КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.История становления и развития философской мысли в странах Древнего Востока, прежде всего в Индии и Китае, опровергает европоцентристские теории о ее неразвитости и зависимости от европейской философии. Преодоление изолированности западной и восточной цивилизаций приводит к осознанию их взаимного влияния друг на друга и формированию нового типа человеческой цивилизации. Философии Запада и Востока не только определяют свое место в контексте общемирового развития, но и в определенной мере интегрируются. Происходят также процессы взаимопроникновения идей восточной и западной философии и культуры в целом, что особенно характерно для XX в. Сближение философии Востока и Запада основано на сходстве в подходах к постановке и решению фундаментальных философских проблем. Вместе с тем они имеют существенные различия. Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность философского исследования: любая проблема рассматривается, как правило, в ее целостности — с позиций онтологии, гносеологии, этики, психологии и т.д. При этом синтетичность анализа обнаруживается не только в функциональном, но и в историческом аспекте. В большинстве философских школ Востока история и современность органично синтезированы, что придает им энциклопедический характер. Восточная философская традиция не дает, как правило, своего решения проблемы, пока обстоятельно не рассмотрены все предшествующие течения и данная проблема не исследована с разных сторон. Западная философия четко дифференцирована на онтологию, гносеологию, логику и т.д. На Востоке же почти до XX в. понятия философии и науки были тождественны. (Например, в Китае термин сюэ означает учение, наука, философия.) Поэтому философские принципы на Востоке имели непосредственное практическое значение и использовались при обосновании и принятии конкретных решений в различных областях человеческой деятельности, особенно в политике и этике. Философские принципы концентрировались в нормах морали и права. Восточная философия приобретала все более четко выраженный идеологический характер, ее принципы широко распространились среди населения, формировалось единое мировоззрение, сочетающее традиции и новаторство, народность и индивидуальность, где человек, общество и Вселенная рассматривались как целостное явление. Поведение людей и организация общества основывались на идее слияния человеческого Я с миром, с истинным бытием, обеспечивающим избавление от страданий. Поэтому смыслом жизни человека на Востоке является самоизменение, а не изменение условий. Идеалом самоизменения выступает древность. Восточная философия была «служанкой» древности, а затем — религии. Новые учения здесь есть не что иное, как «более точное» прочтение старых теорий. Именно поэтому философия выступала в качестве комментариев вед (Индия) и древних книг (Китай). Корни восточной философии обнаруживаются прежде всего в древних государствах Индии и Китая, где первоначально возникают мифы, а затем эпическая литература. И только в середине 1 тыс. до н.э. появляются философские системы. Значительное влияние на восточную философию оказывает религия с ее идеей вечной жизни: земная жизнь есть лишь подготовка к слиянию с Брахманом (Индия) или с дао (Китай). Основные философские течения, возникшие в Индии и Китае в древности, существуют в модернизированном виде и до сих пор Дребнеиндшская философия озникновение философии в древней Индии относится к середине I тысячелетия до н.э., когда на ее территории формируются рабовладельческие государства с характерной для них кастовой организацией общества. Власть главы государства — раджи опиралась на касту военной аристократии — кшатриев и касту жрецов — брахманов. Древнейшим литературным памятником были «Веды»\ сочетавшие мифологическое мировоззрение с описанием религиозных ритуалов и некоторыми философскими представлениями. Со временем Веды обрастают комментариями, подразделяемыми на жанры: брахманы, араньяки, упанишады. Брахманы — ритуальная часть Вед, в которой даются наставления, относящиеся к религиозной жизни людей. На брахманы опиралась религия брахманизма, господствовавшая в Индии до возникновения буддизма. Араньяки — описание образа жизни лесных мудрецов — отшельников. Упанишады — философские комментарии к Ведам. В своей совокупности эти жанровые комментарии образуют Шрути (священное откровение), свод религиозно-философского сознания, сходный с Библией. В центре Упанишад стояла проблема обоснования бытия. Источником всего сущего является Верховное божество (ансара — неучтожимый), существующее вне времени и пространства. В своей сущности это Божество не является предметом восприятия и не может быть познано ни чувствами, ни разумом. Оно анонимно и не имеет облика, его нельзя определить и описать. Главная цель познания — проникновение в мир магического ритуала, так как там скрыта истина. Поэтому превозносились магические элементы. В целом знание истолковывалось религи-озно-иррационалистически: реальный мир, Верховное божество рациональным путем познать невозможно. Знание дается после отрешения от вещественного мира. Иногда даже считалось, что действительное знание предоставляется человеку после смерти. Основным средством познания являлись «турий» — мистические интуиции. Таковы исходные идеи традиционных школ Древней Индии, для которых характерен ведический идеализм. К ним относятся санкхъя, веданта и некоторые другие. Наряду со школами, признающими авторитет Вед, существовали учения, отрицавшие ведизм, это буддизм, локаята — чарвака, вайшешика — ньяя. Рассмотрим некоторые из школ древнеиндийской философии шнкхъя (на санскрите — число). Основатель — Капила (VII в. до н.э.). Школа Санкхъя, развивая линию вед, провозглашала всеобщую одушевленность бытия. Смысл, сущность бытия представляет Пуруша — вечное космическое Я, неизменное и недействующее чистое трансцендентальное' сознание, выступающее как свидетель всего происходящего в мире. Пуру-шу нельзя отождествлять ни с телом, ни с чувствами, ни с умом, ни с интеллектом. Она есть множественный субъект опыта, который не может быть объектом познания Буддизм снователь буддизма — принц Сиддхартхи из рода Гаута-мы (623 — 544 гг. до н.э.). Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»). Буддизм — одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души. Дхармы — это стихийные психофизические носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страсть, насилие, ложь и т.д. Мир есть совокупность дхарм, однако эта совокупность не есть статичная и постоянно длящаяся целостность; бытие состоит из мгновений. Вещь имеет моментальное существование. Где нет изменений, там нет бытия, утверждают буддисты. Дхармы то появляются, то исчезают без следа, т.е. они, выражаясь современным языком, имеют виртуальную природу. «Что кажется вечным — исчезнет; высокое снизится; где есть встреча — будет разлука; все, что рождено, умрет»1 Будда отрицал бессмертие души, так как не существует целостной идентичной субстанции в человеке. Есть лишь поток последовательных состояний сознания, который и образует жизнь как целостность. Веру в душу Будда иронично сравнивает с любовью к самой красивой девушке, которую никто не видел. Преемственность состояний сознания сохраняет прошлое в настоящем, т.е. наследуется в памяти. В основе буддизма проповедь Будды о «четырех истинах», выражающих суть нравственной жизни. Первая истина — страдание пронизывает все человеческое существование, от рождения до смерти. Бытие и есть страдание, они тождественны. Страдание — неизбежное естественное свойство человека, изменчивость мира ведет, например, к старости, к болезням и, в конечном счете, к смерти. Даже наслаждение требует усилий, а значит, вызывает страдание. Страдание обусловлено привязанностью ко всему земному. Вторая истина — существуют две причины страдания: первая — движение дхарм, создающее постоянное перерождение (сансара), и влияние прошлых рождений на сегодняшнего человека в форме нравственного закона (кармы); вторая — стремление человека к удовлетворению чувственных страстей, т.е. жажда жизни. Эти страсти — результат незнания. Знание же преходящей природы мира не порождает у человека пристрастия к чувственным удовольствиям. Третья истина — освобождение человека от страдания возможно путем устранения условий, вызывающих его, т.е. ликвидации причин, порождающих жажду жизни. Четвертая истина — это путь, ведущий к освобождению от страдания, путь к нирване («угасание»). Нирвана противоположна всему тому, что может быть. Все усилия человека направлены вовнутрь себя с целью достижения свободы от предметного мира и собственного эгоизма. Прекращение всех восприятий и всех умо-миро-проявлений — вот благо. Необходимо вырваться из бушующего водоворота бытия и встать рядом с ним, выработать в себе бесстрастное самообладание, невозмутимость духа и освободиться от телесной зависимости. снователь учения локаята (на санскрите «лока» — идущее от мира) Брихаспати(середина 1 тыс. до н.э.). Локаята, и особенно ее позднейшая школа чарваков (на санскрите «чарвака» — материалист)1, не являются традиционными, они находились в оппозиции к ведизму и брахманизму, отрицали их основы, боролись за восстановление приоритета земной жизни, отрицали существование сверхъестественных сил. В трактате Каутилья«Артхашастра» (IV — III вв. до н.э.) изложена суть учения чарваков. Древнекитайская философия Чжоу (XIII—IIIвв. до н.э.) шел процесс оформления китайской народности игосударственности. Господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение, центральная идея которого — культ неба. Небо — божественное начало. В период формирования государственности культ неба получает политический смысл: аристократы — дети неба, государь — сын (сяо) неба и отец китайцев. Идея сыновности, почитание старших пронизывает общественные отношения Формирование философии основывалось на эпической литературе, состоящей из трех главных книг: книги истории; книги перемен («Ицзин»); книги песен. Основным идейным источником древнекитайской философии, ее своеобразной парадигмой явилась книга перемен, в которой нашли свое выражение поиски первооснов бытия. В книге перемен выделяются элементы бытия — «десять небесных стволов»: ян, инь, небо, земля, человек, огонь, вода, металл, дерево, почва. Критерий выделения — человек и его деятельность. Основные мировоззренческие элементы: небо, земля и человек. Отношения между небесным и земным, человеком и небом находились в центре внимания. Космическая гармония проистекает из разумного сочетания в жизни людей, а конкретно — в их поведении, в ритуале и пище, первопричин бытия. Зло же есть результат неблагоприятного соотношения данных первоначал. Собственно философия Китая начинается с натуралистической школы Ян инь цзя (VIII—VIвв. до н.э.). Эта школа считала, что первоначально был хаос, «тьма вещей» («10 тысяч вещей»), не имеющих единства. Из хаоса впоследствии родились два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом, а инь (женское начало) — землей. Устремляясь друг к другу и взаимодействуя, эти два божества породили все мироздание. Универсальный дуализм мужского и женского начал, а также циклическое взаимодействие «пяти стихий» (г/ син) — воды, огня, металла, дерева и почвы — были положены в основу всей традиционной духовной культуры Китая. В эпоху Чжоу происходит не только зарождение китайской философии, но и формирование ее основных школ. К V —IVвв. до н.э. их насчитывалось около десяти; главнейшими являлись даосизм, конфуцианство и моизм. Своеобразие содержания китайской философии состояло в ее этико-политическом характере, по форме же она представляла собой набор историй, изречений, сказок и редко оформлялась в чисто теоретические системы. Тем не менее постепенно происходил переход от мифологического образа к специфическому «логическому» построению, в основе которого находились символы и пространственно-числовые характеристики (нумерология). «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа»1. Все основные философские течения пронизаны учением о дао (кит. «первопорядок», «путь»). Конфуций(551 — 479 гг. до н.э.) не оставил никаких сочинений. Он проповедовал устно. Позднее его беседы были записаны его учениками в трактате «Лунь юй». В своей концепции Конфуций призывал верить в идеи трех древних книг и передавать их. Духи предков через три книги являются посредниками между человеком и небом. Поэтому «Я передаю, но не создаю; Я верю в древность и люблю ее»1. Конфуций исходил из признания религиозно-мифологического учения о Дао. В отличие от даосизма, делавшего упор на природное начало, он придал своему учению морально-политический, социальный характер. Дао, по его мнению, воплощается в образе «святых — совершенномудрых» и способствует благоприятному общественному развитию. Необходимость разработки такого учения обусловлена наличием множества отдельных государств и частыми раздорами между ними, а также внутренними социальными конфликтами. Призывая к политической стабильности, Конфуций развивал принципы государственного управления. Его учение — идеология прочного китайского государства. Оно получило официальный статус государственной идеологии и сохранило его до начала XX века. Поэтому в Китае существует традиционно-охранительная, консервативная оценка данной философии. Конфуций переработал этико-мифологическое мировоззрение, придал ему большую философичность. Он сохраняет идею государства неба как основополагающую. Небо - это природа, первопредок (т.е. Бог) и человек. Небо наделяется им силой и разумом, оно божественно. Все определяется небом. Ход вещей предопределен небесным провидением. Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное предопределение. Философия Конфуция фаталистична. Конфуций говорил: «Из рожденных Небом и Землей человек является самым ценным». Природа человека в сущности своей едина. «По природе люди близки друг к другу, а по привычке — далеки». Человек по своей внутренней сути обладает тельными импульсами: любовь к людям (жень), справедливость (и), искренность (синь), уважение к родителям (сяо), преданность правителю (чжун) и т.д. Однако эти добродетели (гуманность) не у каждого находят свое внешнее проявление. Многие люди обуреваемы стремлением к наслаждениям и выгоде. «Это — «ничтожества». Гармония между гуманностью и благопристойностью образует такой социальный порядок (путь), в котором органично сливаются воедино все перечисленные выше добродетели. Система этих добродетелей формирует космическое дао, воплощаемое в благородном человеке в его «благодати-добродетели» и направляемое на управление государством и воспитание подданных. Свою этику Конфуций положил в основу учения о государственном управлении. Он говорил: «Как ветер господствует над травой, так и благородный человек» — над «ничтожеством»2. В основу взаимоотношений между правителями и подданными положен принцип «взаимного стремления к добру». Благородные люди (правители) обязаны в управлении исходить не из закона, а из добродетели. Государство рассматривалось как одна семья. Власть в государстве принадлежит императору, к которому у подданных должна быть «сыновья почтительность». «Тогда люди следуют за ним, как дети за родителями». Мо ди (Мо-цзы)(480 — 400 гг. до н.э.). Он создал своеобразную философскую школу, во многом противостоящую конфуцианству. Суть концепции Мо ди — в органичном сочетании «всеобщей и взаимной любви и выгоды». Моизм в отличие от конфуцианства пытался связать в единый узел справедливость и пользу. «Справедливость — это то, что полезно», Понимание пользы, выгоды в моизме ограничено нравственной оценкой поступка с позиций интересов народа, а не всякая деятельность индивида. Поэтому монеты различали понятия «деятельность» (вей) и «нравственный поступок» (син). Они считали, что существует лишь один критерий нравственности — «добродетельный поступок», который пропагандируется личным примером. Добродетельный поступок оценивается, исходя из его целей и мотивов, а также последствий, к которым он приводит, и выражается в понятиях: «заслуга», «награда», «слава», «преступление», «наказание». одводя итог развитию древней восточной философии, следует отметить, что, несмотря на многообразие школ, она имеет общие черты. В частности, восточная философия в анализе проблем основывается прежде всего на разуме, хотя широко использовались и эмпирические данные. «Как мыслящее существо, человек не может, конечно, чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока не удовлетворен его разум»2. Философия возникает из душевной тревоги за существующий порядок вещей, за зло, которое следует устранить. Философы Востока пытались понять истинную природу Вселенной, определить смысл человеческой жизни с целью найти I средства для уничтожения страданий людей. Философия не просто удовлетворяла любопытство, но и выступала в качестве руководства в достижении лучшей жизни. Она призывала держаться в жизни за то, что имеет прочность, а не мимолетную ценность. Восточная философия характеризуется общностью мо- | ральных и религиозных воззрений, что обусловливает веру в | «вечный моральный порядок» Вселенной. Вселенная становится
|