Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ДИАЛЕКТИКА НЕОБХОДИМОСТИ И СВОБОДЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.




Читайте также:
  1. B. C. Соловьёв о праве, государстве и историческом процессе.
  2. F60 Специфические расстройства личности.
  3. F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.
  4. F62.0 Хроническое изменение личности после переживания катастрофы.
  5. F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  6. I. Логика истории.
  7. VI.2.2.) Требования к личности и действиям опекуна.
  8. А. Личные права и свободы.
  9. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
  10. Активность личности

ИсторическаяОпределение фундаментальных оснований

необходимостьобщества сопровождалось неоднократной сменой парадигм. Для античности харак­терно целостное восприятие мира, единство социального, по­литического, государственного устройства, правовых и этичес­ких норм. Средневековье утверждает признание божественных законов, предопределяющих поведение и судьбу отдельной личности, народа, государства, правовых норм и освященных религиозными канонами норм этики. Индустриальная пара­дигма базируется на признании лидирующей роли экономи­ческой науки в объяснении общества. Ее представителями были классическая политическая экономия в лице Л-Смита и Д. Рикардо, марксизм, кейнсианство, либерализм, неолибера­лизм. Во всех этих концепциях история лишена субъективного, личностного начала. Общество предстает как бездушный меха­низм, в котором человеку отводится роль незаметного и вполне заменимого винтика. Современная постиндустриальная парадиг­ма утверждает примат человека, его сознания в системе источ­ников существования и развития общества.

Общеизвестно, что люди не свободны в выборе условий своего рождения и воспитания. Вступая в жизнь, каждый че­ловек застает сложившиеся цивилизацию и культуру, соци­альные системы, всю совокупность общественных отношений, связей, традиций, норм поведения, институты государства и права, быт, технику, производство. Общество существует для него как внеположная и не зависящая от него реальность. Оно так же объективно, как и природа, и человек в равной мере за­висит от них. Личность и общество на первый взгляд несоизме­римы по масштабам и силе воздействия. Общество формирует личность господствующими в нем социальными стандартами. Подчиняясь социальным требованиям, личность утрачивает многие черты собственной неповторимости. Социальная ма­шина способна раздавить любого, кто сделает неверный шаг. Человек беззащитен перед бездушным социальным механиз

мом, и его жизнь трагична. Такое мироощущение возникает в ситуации конфликта личности и общества. «Дух человечес­кий — в плену. Плен этот я называю «миром», мировой дан­ностью, необходимостью», — писал Н.А. Бердяев. {Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 254).

Структура и взаимодействие элементов, обеспечивающих стабильность общества в состоянии динамического равнове­сия, составляет фундамент исторической необходимости. Она проявляется и в закономерностях общественного развития. Человек испытывает на себе и даже может стать жертвой цик­лических ритмов истории, неизбежных кризисных явлений в различных сферах общественного организма. В истории пери­одически чередуются эволюция и инволюция, интеграция и дезинтеграция, прогресс и упадок. Длительность циклов со­кращается во времени, что проявляется в глобальном ускоре­нии мирового развития. Специалисты определили: I млн. лет истории неолита эквивалентен 40 годам нашего времени. По­коление, родившееся в 1910 г., пережило две мировые войны, две революции, строительство коммунизма и... попытку воз­врата к той России, которую мы потеряли в 1917 г. Невозмож­но описать страдания и жертвы, которые выпали на его долю.



В какой мере люди ответственны за исторические события прошлого и настоящего? Если объективные законы определя­ют ход истории, то какова роль человека — субъекта и предпо­сылки общества? На протяжении всей истории философии дискуссионным оставался вопрос: люди формируются обсто­ятельствами или обстоятельства создаются людьми? Кто автор и кто актер той драмы, которая называется историей общества? Одни мыслители считают, что люди — единственные, всемо­гущие и полнокровные авторы истории. Другие полагают, что люди — лишь актеры, разыгрывающие сценарий исторических событий в соответствии с божественным замыслом или в силу неотвратимости законов общественной жизни: «Весь мир те­атр, и люди в нем актеры», — гениально определяет формулу общественной жизни В.Шекспир. К.Маркс утверждал, что люди — и актеры, и авторы разыгрываемой ими в истории дра­мы. Они участвуют в историческом процессе сознательно, ста



вят перед собой цели и реализуют ими не реализуют их, конкре­тизирует мысль К.Маркса Ф.Энгельс. Историческое событие закономерно происходит, являясь равнодействующей (т.е. суммой) разнонаправленных сил и воль множества людей. Об­щество движется от одной формации к другой в соответствии с присущими ему законами, люди же своей деятельностью мо­гут лишь ускорить либо замедлить исторический процесс, но не отменить его направление.

Современная наука стремится раскрывать особенности социальной динамики в терминах синергетики — науки о за­кономерностях самоорганизации сложных систем. Синерге­тика объясняет социальную динамику в понятиях «самоорга­низации», «нелинейности», «открытости», «хаоса». Она показывает, как неравновесность социальных сил, наличие обратных связей между социальными структурами обуслов­ливает эволюцию общества. Его развитие отличается неста­бильностью, так как относительно медленные процессы сме­няются обострением неустойчивости, угрожающей распадом сложной общественной системы. В некоторые периоды ис­тории неограниченное возрастание отдельных социальных про­цессов за конечное время может обусловливать либо чрезвычай­но быстрое развитие общества, либо его распад. В современной истории наблюдается гиперболический рост народонаселения, нарушение экологического равновесия в природе, безудержный рост техники. Каждый из названных процессов несет опас­ность сверхкатастрофы, гибели человечества. Это ситуация тотальной несвободы, когда человек может стать жертвой стихийного проявления законов протекающей эволюции.



С точки зрения синергетики случайность является необ­ходимой составляющей развития сверхсложных систем. Их развитие в период распада непредсказуемо в силу преобла­дания случайных, а не необходимых факторов. Поэтому представляются ошибочными попытки прогнозировать раз­витие общества от наличного состояния, ибо в момент сло­ма системы оно осуществляется чрезвычайно быстро и, как правило, под влиянием случайных факторов. Демоническая сила случайности делает непредсказуемой и судьбу отдель

ной личности. Не случайно говорят: «Человек предполага­ет, а Бог располагает...»

Субъект историиОднако факты истории только в библейс­ких сюжетах объясняются вмешательством Бога. Реальность такова, что ни одно исто­рическое событие не может быть объяснено без учета роли человека, действий личностей и социальных фупп. На осно­ве исследования огромного фактического материала А.Тойн-би пришел к выводу, что процесс роста цивилизации осуще­ствляется не сам по себе, а вследствие действий субъектов истории. Источником социального действия не может быть общество в целом, но лишь индивид или фуппа индивидов. Цивилизация, социум — посредник, с помощью которого отдель­ные люди взаимодействуют между собой. Поэтому личности, а не общество создают человеческую историю. «Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации че­рез интефацию и снова к дифференциации». (Тойнби А. По­стижение истории, М. С. 214). Развитие общества — дело рук творческих личностей. Их историческая миссия состоит в том, чтобы успешно ответить на вызов истории. Именно творческое меньшинство вдыхает в общество новую жизнь. Косное большинство подражает творческому меньшинству, воспринимает их духовно-нравственный порыв. Без их дея­тельности общество останавливается в своем развитии.

Развитие общества многовариантно, имеет несколько аль­тернативных путей. Это открывает человеку путь к свободе. Люди могут сознательно направлять развитие по одному из альтернативных сценариев. Правда, конкретное общество содержит не любой вариант эволюции, а лишь определенный спектр возможностей. Поэтому сложноорганизованным си­стемам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций. И здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий. Синергетика позволяет по-новому раскрыть роль лично

Синергетика формирует представление о роли хаоса как конструктивного начала эволюции общества, фактора образо­вания сложных социальных структур. Хаос создает предпосыл­ки возникновения новых связей разных уровней общественной организации. Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее сложные структурные образования в приро­де и обществе. Эта закономерность позволяет по-новому ос­мыслить причины гибели древних цивилизаций и возникнове­ния принципиально новых. По-иному видятся и возможности объединения народов, принадлежащих к разным цивилизаци­ям, не разрущая их культурно-исторической специфики.

Под хаосом можно понимать и множество разнонаправ­ленных действий личностей, деятельность которых в сово­купности обусловливает содержание и направленность об­щественных процессов. Упорядоченность общественной системы, характеризующаяся жесткой регламентацией лю­бых проявлений индивидуальности, — несвобода. Позитив­ный, животворящий хаос, напротив, означает свободу само­проявления личности, ее инициативы. Роль личности в истории и проявляется как «малое» воздействие, «подталкивающее» со­циальную систему на один из благоприятных человеку вариан­тов развития. Но значимость и содержание социальных дей­ствий личности зависит от степени ее свободы. «Творчество неотрывно от свободы. Лищь свободный творит, подчерки­вал Бердяев. {Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 368)


Дата добавления: 2015-01-18; просмотров: 25; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты