

Всеобщее в философии выражается в ее категориях и поня­тиях, формирующихся на базе специальных наук и применяемых этими науками на основе их философской разработки.

Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности приро­ды, общества, человека, отношения объективной действи­тельности и субъективного мира, материального и идеально­го, бытия и мышления.

Предмет философии следует отличать от философских про­блем, составляющих содержание философии. Предмет фило­софии существует объективно, независимо от философии. Все­общие свойства и связи (пространство и время, количество и качество, причина и следствие, возможность и действительность) существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, не существуют и не могут существовать независимо от философского учения. Круг философских проблем, их истол­кование, методы исследования, принципы и категории в разных философских системах различны. Вместе с тем и содержание философии становится предметом исследования, но не филосо­фии как теории, а истории философии, исследующей процесс становления, развития, смены и борьбы философских учений и школ.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-18; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты