КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СПЕЦИФИКА МОРАЛИ И ПРАВА КАК ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И КАК МЕХАНИЗМОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ.Социальная и личностная значимость де- деятельностиятельности делает актуальной проблему человекаgg регуляции, управления деятельностью индивида, коллектива, общества в целом. Можно условно выделить две разновидности механизмов, управляющих деятельностью человека: внутренние и внешние. К внутренним механизмам регуляции деятельности мы обращались в процессе рассмотрения ее основных атрибутов. Это целепола гание, мотивация, характерологические особенности личности — ее темперамент, характер, волевые качества, словом, все особенности личности, которые обусловливают выбор целей и средств их реализации, а также стиль деятельности. К числу внутренних регуляторов поведения необходимо отнести также идеалы и вкусы. Идеал— мысленный образ совершенства и завершенности, духовное выражение потребностей человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Вкус — это своеобразная норма эстетического совершенства, определяющая избирательность личности в отношении к явлениям действительности. Гегель определял вкус как изощренное культурой чувство прекрасного. И это глубоко верно К числу надличностных механизмов регуляции деятельности следует отнести многообразные социальные ценности и нормы, пронизывающие всю систему отношений человека к миру и самому себе и служащие в качестве алгоритма культу ры. Существование и развитие социокультурных норм, правил поведения, обычаев и традиций выступает в качестве предпосылки регуляции деятельности человека. Нормы предписывают порядок поведения людей в определенных ситуациях, содержат прямые императивы действия, сопряженные с безусловным выполнением и связанными с ними санкциями в случае отказа от их выполнения. Непосредственно включаясь в деятельность человека, нормы обеспечивают адаптацию личности к социальным и природным условиям, являются механизмом, обеспечивающим непрерывность общественного процесса. По содержанию, способам социального подкрепления и социальным функциям нормы неоднородны. Существует целый класс предписаний, жестко профамми-рующих цели, средства и способы деятельности. Они служат закреплению выработанных в общественной практике способов преобразования мира вещей и мира отношений между людьми. Это стандарты (строго определенный образец качества, формы и размера, которому надлежит неукоснительно следовать в выполняемой работе), правила (предписания, определяющие действия при соответствующих обстоятельствах), каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными в определенной области. Канон зачастую сопрягается с сакра-лизованными, считающимися священными церковными ценностями — культовые сооружения, иконы, церковная утварь, требования к эстетическому оформлению культовых действий и к самим действиям и т.п.), эталоны (жестко запрофаммиро-ванная, стандартизованная ценность, на которую надлежит ориентироваться в деятельности). Особое место в системе социальных норм, обеспечивающих регуляцию деятельности человека, занимают нормы права и нормы морали. Право — совокупность всеобщих норм поведения, санкционированных государством и опирающихся на его принудительную силу. Мораль также представляет собой совокупность правил поведения, подкрепляемых общественным мнением (одобрением или осуждением поступка). Нормы морали и права отличаются по содержанию общественных отношений, которые они охраняют, по способам подкрепления нормативных требований, по эффективности их влияния на поведение личности. Между содержанием норм морали и права нет существенных различий (например, «не укради» —это и моральная заповедь, и норма права). Однако нормы права не охватывают своим регулированием тот офом-ный объем общественных отношений, которые регулируются моралью. Например, в области семейных отношений право обязывает родителей воспитывать своих детей, но не обязывает родителей любить друг друга, заботиться друг о друге и т.п. Различие между правом и моралью можно предположительно усматривать и в степени эффективности их воздействия. Право, опирающееся на силу государственного принуждения, представляется более эффективным, чем мораль. Однако в конкретных случаях для человека право может оказаться бессильным перед авторитетом моральных норм. Это связано с тем, каким моральным ценностям привержен конкретный человек, а также с тем, каково его окружение, т.е. та референтная фуп-па, мнением которой индивид дорожит. Поэтому авторитет производственного коллектива, например, или школьной (студенческой) фуппы для одного может быть решающим побудительным мотивом нравственного решения, а для другого самым главным может оказаться мнение членов религиозной секты или криминально ориентированных приятелей. Как уже было сказано, мораль опирается на общественное мнение. Однако оценить поведение человека чрезвычайно сложно, поскольку оно мотивировано, совершается в определенных условиях, имеет объективные последствия, предполагает выбор определенных средств достижения цели. Общественное мнение руководствуется в оценке поведения личности социально закрепленными нормами морали, личность же руководствуется собственными представлениями о нравственности, которые могут значительно отклоняться от общепринятых норм. В конкретных ситуациях один индивид поступает согласно голосу собственнной совести, другой — ориентируется на общепринятые моральные представления, независимо от собственных, т.е. поступает так, как поступал бы <01юбой порядочный человек на его месте». Можно ли считать нравственным поступок первого или второго? По-видимому, если голос совести первого совпадает с общечеловеческими принципами морали, его поступок может быть оценен как нравственный. А вот второй — скорее личность сомнительная в нравственном отношении, конформная и к тому же трусливая, поскольку его поступок мотивирован боязнью общественного осуждения: «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Внешне навязанный поступок не является моральным. Важнейший признак нравственного поступка — внутреннее побуждение личности, а не правовое принуждение и не страх перед общественным мнением или судом Всевышнего. Мораль предполагает свободу личности, ее способность управлять собой, собственными страстями, ответственность человека прежде всего перед самим собой за то, что он делает. Она нацеливает человеческий разум на высшее благо, что обнаруживается в доброй воле, свободной от соображений личной выгоды, житейского благоразумия. Совпадение свободы воли индивида и моральных ценностей — характерная особенность морали. Безусловно, нравственные предписания общества обязывают личность следовать им, поэтому долг является важнейшим внутренним побудителем нравственного поступка. А из этого можно заключить, что простое следование нормам и образцам поведения в лучшем случае позволяет обеспечить воспроизводство общественного процесса. Его развитие обязано творчеству, которое призвано дать ответ на вызов истории, найти принципиально новые профаммы деятельности. Ценности и нормы — два типа регуляции социальных действий, имеющие собственную специфику. Их сходство состоит в том, что они получают отчетливую артикуляцию в языке, осознанно реализуются (либо не реализуются) в поведении и подвержены перманентным изменениям. Например, у нас в стране на протяжении достаточно короткого периода неоднократно происходила радикальная переоценка ценностей, ломка норм, предписывавших порядок действий, не совместимых с заявленными социалистической революцией преобразованиями в обществе. Сегодня мы пытаемся вернуться к старым ценностям. Однако их имитация, как правило, непродуктивна. Это находит объяснение в том, что массированная пропаганда времен большевизма объективно разрушала и вела к отказу от тех ценностей, которые были традиционными для нашего народа: совесть, трудолюбие, скромность, общительность, открытость, соборность и др. Возродить их достаточно сложно, поскольку наряду с нормами и ценностями существуют типы реактивного или аффективного поведения и широкий спектр традиционных действий (обычаи, привычки, социальные установки). Названные формы регуляции поведения в языке не выражены, реализуются стихийно и практически не подвержены изменениям. Их архаичность, заскорузлость дает о себе знать при любой попытке инновации в сфере политики, права, культуры. А если учесть, что феномены «бегства от свободы», тоски по «сильной власти» и «твердой руке» цинично эксплуатируются политтехнологами, то попытки рационализации ценностных приоритетов в регуляции поведения больших масс населения оказываются, как правило, безуспешными.
|