КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.Таков далеко не полный обзор разнообраз- культурыных концепций, сформировавшихся на протяжении истории. В нихдается характеристика важнейших особенностей культуры. Современное понимание культуры вбирает в себя названные характеристики. Понятие культуры имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей. Культура целостна и несводима ни к одному из названных элементов. Она имеет сложное строение, элементы которого выделяются по разным основаниям. Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях. КультурныеК культурным универсалиям относятся универсалиивсе родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь (правовое и нравственное сознание, искусство и т.д). Они изначально складываются как деятельность по преобразованию природной среды и как формы созидания нового. Существуют и элементарные культурные универсалии уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и т.д. Эти формы жизнедеятельности в специфическом виде присущи образу жизни всех цивилизованных обществ на протяжении их истории. Исторически преходящие элементы присущи конкретным типам культуры, возникающим и исчезающим в процессе эволюции общества. Тип культуры неотделим от своей социально-психологической почвы, менталитета населения, породившей его цивилизации. Присущий типу культуры образ жизни, ценностные ориентации поддерживаются преемственностью традиций. Изменения, которым подвержена культура, обусловлены наследованием новых признаков, возникающих необходимо или случайно. Внутреннее единство богатейшего спектра разнообразных явлений конкретного типа культуры обнаруживается в языке и логических процедурах, психических стереотипах и художественной стилистике, ритуалах и этикете, отличающих его от других типов культуры. Античная, средневековая, культура Возрождения и т.д. суть конкретно-исторические типы культуры, соответствующие различным эпохам истории общества в целом и отдельных народов в особенности. Исторически предшествующая культура не всегда исчезает, а переносится в последующие эпохи, так что наряду с различиями (иногда существенными) имеют место черты сходства, свидетельствующие о культурной общности народа на протяжении его многовековой истории. D свою очередь конкретно-исторический тип культуры включает в себя субкультуры, т.е. части, обусловленные этнической, региональной или религиозной спецификой. ВнутреннееВнутреннее строение всякой культуры строениеобусловлено особенностями ее функцио- культурынирования. Бытие культуры обеспечива- ется специфической деятельностью субъекта, создающего особую культурную предметность, в которой воплощен опыт человечества. Соответственно в культуре можно выделить в качестве важнейших следующие компоненты: субъект культуры, человеческая деятельность, культурная предметность коммуникация между людьми, связанная с реализацией основной функции культуры — хранением, передачей и усвоением духовного опыта поколений. Субъект культуры — индивид (личность), социальная фуп-па или общество в целом. Культура формируется и становится возможной лишь как развертывание потенциала человека, его способностей, умений и навыков. Она выражает целостную характеристику социальных качеств, разума, воли, стремлений человека, его отношений к другим людям и самому себе, природе и обществу. Культура — одухотворенная деятельность человека, она характеризует меру развития его познавательных способностей, знаний и эмоциональной отзывчивости, способности понимания и эстетического вкуса, волевых качеств и способности к творчеству, отвечающему идеалу совершенства и красоты. Но главным, стержневым началом культурного человека является нравственность. Немецкий писатель Г. Гессе охарактеризовал место нравственности в культуре лаконичной формулой: «Каждое классическое самовыражение культуры есть свидетельство определенной этики, есть доведенный до пластической выразительности прообраз человеческого поведения». Поскольку субъектом культуры является отдельный индивид или социальная фуппа, различаются многообразные формы групповой и индивидуальной культуры. Под фупповой культурой понимается национальная, поселенческая (культура малого, большого города или мегаполиса, деревни, села, поселка); культура класса, профессиональной группы и т.д. Под влиянием конкретных условий фупповая культура изменяется, возникают ее новые формы. К примеру, в современном обществе особое место занимает массовая и элитарная культура. Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала. Она сложна, серьезна, изысканна, имеет новаторский характер. Ее продукция рассчитана на утонченную интеллектуальную элиту общества, способную понять и оценить искусность, виртуозность новаторского поиска ее создателей. Возникновению массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации — газет, популярных журналов, радио, грамзаписи, кинематофафа, телевидения, магнитной и видеомагнитной записи. Благодаря этим средствам на рынок хлынули многочисленные боевики, «мыльные оперы» и бестселлеры. Названные процессы оцениваются неоднозначно. С одной стороны, они привели к демократизации культуры, открыв к ней доступ широкой аудитории. С другой стороны, коммерциализация средств массовой информации обусловила использование ряда приемов, снижающих ее творческий потенциал, опощляющих высокую культуру. Индивидуальная культура — мера социальности человека. Каков человек, такова и его культура. Она характеризуется в понятиях уровня культуры, ее наличия или отсутствия. Индивидуальная культура может иметь более или менее системный характер, но может быть и «мозаичной», складывающейся под влиянием множества случайных разрозненных факторов. Человек— не только творение, но и творец культуры. Он культурен постольку, поскольку осваивает и реализует высшие ценности общества, превращает их в свое внутреннее духовное достояние. О человеке можно судить не по тому, какие у него суждения о культуре, а по тому, как он реализует эти представления. Культура есть реализованное, воплощенное человеческой деятельностью индивидуальное и общественное сознание, идеалы и вкусы, нравственные установки и политические устремления. Поэтому важнейшим элементом культуры является культурная деятельность. КультурнаяКультура— это мир человека, только ему деятельностьсвойственный способ деятельности, в про- цессе которой он одухотворяет создаваемые им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культурная деятельность сознательна и ценностно ориентированна. В ней гармонически сочетаются приверженность нормам и относительная самостоятельность от них, целесообразность и вне-утилитарность. Избыточность культуры объясняется тем, что она порождает субъективные ценностные переживания, имеющие глубоко личностный смысл. Она проявляется даже на уровне естественных потребностей человека, которые удовлетворяются в соответствии с простейшими культурными универсалиями. Культура одухотворяет потребности человека, придает им эстетическую форму, окружает символикой, зачастую весьма отдаленной от самой природной потребности. Культура в известном смысле противоположна природе, знаменуя выделение человека из мира природы. Даже самые простые, витальные потребности человека как живого существа (потребность в пище, продолжении рода, защите от опасностей и т.п.) опосредованы этикетными формами поведения. Культура — специфически человеческий способ удовлетворения потребностей. Отступление от ее норм — проявление бескультурья, одичания человека. Но культура не противоречит природе, как утверждали Руссо, Фрейд и некоторые другие мыслители, а является ее продолжением. Потребительское отношение к природе — симптом одичания, варваризации человека. Становление культуры изначально связано с осознанием и учетом ритмов природы, сохранением возможностей ее воспроизводства. Всемирно известный деятель культуры А. Швейцер(1875—1965) в своей работе «Культура и этика» подчеркивает, что в основе новой этики должен лежать принцип благоговения перед жизнью в любых ее проявлениях. КультурнаяЧеловеческая деятельность — необходи- предметностьмейший элемент культуры, который представляет ее как процесс производства ценностей. Будучи реализованным, воплощенным в деятельности сознанием, культура включает в себя культурную предметность, делающую возможной передачу последующим поколениям социального опыта, способов и профамм деятельности. Культурная предметность — предельно широкое понятие, в котором мыслится все то, в чем воплощаются знания, умения, нормы, ценности общества КультурнаяРеализация богатств культуры предполага- коммуникацияет их освоение, т.е. превращение в духовное и практическое достояние личности и общества. Поэтому важнейшим компонентом культуры является деятельность по трансляции, восприятию, осмыслению названной выше предметности. Любой предмет культуры напоминает текст, который необходимо кому-то прочитать, чтобы он стал мыслью, а не случайным и бессмысленным набором знаков. Взаимообмен знаниями, опытом, оценками — необходимое условие бытия культуры. При создании культурной предметности человек «опредмечивает», «превращает в предмет» свои духовные силы и способности. А при освоении культурного богатства человек «распредмечивает», выявляет духовное содержание культурной предметности и превращает его в собственное достояние. Поэтому бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Смысловое значение предмета культуры мертво, если оно изолировано от общества, а народ отчужден от культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса. Понятие диалога в культурном процессе имеет ФункцииКак общественное явление культура вы- культурыполняет многочисленные функции. Она включает в себя познавательную деятельность человека, выполняет информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов. Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами Культура выполняет также нормативную функцию: она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека. В социокультурном процессе существенное значение имеют ценности государственной жизни: идеократичес-кое, теократическое или политическое государства опираются на существенно различные культурные ориентиры. Государство обеспечивает доминирование тех норм, которые укрепляют его основание и вытесняют все, что несет ему потенциальную угрозу. В свою очередь и культура осуществляет отбор, селекцию общественного опыта, закрепление его в знаковых системах. Важнейшая функция культуры — человекотворческая: индивид становится личностью в процессе овладения культурой. Поскольку культура является нормативно регулируемой деятельностью, она предстает как область производства ценностей. Явления культуры руководят социальными изменениями, направляя их к реализации социально значимых целей. Ценности культуры выполняют функцию социальной ориентации и регулирования в данном конкретном сообществе. Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, создавая специфические механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Это может быть прямое, непосредственное регулирование (право, мораль, табу). Это может быть и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символизирующих те или иные ценности и требования общества. Так, этикет подменяет прямую информацию об отношении человека к другому человеку нейтральными формами вежливости, скрывающими их истинное содержание. Культура создает разветвленную систему символов, свидетельствующих о месте человека в обществе (одежда, быт, украшения), о его религиозной принадлежности или приверженности к политическим взглядам и организациям. Зачастую непосредственная принадлежность к названным группам или ценностям подменяется символикой: индивид не ищет в религиозном ритуале духовного утешения, но демонстрирует свою религиозность; он не стремится к достижению конкретных политических целей, но заявляет о своих намерениях, и т.д. Тем не менее и ритуальная практика, и прямое выполнение общественных требований обеспечивают целостность этноса, его социальной, экономической, политической и культурной жизни. Важнейшие функции культуры — адаптационная и негэн-тропийная. Как область творческого поиска она находит новые возможности ответа на «вызов» истории и природы, для решения назревших в обществе проблем. Культура обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Негэнтропийная функция — сохранение общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы селекции ценностей, в результате чего одни феномены цивилизации, имеющие ограниченное историческое значение, уходят в небытие, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого достояния. В отличие от цивилизации, вмещающей в себя как созидательные, так и разрушительные явления, культура гуманистична, позитивна, она носитель творческого начала человеческого деятельности. Не всякий созданный человеком предмет — явление культуры, и не всякий человек культурен. Бескультурье или низкий уровень культуры означают отделение части населения от своей культуры. Неграмотность, безнравственность, отсутствие отвечающих культурным нормам навыков поведения, общения, труда, элементарных гигиенических навыков, бездумное отношение к природе и тому подобные проявления низкой культуры — результат плохой культурной политики или ее полного отсутствия. Бескультурье может быть и результатом сознательной политики, которую можно назвать антикультурой. Нигилистически упрощенное представление о культурном процессе превосходно отразил И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Нигилизм усматривает условие прогресса в ниспровержении веками создававшихся народом культурных ценностей. Имели место попытки создать принципиально новую пролетарскую культуру и в первые годы после революции 1917 г. Теоретическое обоснование подобных претензий предлагали деятели «Пролеткульта», отрицавшие преемственность в культурном процессе. И хотя установки «Пролеткульта» неоднократно и весьма жестко критиковались В. И. Лениным, они реализовались на практике. Нигилистическое отношение к культуре в России в послереволюционный период выражалось в уничтожении храмов, икон, картин, забвении или осуждении трудов выдающихся деятелей культуры. Невосполнимый ущерб культуре принесло физическое истребление выдающихся ученых, философов, художников, служителей церкви. Но в каких бы условиях ни существовала культура, она противостоит хаосу и дезорганизации общества. «Культура есть начало вечности», — писал Н.А. Бердяев. (Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990. С. 94). В произведениях искусства, предметах быта, в научных трудах и архитектурных памятниках, во всем многообразии культуры человеческий дух продолжает жизнь, обеспечивая бессмертие человеческого рода. Культура охватывает все сферы человеческой деятельности, связывает воедино экономическую, социальную, политическую и духовные подсистемы общества. Но координаты культурного процесса определяются цивилизацией, ее нормами. Культура прочно укоренена в цивилизации, составляет ее плоть от плоти. Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы и ученые отождествляют эти понятия. И это не случайно: при нормальном состоянии общества они практически неразличимы. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. И культура, и цивилизация имеют нормативную природу. Различие между ними состоит в том, что цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура не тождественна цивилизации, как цивилизация не тождественна культуре. Культура есть свободная деятельность, предполагающая воп Как один из элементов цивилизации культура соответствует ей, но как элемент, способный к самостоятельному развитию, она может вступать в противоречие с цивилизацией. Наличие названного противоречия — источник развития и культуры, и цивилизации. Тождество между ними теоретически возможно лишь как полное подавление цивилизацией культуры. Это означало бы утверждение господства технико-механических, бездуховных форм жизнедеятельности, подавление творческой инициативы личности. Жесткая регламентация поведения человека во всех сферах его жизни превращает общество в царство застоя. Оно утрачивает способность адаптироваться к меняющимся условиям. Поэтому смерть культуры неминуемо ведет к гибели всего социума. Это неоднократно бывало в истории цивилизаций, оставивших после своей гибели руины некогда процветающей культуры. Но и радикальное расхождение культуры и цивилизации приводит к гибели последней. Поэтому в цивилизации имеются собственные механизмы социального контроля над культурой. Определяя и стимулируя развитие культуры, цивилизация ограничивает его, подчиняет интересам целого. Жизненность, динамизм цивилизации зависят от способности ее механизмов подчинять разнообразие культурных форм своим идеалам и образцам. Ведь средствами культуры решаются проблемы развития цивилизации, ее адаптации к новому. В то же время существование цивилизации во многом зависит от того, способна ли культура преодолевать консерватизм ограничений, обязывающих ее придерживаться сложившихся стандартов, норм и правил. Культура по своей природе — область творчества, не терпящего рутины и шаблона. И если она не сможет преодолевать жесткие нормативные ограничения, то цивилизация может погибнуть, например, от экологической катастрофы или под давлением нарастающих противоречий между ростом народонаселения и способностью защитить его о массовой гибели, от голода и болезней. Поэтому противоречия между культурой и цивилизацией являются источником их развития, а их тождество означает застой и гибель. Цивилизация создает общие предпосылки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватывающее огромные регионы и континенты. Культура— конкретное воплощение этих предпосылок, она индивидуализирована, уникальна, имеет ярко выраженный этнический характер. Как выражение индивидуального начала каждого социума культура обусловливает различия между народами, принадлежащими к одной цивилизации. Она отражает в нормах поведения, привычках, духовной жизни то, что специфично для данного народа, что составляет его этносоциальную индивидуальность: язык, историческую судьбу, религию, контакты с другими народами и т.д. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европейская цивилизация включает французскую, немецкую, английскую и т.д. культуры. Цивилизация вмещает в себя как положительные, утвердительные условия бытия человека, так и негативные. В отличие от цивилизации, культура представляет сферу ценностей, она либо есть, либо ее нет. Все, что создано в рамках данной цивилизации, принадлежит ей, является ее достоянием. Однако было бы ошибочным называть культурой все, созданное человечеством в сфере общественного производства. Не все, созданное цивилизацией, культурно. Так, средства массового уничтожения людей — несомненный продукт европейской цивилизации XX в. Но это не культура, это противостоит культуре, представляя реальную угрозу ее существованию. Как совокупность норм, правил, запретов, предписаний, цивилизация подчиняет себе, регламентирует деятельность людей. Культура — свободная духовная и материальная деятельность в соответствии с этими нормами. Но не всякое нормативно одобряемое действие культурно. Так, каменное орудие в равной мере может быть названо предметом культуры, а может быть и средством вы живания. Возделывание почвы свободным греческим крестьянином может быть культурной деятельностью, а ее обработка рабом, подгоняемым бичом надсмотрщика, культурной называть невозможно, хотя раб выполняет те же правила земледелия, что и свободный человек. Цивилизация XX в. оставила после себя гниющие искусственные моря, созданные человеком сообразно инженерным расчетам, в соответствии со строительными нормами и правилами. Она уничтожила Аральское море, но переполнила Каспий, в результате чего происходит затопление объектов культуры. Подход, воплотившийся в классической формуле И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», мог быть и во многом реализовался как культурная деятельность (достижения в селекции растений и животных). Этот же принцип существования цивилизации породил гигантский конфликт человека и природы со всеми последствиями вакханалии бескультурья. Культура неотделима от человеческой деятельности, ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве. А.Тойнбиподчеркивает: «Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. В сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации». {ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991. С. 355—356). Цивилизация — самоподдерживающаяся неизменность общества, носитель социальной статики. Культура — носитель социальной динамики, она формирует и одновременно формируется сама творческим меньшинством личностей, способных дать «ответ» на «вызов» истории и сообщить импульс социальным изменениям.
|