Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.




Аристотель

В

еличайший философ Древней Греции Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще Стагиритом. Аристотель был одним из лучших учеников Платона, учился в его Академии, а затем и преподавал в ней. Однако после смерти Платона он покинул Афины и около шести лет странствовал в малоазийской Греции, пока не получил приглашение македонско­го царя Филиппа стать воспитателем его тринадцатилетнего сына — будущего великого полководца Александра Македонско­го. Четыре года спустя пятидесятилетний Аристотель возвраща­ется в Афины и основывает здесь свою философскую школу — Ликей, названную так по имени находившегося рядом храма Аполлона Ликейского.

Высоко оценивая Платона, Аристотель уже в Академии поле­мизировал с некоторыми положениями платоновского идеализма. Позже он и вовсе подверг серьезной критике его учение, произ­неся крылатую фразу: «Хотя Платон и истина мне дороги, од­нако священный долг велит отдать предпочтение истине».

Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философ­ских и научных знаний, накопленных до него.

Критически оценивая предшествовавшие философские взгля­ды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир явля

ется первичной реальностью, природой, которая ничем не опре­делена. Иначе говоря, природа — это первичная реальность, ко­торая непротиворечива и неизменна. «Природой называется тот материал, из которого или состоит, или возникает какая-либо из вещей».

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна, бесформенна и явля­ется лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Материя — субстрат формы. Движущая причина (дви­жение) проходит путь от материи вообще к конкретной материи. Под материей вообще Аристотель понимает возможность бытия, «бытие как потенцию». Человек же всегда имеет дело с конкрет­ным проявлением материи, т.е. с вещью. Иначе говоря, вещи — это реальная действительность, а то, из чего они состоят (мате­рия), — это возможное, потенциальное бытие.

Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. «Я называю формой суть бытия всякой вещи и ее первую сущность — первой субстанцией».

Таким образом у Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. В то же время Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой актуальности, из ко­торой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог.

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоя­тельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о кото­рых говорит Платон, представляют собой лишь понятия, отра­жающие материальный мир, т.е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение реальной сущности вещей и не дает воз­можности понять природу изменчивости чувственно воспринима­емого мира. Сам же Аристотель полагал, что реально сущест­вующий мир постигается нашими органами чувств лишь частич

но, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами.

Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет

три вида души.

Первая из них — растительная душа, которой обладают рас­тения. Она способна размножаться и осуществлять обмен ве­ществ.

Вторая — чувственная, которой наделены животные, отли­чающиеся от растений тем, что обладают способностью воспри­нимать формы с помощью ощущений.

И, наконец, третья разновидность души — разумная, прису­щая человеку, она в отличие от первых двух уже «познает и

думает».

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощу­щений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содер­жится и знание общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. «Наука имеет предметом общее». Общее оказывается первичнее и достовернее единичного. Науку Аристотель отождествлял с разумом. Разум не производит никаких ощущений. «Органы чувств не бывают вне тела, пони­мание же самостоятельно». Наука доказывает свои положения логически, стремясь «мыслить бытие».

Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логики) Арис­тотель сопоставлял с мудростью. Он по праву считается основа­телем формальной логики, которая успешно работает уже более

двух тысячелетий.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единич­ного. Сущность, по Аристотелю, не может быть противоречивой. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика

есть низший уровень логики, и связана она с движением от зна­ния единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

Аристотель является диалектиком только применительно к сфере возможности. Пока возможность не реализовалась, бытие диалектично. На уровне формы диалектики нет. Здесь надо вы­брать одну из противоположностей. Таким образом, Аристотель не признает противоречий в действительности и отрицает объек­тивную диалектику.

Значительное место в философии Аристотеля занимает чело­век и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (обще­ственное) животное, которому присуща инстинктивная устрем­ленность к «совместному сожительству», обусловленная «созна­нием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью. «Тот, кто не может войти и составить часть некоего со­общества, кто не нуждается ни в чем и ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он — либо зверь, либо Бог»'.

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собст­венность и участвует в управлении обществом. Счастье Аристо­тель отождествлял с «хорошей жизнью». «Счастлив тот, кто до­волен», — говорил он. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предна­значены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовла­дения справедлива.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Наи­лучшей из правильных форм государства является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное до­стоинство олигархии, присущее благородным людям

Значительное место в философии Аристотеля занимают эти­ческие проблемы. Именно после его трудов этика становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. При этом, если Сократ основной принцип нравственности искал в «душе» человека, Платон — в мире божественных идей, то Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных от­ношений и в общественных же отношениях искал основой прин­цип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его со­знательный характер, доброе намерение и целенаправленность прежде всего на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как то, что соответствует законам. Поэ­тому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

Аристотелем заканчивается греческий период античной фило­софии, которая по богатству философских мыслей, разнообра­зию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетия, продолжая оста­ваться и сегодня достаточно актуальной.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-18; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты