Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЭКОНОМИКА. Научный редактор: доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии Гуманитарных наук и Российской Академии Естественных наук




XXI века,

ИЛИ

ТРЕТИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Санкт-Петербург


ББК 65.01

УДК 330

Ч12

 

Научный редактор: доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии Гуманитарных наук и Российской Академии Естественных наук, председатель Философско-экономического Учёного Собрания Ю.М. Осипов.

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор, Заведующий кафедрой Экономической теории Санкт-Петербургского Государственного университета В.Т. Рязанов;

доктор экономических наук, профессор кафедры Общей экономической теории Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов А.И. Попов.

Литературный редактор: А.И. Верховный.

В монографии описаны современные мировые тенденции и намечаются пути существенного повышения продуктивности национальных экономик в нынешних условиях. Её выводы основаны на материалах мировой, и, прежде всего, российской статистики. Привлекаются труды древних и современных мудрецов. На их базе изучаются способы гармонизации экономики, основанные не только на чужом опыте, игре страстей, корысти и честолюбия, а прежде всего на Законах развития Вселенной. Они дают возможность человеку стать естественным образом встроенной в Природу частью, исполняющей предназначенные ей функции, а не ординарным потребителем.

Такая экономика, называемая здесь «гармоничной», и представляется третьим путём развития. В ней описывается сущность денег и направления их эволюции, при которой деньги из капризного хозяина людей превращаются в их покорного слугу. Разработана новая система мотивации наёмного труда, делающая каждого работника лично заинтересованным в конечных результатах производства. Намечены пути оптимизации налогов, превращения их в один из наиболее результативных механизмов совершенствования экономики. Предложены принципы построения надёжно работающей административной системы и наиболее демократичного выбора лидеров. В полной мере учитываются особенности российского менталитета, его понятий о правде, добре и справедливости. А поэтому не исключено, что именно очерченные здесь принципы и составят основу искомой национальной идеи.

Монография написана простым языком. Представляет интерес как для специалистов, учёных, финансистов, хозяйственников, администраторов, аспирантов и студентов, так и для широкого круга любознательных читателей. Её рекомендации могут быть реализованы не только в России, но и во всех других государствах мира.

 

Чабанов, Владимир Емельянович.

Экономика XXI века, или Третий путь развития / В. Е. Чабанов. – Санкт-Петербург: Русь, 2006. – 656 с. – ISBN 5-8220-0067-3.

«Каталогизация перед публикацией», РНБ

 

ISBN 5-8220-0067-3

© В.Е. Чабанов, 2006

 

 
 


Светлой памяти супруги моей,

Чабановой Ларисы Анатольевны,

посвящается

 
 

Содержание

Введение.. 9

Глава 1. Современное состояние мировой экономики 23

§ 1.1. Анализ существующих экономических тенденций. 23

1.1.1. Что есть экономика?. 23

1.1.2. Столкновение цивилизаций и национальные экономики. 32

1.1.3. Экономические учения эпохи капитализма. 61

1.1.4. Ростовщический капитал и его особенности. 71

§ 1.2. Глобализация мировой экономики. 79

1.2.1. Информационные технологии и их воздействие на современные социально-экономические процессы.. 79

1.2.2. Этапы концентрации мировых финансов. 103

1.2.3. Виртуальная экономика. 107

1.2.4. Деятельность транснациональных корпораций. 111

1.2.5. Глобализация и её проявления. 115

§ 1.3. Российская реформа и некоторые зримые её итоги. 135

1.3.1. Основания для проведения реформы.. 135

1.3.2. Реформа в Китае и её результаты.. 145

1.3.3. Характерные итоги российской реформы.. 152

1.3.4. Результаты внешней экономической деятельности. 174

1.3.5. Широкомасштабная криминализация российской и мировой экономики 181

Глава 2. Принципы построения гармоничной экономики 194

§ 2.1. Фундаментальная экономика и её показатели. 194

2.1.1. Кардинальная цель продуктивной экономики. 194

2.1.2. Потребности людей и их анализ 196

2.1.3. Предметы потребления и средства производства. 199

2.1.4. Структуры современной экономики. 204

2.1.5. Труд производительный и непроизводительный. 208

2.1.6. Общественная производительность труда (ОПТ), как главный показатель деятельности экономики. 214

2.1.7. Макропараметры гармоничной экономики. 225

§ 2.2. Факторы, влияющие на продуктивность общественного хозяйства 229

2.2.1. Явления, подавляющие общественную производительность труда. Эксплуатация, частная собственность и приватизация. 229

2.2.2. Чем повышается общественная производительность труда? 252

2.2.3. Разделение и кооперация труда как главные организационные факторы повышения его производительности. 260

Глава 3. Общая теория экономических систем... 268

§ 3.1. Экономические системы, особенности их структурирования и связей 268

3.1.1. Экономические системы и их характеристики. 268

3.1.2. Закономерности высокоорганизованных систем. 274

3.1.3. Связи высокоорганизованных экономических систем, системная логика 277

§ 3.2. Природа и качества рыночных связей. 282

3.2.1. Рыночные отношения и их достоинства. 282

3.2.2. Недостатки чисто рыночного регулирования. 285

§ 3.3. Особенности построения и функционирования административного управления. 296

3.3.1. Административные связи и их характеристики. 296

3.3.2. Недостатки административного управления. 301

3.3.3. Принципы организации гармоничной работы рыночного и административного управления экономикой. 316

Глава 4. Пути и принципы формирования гармоничной экономики. 320

§ 4.1. Основные характеристики гармоничной хозяйственной организации 320

4.1.1. Главные организационные отличия различных политико-экономических формаций. 320

4.1.2. Характерные взаимозависимости макропараметров экономических систем 338

§ 4.2. Принципы формирования высокоорганизованных экономических систем.. 342

4.2.1. Системные факторы организации и их характеристики. 342

4.2.2. Системообразующие факторы гармоничной экономики. 345

Глава 5. Труд как главная продуктивная сила общества 352

§ 5.1. Труд и его измерение. 352

5.1.1. Единицы измерения человеческого труда. 352

5.1.2. Оценка коэффициентов сложности труда. 355

5.1.3. Интенсивность труда и способы её оценки. 362

5.1.4. Объём труда. 365

§ 5.2. Общественная трудоёмкость изделий (ОТИ) 367

5.2.1. Общественная трудоёмкость изделий как ключевой параметр деятельности предприятий. 367

5.2.2. Труд прямой и косвенный, вычисление ОТИ.. 369

§ 5.3. Меновая стоимость и её природа. 373

5.3.1. Анализ понятия «стоимость» и факторов, её формирующих. 373

5.3.2. Трудовое содержание стоимости. 380

Глава 6. Деньги и их трансформация в современных мировых условиях.. 384

§ 6.1. Деньги и их эволюция. 384

6.1.1. Что есть деньги?. 384

6.1.2. Эволюция денежных форм. 387

6.1.3. Отсутствие объективного содержания денег 389

6.1.4. Деньги бумажные и иные. 391

6.1.5. Практика международного денежного обращения. 393

6.1.6. Изменение стоимостного номинала денег 395

6.1.7. Общая оценка современного состояния мировой финансовой системы 398

§ 6.2. Принципы формирования высокоорганизованной финансовой системы 402

6.2.1. Труд и деньги. 402

§ 6.3. Формы денег и их роль в становлении высокоэффективного финансового обращения. 411

6.3.1. Анализ основных недостатков современной российской финансовой системы 411

6.3.2. Скорость денежного оборота и её воздействие на работу финансовой системы 415

§ 6.4. Пути построения надёжно работающей финансовой системы.. 421

6.4.1. Принципы построения и количественные закономерности высокоэффективной финансовой системы.. 421

6.4.2. Особенности формирования саморегулируемой финансовой системы 429

6.4.3. Пути внедрения и ожидаемые результаты от работы высокоорганизованной финансовой системы.. 432

§ 6.5. Структура цены и оптимизация её воздействия на экономику. 440

6.5.1. Структура цены.. 440

6.5.2. Особенности воздействия оптимизированной цены на экономику 449

Глава 7. Организация хозяйственной деятельности производственных предприятий. 454

§ 7.1. Оплата труда и её воздействие на экономику. 454

7.1.1. Анализ существующих форм оплаты труда. 454

7.1.2. Требования к эффективной форме оплаты труда. 460

§ 7.2. Основные принципы построения продуктивной системы учёта и распределения на предприятиях и организациях. 462

7.2.1. Закон распределения людей по их способностям. 462

7.2.2. Форма и качества гармоничной оплаты труда. 475

§ 7.3. Методика оценки труда. 486

7.3.1. Общие принципы.. 486

7.3.2. Параметры, принимаемые во внимание при назначении коэффициентов квалификации подразделений и каждого в них работающего. 488

7.3.3. Параметры, характеризующие условия труда. 488

7.3.4. Факторы, учитываемые при установлении коэффициентов ответственности. 489

7.3.5. Параметры, принимаемые во внимание при экспертной оценке коэффициентов интенсивности труда работающих и коллективов. .. 490

§ 7.4. Этапы реорганизации учёта и распределения на конкретных предприятиях. 492

7.4.1. Подготовительные мероприятия. 492

7.4.2. Первый этап. Переход на новую базу для формирования фонда оплаты труда и его распределение. 496

7.4.3. Второй этап реорганизации. Учёт интенсивности труда работающих и коллективов 505

7.4.4. Третий этап. Уточнение коэффициентов сложности труда работающих и подразделений. 508

Глава 8. Организация системы общественного потребления 514

§ 8.1. Коллективные, общественные потребности и особенности их финансирования. 514

8.1.1. Налоги, их эволюция и формы.. 514

8.1.2. Особенности налогов как способа финансирования коллективных и общественных потребностей. 519

§ 8.2. Пояснительная записка к Налоговому Кодексу Ладземли. 533

8.2.1. Ладземля. 533

8.2.2. Основные недостатки существующего Налогового Кодекса. ... 534

8.2.3. Принципы, заложенные в налоговую систему Ладземли. 537

8.2.4. Комментарии к разработанному Налоговому Кодексу Ладземли 539

Глава 9. Административное управление в гармоничной экономике.. 546

§ 9.1. Особенности построения административного управления. 546

9.1.1. Принципы, лежащие в основе реорганизации административного управления. 546

9.1.2. Пути совмещения официальных и истинных лидеров общества. 551

9.1.3. Демократическая форма правления и её анализ 557

§ 9.2. Принципы формирования административного управления гармоничного общества. 573

9.2.1. Способы финансирования производственной администрации 573

9.2.2. Организация работы администрации, призванной обеспечивать коллективные и общественные потребности. 576

9.2.3. Выборная система в гармонично организованном обществе. .. 579

9.2.4. Фондовые механизмы хозяйствования и особенности их функционирования. 584

Глава 10. Программа создания гармонично-благополучной территории (Ладземли) 599

§ 10.1. Предмет и методы Программы.. 599

10.1.1. Пути создания Ладземли. 599

10.1.2. Цели и задачи Программы.. 600

§ 10.2. Описание конкретных мероприятий Программы.. 602

10.2.1. Создание инфраструктуры развития – инновационно-инвестиционого Центра как структуры, предназначенной для аналитического, информационного и административного формирования Ладземли. 602

10.2.2. Совершенствование внутреннего финансового обращения Ладземли 605

10.2.3. Реорганизация системы учёта и распределения на предприятиях Ладземли. 608

10.2.4. Внедрение собственной налоговой системы Ладземли. 611

10.2.5. Реорганизация системы формирования и деятельности административного управления. 615

10.2.6. Организация рациональной ценовой политики на территории Ладземли 616

§ 10.3. Реализация комплексных планов гармоничного развития Ладземли 619

10.3.1. Вспомогательные мероприятия и их роль. 619

10.3.2. Структурирование Ладземли как системы на подсистемы-модули 622

10.3.3. Финансовое обеспечение Программы.. 625

10.3.4. Трудовые и материально-технические ресурсы.. 626

10.3.5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы.. 627

Заключение.. 630

Приложение 1. Система самооценки результатов деятельности коллективов и отдельных работающих (метод МРП) 648

Приложение 2. Руководство для пользователей компьютеризованной программы учёта и распределения. 651

Эксперимент вообще ничего не значит, пока он не интерпретирован теорией.

Макс Борн

Введение

Теория, зашедшая в тупик, открывает блестящие перспективы.

Ибн Сабей

Лучше зажечь маленькую свечу, чем проклинать тьму.

К.С. Станиславский

Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли.

В.И. Вернадский

Без великодушных идей человечество жить не может.

Ф.М. Достоевский

Что есть экономика? Имеются ли у неё объективные, фундаментальные основания, а если есть, то каковы они? Или она – всего лишь объект человеческих страстей и эгоизма, политики и сиюминутных действий? Что творится с нею в последнее время и почему эффективность мировой экономики неуклонно понижается? Ведь экономика – это всё. Именно ею, в конечном итоге, определяются культура и идеология, демография и дипломатия, власть и нравственность. И тем, как работает, как понимается она в то или иное время, определяется само это время. Тем не менее, вразумительных ответов на данные вопросы до настоящего времени нет ни в теории, ни в самой идеологии экономики. Более того, они даже не просматриваются.

Вместе с тем на рубеже 3-го тысячелетия стихийный потенциал развития человечества оказался исчерпанным, наблюдается всё больший кризис метода аналогий, т.е. «проб и ошибок», которыми веками пользовались люди при принятии сложных решений. В самом деле, в мире уже создан столь могучий и всеобъемлющий технический, информационный и организационный потенциал, что указанный путь поиска наилучших решений оказывается всё более длительным и дорогостоящим. Отсюда «Дилемма стихийности и плановости, стихийности и управления является теперь не только дилеммой Внутренней Логики Стихийной Истории, как она звучала у К. Маркса, Н.Д. Кондратьева, В.А. Хайека, З. Бжезинского и других, но и дилеммой Большой Логики Социоприродной Эволюции, решение которой оказывается теперь уже связанным с Жизнью или Смертью всей мировой цивилизации» (А.И. Субето). То есть «Не простак-счастливец народных сказок, но воин, бодрствующий и предусмотревший, – таков облик текущего времени» (Агни Йога – Живая Этика).

С другой стороны, если мы хотим понять суть происходящих явлений, нам надо выйти за пределы действительности, ограниченной обыденностью. Чтобы обнаружить корни всего, что совершается на наших глазах, требуется искать их очень глубоко, в той древности, которая служила колыбелью человеческой расы. В самом деле, в средние века Запад, погрязший в распрях религиозного фанатизма, обратился за спасением к древним знаниям Египта, эллинов и римлян. И это привело к становлению эпохи Возрождения, дало могучий толчок развитию человеческой мысли, реанимировало культуру, философию, искусства, переродило всю Европу. Точно так же современное материалистическое мышление завело человечество в тупик, и только сакральные знания, мудрость веков, понимание истинной природы вещей способны дать ему продуктивный импульс развития.

Древние мудрецы считали, что если хоть одна точка Вселенной была бы лишена сознания, она была бы лишена сознания вся: «Энергией Сознания сгущает себя Брахман; из этого рождается Материя, а из Материи – Жизнь, Разум и миры» (Мундака Упанишада, I.I.8). Они знали, что человечество представляет собою нечто целое, в котором все народы путём разнообразия своих культур решают предназначенные только им задачи, содействуя осуществлению единого, общего для всех плана развития сложного человеческого сознания. Понимали, что в мире не существует «отдельности», но всякая вещь представляет собой лишь часть чего-то более общего. И в этом плане решением как бы своих локальных эгоистических проблем, если они не противоречат законам Вселенной, все нации и народности способствуют подъёму сознания до вершин Всеобщего гармоничного процветания Правды, Добра и Красоты: «Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса сможет проявиться в животном человеке» (Е.П. Блаватская).

И понятно, что механизмы этого процесса не могут быть простыми.

Можно полагать, что в Природе имеют место три фундаментальных, глобальных учения, основополагающих для всех других областей знания. Одно из них – это наука о качественных закономерностях мира. Она называется философией и включает в себя онтологию и гносеологию, логику и культуру, искусство и космологию, медицину, оккультизм и теологию, историю, этику и эстетику. И ещё многие другие дисциплины, которые изучают, как произошли люди и вся окружающая их многомерная действительность, каким образом в частностях проявляется единство Мира и каковы его законы, какую роль играют в нём Бог и Человек, их предназначение и место во Вселенной.

Основу современной философии заложили древние знания, некогда сконцентрированные в сакральных учениях Риши Вед, орфиков, алхимиков, катаров и других нравственных течений, сохраняемых Посвящёнными. Они составляли основу Брахманистских, Элевсинских, Вакхических, Орфических, Христианских и иных Мистерий, которые были направлены на освобождение высшей природы человека от бремени материального невежества. Являлись проводниками философского света, основанного на интеллектуальных и духовных сведениях, облагораживающих душу и придававших смысл человеческому бытию.

Путём специальных театрализованных представлений и ритуальных игр эти Мистерии в той или иной форме воспитывали широкие народные массы, способствовали восхождению человека от приземлённости к возвышенности. Закладывали, таким образом, первоосновы традиций, культуры, искусств, нравственности и просвещения народов. И осуществляли эту благородную миссию неназойливо, возвышенно и значительно эффективнее, чем делается это в наше время. «О слепая душа! Вооружись факелом мистерий и в земной ночи ты откроешь свой сияющий Двойник, твою небесную Душу. Следуй за этим божественным Руководителем и да будет он твоими Гением. Ибо он держит ключ к твоим существованиям, прошедшим и будущим» (Воззвание к Посвящённым из «Книги Мёртвых» Гермеса).

«Оказывается, что всё совершенство цивилизации, все достижения науки, философии и искусств древних обязаны тем институтам, которые под покровом тайны пытались описать тончайшие истины религии, морали и добродетели, и вложить их в сердца учеников» (Роберт Макой, «Общая теория масонства»). Древние Мистерии в различных своих формах строили основания для Религии всех народов, возвеличивали духовную сущность человека и нивелировали низшую, материальную его природу, не отвергая при этом их взаимозависимости и подобия. И это вполне объяснимо, поскольку если «Мелкая философия сподвигает ум человеческий к атеизму, то глубокая философия приводит его к религии» (Френсис Бэкон).

Таким образом, философия формировала качество человеческого мышления, устанавливала равновесие разума и чувств, предохраняла людей от следования неразумным жизненным установкам. Она изучала принципы построения макромира и микромира, исследовала всеобщие законы Природы, общества и индивидуума, проявляла единство и различие объективного и субъективного, бытия и сознания, материи и духа. Постигала, как частное проявляется во всеобщем и наоборот, каково различие между гармонией и патологией, Добром и Злом. Определяла, в чём заключается единство и чем различаются между собой сила и справедливость, красота и уродство, форма и содержание, мужское и женское начала, материальное и духовное. То есть философия присутствует во всём, не случайно даже физику до недавнего времени называли «натурфилософией». Таким образом, философия всеобща вне зависимости от области её приложения. Как электрический ток, который освещает разные объекты, дом или храм, офис или кафе, тем не менее остаётся всё тем же током.

«О философия, путеводитель по жизни! О, открывающая добродетели и изгоняющая пороки! Кем бы мы были в любом возрасте без тебя? Ты произвела города и призвала людей, по земле рассеянных, к радостям общественного бытия» (Цицерон).

С другой стороны, не следует забывать, что «Вне богословия философия – ничто» (Августин Аврелий). Только стремление к Высшему делает её поистине содержательной, всеохватывающий, великой. «Наука без религии хрома; религия без науки слепа» (Альберт Эйнштейн).

Второй глобальной наукой является математика, т.е. учение о количественных закономерностях и пространственных формах Мира. Она позволяет проникнуть в тайну Вселенского порядка, открывает доступ к множественности, к величию и пропорциям тел и образов. Именно ею изучается, как количество переходит в качество, каким образом связаны между собой бесконечно малое и большое, частное и всеобщее. Математика устанавливает возможные и невозможные типы количественных соотношений и пространственных форм, природные ограничения, в поле которых функционирует философия. Она знакомит человека с гармонией и ритмами углов, с правилами всеобщей организации и порядка. Исследует числовые соразмерности всевозможных тел, т.е. на сколько одни из них отличаются от других, каким числом факторов достигаются те или иные результаты. При этом абстрактность математических методов обуславливает их универсальность.

Уже в древние времена мыслители отмечали единство истоков философии и математики, понимали специфику количественно-качественных переходов материи и духа из одних своих форм в другие. Более того, античные мудрецы придавали цифрам сакральный, магический смысл, каждому звуку речи сообщали свой цифровой образ (Гермес Трисмегист, Пифагор, Архимед, Эвклид, Аристотель, Будда, Конфуций, Лао-Цзы и другие гиганты человеческой мысли). И таким образом пытались связать воедино дух и материю, звуки и образы, явления и бытие. Считывать законы Вселенной, переводить их на человеческий язык: «Число – первый прообраз творения мира и различительное орудие Бога-Творца» (Гиппас из Метапонта, греческий философ 6 в. до н.э.).

Древние мудрецы всех народов установили совпадающие друг с другом священные числа, которые составляют, по их представлениям, Глагол, Ритм и орудие Божественности Мира. «Божество, слагая Вселенную, применяет законы Геометрии», утверждал Платон. Знания математики, геометрии и метрологии использовались ими в приложении к символам и фигурам, которые считались лишь образами, моделирующими самые различные природные и духовные явления: «Не нагромождение слов, но ритм звука имеет решающее значение» (Агни Йога – Живая Этика). «Мир был вызван из Хаоса посредством Звука и Гармонии и построен согласно принципам музыкальных пропорций» (из учения пифагорейцев). Отсюда стихи звучат убедительнее прозы. Поэтому при входе в платоновскую Академию были начертаны слова: «Да не войдёт сюда несведущий в геометрии».

Так, Пифагор придавал громадное значение числам 7 и 10. Утверждал, что первое из них, состоя из чисел 3 (дух, душа и тело) и 4 (крест как символ всеобщности), означает соединение человека с Богом. Поэтому он называл число 7 «Носителем Жизни», заключающим в себе тело и душу, Мудрость и Рассудок. А число 10 считал «священной декадой», выражающей все начала Божества. В канонической книге Китая «Книге Смен» числа 1, 3, 5 и 7 назывались «небесными числами». При этом 7 считалось универсальным мировым числом и признавалось священным у всех народов. Об этом свидетельствуют многочисленные его упоминания на вавилонских цилиндрах, в Библии, в «Книге Сокровенной тайны» Кабалы, у древних американцев (в священной книге «Пополь-Вух»), у халдеев, у архаических арийцев, индусов и египтян. Вспомним наше: «Семь раз отмерь…». Это число принадлежало адептам, великим посвящённым, поскольку считалось ими изображением закона эволюции Мира.

С той или иной кратностью это число фигурирует всюду: семь планет Солнца, по семь звёзд в созвездиях Большой и Малой Медведицы, семь цветов радуги, семь музыкальных нот, семь дней недели и т.д. Произведение 7 х 4 образует длительности лунного и женского циклов, 7 х 40 – время внутриутробного развития человека и др. Как утверждал Гиппократ, число семь, «в силу его оккультных свойств, стремится к завершению всего сущего и быть дателем жизни и источником всех её изменений». В Каббале, тайной доктрине Израиля, говорится: «Он (Иегова) любит семь больше любого другого числа в Его чертогах». Таким образом, «Число 7 есть праздник всей Земли, день рождения Мира. Не знаю, сумеет ли кто почтить число 7 соответствующими словами» («De Mundi Opif.»).

Трудно переоценить воздействие, до сих пор оказываемое древними знаниями на все аспекты жизни человека. Нет сомнений, что именно они лежат у истоков человеческой культуры, сформировали этические, нравственные и эстетические каноны поведения. Ими, сознательно и бессознательно, пользуется современный человек при объяснении всех происходящих явлений.

В одном ряду с указанными глобальными науками располагается экономика, т.е. учение о способах жизнеобеспечения человечества и каждой особи его в отдельности при существующих количественно-качественных закономерностях окружающего Мира. Именно ею, в конечном итоге, устанавливается характер и принципы взаимодействия людей с Богом, с Природой и друг с другом, трактуются особенности формирования человеческих сообществ и объединений, формируется повседневное поведение и психология человека.

Таким образом, Экономика как наука по сути своей призвана обеспечивать гармоничное вхождение человека в Природный комплекс, во Вселенную. И это вполне естественно, поскольку Человек – это не обособленная особь, живущая неизвестно зачем и как, а встроенный в Мир, в Природу, в Космос и выполняющий предназначенное ему действо феномен. Это не просто man, сам по себе, а разум, достигший надлежащего равновесия между материей и духом: чело – живущее век. Именно с его помощью Бессознательное развивает Вселенную в «надежде достичь ясного самосознания» (Генсело). Поэтому вполне очевидно, что если люди не будут соответствовать природному комплексу, всему окружающему их Миру, станут инородными в Нём, начнут противодействовать, препятствовать естественному ходу развития мироздания, они сделаются ненужными, а их жизнь – бессодержательной и невозможной. Если человек в Пространстве Всеобщей Гармонии будет по-прежнему оставаться эгоистичным, чуждым всем образованием, он будет отторгнут этим Миром. Вне всякого сомнения, что ни благополучие любой ценой, ни накопление денежных знаков, ни служение другим фетишам, идеалам или идолам не может служить целью человеческого бытия. Такой человек не нужен ни Природе, ни Богу.

В этой связи в экономике, как и во всей Вселенной, действуют жёсткие правила и запреты. И если многие из них до настоящего времени ещё не познаны, это не значит, что они не работают. Экономика призвана работать в чётком соответствии с законами философии и математики, отвечать им, исполнять предназначенные ей функции. Быть одной из важнейших составляющих Фундаментальных Мировых Знаний.

Обозрение её с высоты космического построения позволяет более точно установить роль и место экономики в общей структуре Мироздания, распознать стоящую перед нею глобальную цель, сверяясь с которой можно определять перспективность и истинную полезность всяких хозяйственных действий.

Однако многим эта роль представляется невнятной, а поэтому они полагают, будто эффективную экономику можно строить по произвольным правилам, подчинённым интересам тех или иных лиц, кланов, сообществ или государств. Уверены, что теоретическим мудрствованием, остроумными манипуляциями или силовым, властным прессингом можно создать продуктивную систему, способную в длительной перспективе обеспечивать благополучие человечества или отдельных его объединений, особей. И от этого проистекают неисчислимые беды. Неучёт всеобщности, глобальности экономики, игнорирование предназначенной ей функции и места во всеобщей структуре Мира делает экономику ущербной, ограниченной, внутренне противоречивой и неизбежно обречённой. Именно по этим причинам и набирают, главным образом, ход современные деструктивные мировые тенденции.

В результате сложный период переживает ныне подавляющая часть стран нашей планеты. И это не случайно, поскольку порог нового века, а тем более тысячелетия, ещё никогда не был простым. Происходят события, которые потрясают фундаментальные основы человеческого бытия. Здесь и глобализация мирового экономического пространства, и зарождение «неоэкономики» с её особыми качествами, правилами и законами, мало похожими на предшествующие, с широким применением постиндустриальных технологий и открываемых ими возможностей. И возникновение неуравновешенного однополярного мира, чреватого политическими, экономическими и военными катаклизмами. И появление «виртуальной экономики», базирующейся исключительно на деньгах и организующей агрессивные финансовые потоки, подавляющей всё продуктивное. Такая экономика не связана впрямую с производством, но интенсивно на нём паразитирует. И зарождение нового информационного общества, использующего последние достижения глобальных сетевых технологий, способствующих не только распространению знаний, но и разрушительному управлению самими общественными процессами, корыстному и близорукому воспитанию обезличенных потребностей, идеологий и культур.

Одновременно с этим сформировались объединения ряда государств (их почему-то называют «цивилизованными»), которые развитию этих процессов не только способствуют, но широко ими пользуются для своего материального обогащения. Применяют их для переустройства мира по собственному сценарию путём финансового, ресурсного, идеологического, информационного, военного и культурного закабаления других. И, как естественный итог этого, ширится протестный электорат отдельных индивидуумов, классов и государств, вынужденных защищаться нецивилизованными способами. Укрепляются и всё в большей степени становятся доминирующими факторами повседневной жизни преступность, коррупция, всевозможный криминалитет и международные террористические сообщества.

В результате на рубеже тысячелетий обострились все противоречия, накопленные за предшествующий период жизни человечества. Многие ранее незыблемые понятия стали спорными, имеющийся опыт – недостоверным, а традиции – утраченными. Немалая часть фундаментальных ценностей подверглась остракизму. И поэтому что сейчас является ошибочным, а что – верным, где ложь, а где – правда, чем бизнес отличается от криминала и наоборот, что считать прогрессом, а что – регрессом оказалось невразумительным. Пересмотру подвергается то, на чём веками держались нравственность и культура, религия и наука, физиология и психология. Началась «разруха в мозгах» (М. Булгаков) как предтеча и результат всякой кардинальной ломки производственных и общественных отношений.

Мудрые люди называют современную экономику политэкономией (не экономической политикой!). И это не случайно, поскольку в нашем мире она настолько подчинена политике, что по сути потеряла своё самостоятельное звучание. Оказалась её заложницей, покорной служанкой, орудием борьбы всевозможных кланов, их амбиций и чаяний, корыстных устремлений и властных вожделений. Этим грешат все без исключения мировые идеологии, но в наиболее острой форме проявлялось в Советском Союзе, доминирует в США, характерно для нынешней России, для всех постсоветских республик и не только для них. И этим фактором оказались сдвинутыми набекрень все экономические и человеческие понятия, запутаны предельно важнейшие критерии и цели.

Поэтому неслучайно, что именно в наше время на всём постсоветском пространстве начались реформы, кардинальные, всё охватывающие, решительные и бескомпромиссные. Они проводятся без анализа реальной ситуации и начальных условий, с сомнительными целями и туманными перспективами, без продуманных программ и вопреки отторжению собственными народами. В этих условиях все защитные барьеры государств оказались разрушенными, глобальные качества трансформирующейся мировой экономики и политики обрушились всей мощью своей на беззащитное население, приведя его в состояние нищеты, вымирания, подавленности, растерянности и озлобленности. И Россия представляет собой наиболее зримый полигон проявления указанных мировых тенденций.

В истории любой страны бывают судьбоносные моменты, именно таковым и является наше время.

Так, подкупив путём приватизации общенародной собственности государственную и деловую элиту Советского Союза, в очередной раз нас обманули и разделили, заставили бороться между собой. И от этого мы, разумеется, ни сильнее, ни богаче не стали. Ибо «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Евангелие от Матфея, гл. 12 ст. 25–26). Это нанесло громадный ущерб всем, и новоявленным нуворишам, и обездоленному ими большинству. Так, среди «новых русских» мало людей с одухотворёнными, красивыми лицами. Но много с потухшим взором, с морщинами, отмеченными печатью жестокости, мелких, недостойных страстей. И не всегда в этом повинны они сами. Просто «правила игры» организованы в нашем государстве таким «оригинальным» образом, что в нём легче жить, паразитируя, воруя и причиняя зло людям, чем честно трудиться, делать добро, реализовывать собственный талант и трудолюбие. Поистине, «Всякое излишество есть порок» (Сенека Луций Аней).

В действительности только гармоничный человек способен быть счастливым. Поэтому направив энергию людей на достижение исключительно материальных богатств, нынешние правители лишили их истинных источников благополучия: духовности, любви, уважения, дружбы. В результате произошла подмена настоящих ценностей ложными. Недостаток духовности пытаются заменить роскошью, развлечениями, удовольствиями. Отсюда вместо любви получают секс, вместо дружбы – партнёрство, вместо уважения – угодничество. И это вполне закономерно, так и должно оно быть, поскольку «на чужом горе своего счастья не построишь» (русская пословица).

На самом деле все мы являемся единым этносом, одним Народом, обладаем неделимой Космической Душой. Ведь Микрокосм и Макрокосм, в конечном итоге, представляют собой один и тот же образ, имеют одинаковую голограмму, матрицу. «Во всём заключается часть всего» – утверждал Анаксагор из Клезомена, древнегреческий философ 5 в. до Р.Х., и с ним трудно не согласиться. Более того, Природа многомерна, т.е. она включает в себя не один мир, как нам представляется, а множество миров. И в ней «Без усилий один мир движется в другом» (Риг Веда II, 24.5). И в этом плане сам человек представляет собой целый мир, заключающий в себя всё: «Я знаю, что без меня Бог не проживёт и мига; не стань меня – и Ему придётся испустить свой дух» (Ангелиус Силезиус).

Поэтому трещина пролегла не только между людьми, она прошла через сердце каждого. Затронула как межличностные, межнациональные и межгосударственные, так и семейные, родственные, дружественные отношения. В результате не стало ничего прочного, незыблемого, чистого. Рушится мировой Порядок и всё в большей степени воцаряется в нём Хаос. В мире всеобщей патологии не может быть ни истинного счастья, ни полной гармонии, ни красоты, ни совершенства.

Однако началось это не сегодня, уже Патриарх Никон разрубил сердца русских надвое и до сих пор эта рана не заживает. Как утверждал Л.Н. Толстой, Россия на Сенатской площади утратила железный стержень своего единства, а власть впервые без стеснения проявила свою аморальность. И родила, таким образом, соответствующее её противодействие, также не обременённое моральными запретами. А ведь ещё были не менее безнравственные события 1905 – 1906, 1917 - 1921 годов, 1930 – 1932, 1936 – 1939, 1949 – 1953, 1989 – 1993 годов, все 90-е годы. И каждый из этих периодов внёс свою лепту в разрушение гармоничного единства российского этноса. Так что наши «реформаторы» начинали не на пустом месте, почва для них уже была хорошо «удобрена».

В результате исчезает в народе ощущение своей общности, совместных корней, уважение ценностей, добытых потом и кровью предков. Нарушилось гармоничное видение мира, понимание своего места в нём и предназначения. Жизнь стала представляться чередой сиюминутных ощущений, случайным набором наслаждений и огорчений. Она утратила глобальный смысл, а с такими людьми можно творить что угодно. Поэтому много накопилось страданий и зла. Ослабли уверенность и сила, вера и совесть, надежда и доброта. А чем без них оказывается человек? Очевидно, что не хлебом единым жив он, не золотом и не властью. В действительности настоящий «Человек так устроен, что он может жить или верой в Бога, или верой в идеалы и кумиры» (Н. Бердяев). А у нас эти ценности оказались невостребованными. И это – едва ли не самая тяжкая утрата последних десятилетий.

Ярким отображением духовного убожества служит вид всего окружающего нас мира, улиц и дорог, грязных и неухоженных. В общинную свалку превращены они, заполнены мусором и отбросами. А «Ведь Земля – это наша душа» (В. Высоцкий). Это и есть зеркало наших душ, отображение всего того, чем является нынешний человек и что в действительности оставляет он после себя потомкам.

В чём заключаются исходные изъяны современной мировой экономики? К этому вопросу будем возвращаться неоднократно, здесь отметим только одну её особенность. Известно, что в качестве базового инструмента она использует деньги. Именно они оказались в ней глобальной целью, основным инструментом и источником благополучия людей, их мечтой и путеводной звездой. В такой экономике деньги делают деньги, ими измеряются результаты, они служат ключевым стимулом и критерием совершенства всякой организации или хозяйственной сделки. Прибыль, инвестиции, котировки акций и процентные ставки управляют производством, а не его продуктивность, перспективность, полезность. Приоритетными оказываются цели капиталовладельцев, а не созидателей полезных вещей. В результате нередко складывается положение, при котором есть сырьё, производственная база, рабочая сила, потребность в продукции, но всё это находится в бездействии всего лишь потому, что у соучастников нет раскрашенных картинок, называемых деньгами. Только те работы обеспечиваются финансированием, которые приносят скорейшую прибыль, а совсем не реальную пользу. В результате экономика ориентируется на краткосрочные действия, она потеряла глобальную цель, перспективу.

Деньгам придан не отвечающий их природе всё подавляющий статус. Поэтому ими, в конечном итоге, современные деструктивные процессы и направляются, и провоцируются. Они служат тем волшебным ключом, которым вскрываются и мозги, и сердца. Таким образом, силы зла, избрав своим орудием деньги, активно овладевают миром. В образуемую ими воронку втягивается всё больше стран, народов и континентов, перемалываясь, перекручиваясь, диффундируя. Всем этим ломаются судьбы людей, народов и государств, невиданными темпами растут бедность, преступность и терроризм. И складывается впечатление, что процесс этот становится не только всё более глобальным, но и всё менее управляемым.

Между тем природа самих денег как таковых почти не изучена. Более того, она мало кого интересует. Поэтому что такое деньги, каковы их естественные качества, чем в действительности является доллар, рубль или фунт стерлингов не знает никто. И это делает непредсказуемой всю мировую ситуацию.

В самом деле, что-то сложное происходит с самими деньгами в последнее время. Они стремительно меняются, мимикрируют, приобретают несвойственные им ранее качества. И чем явственнее проявляются контуры их эволюции, тем тревожнее складывается ситуация.

Экономика, базирующаяся на деньгах, с неизбежностью оказывается ростовщической. Указанный образ её формируется искусственным созданием денежного дефицита и приданием деньгам господствующего положения (очевидно, что оба процесса обуславливают друг друга). И пусть это ростовщичество порою неплохо замаскировано, принимает сложные формы, от этого природа и облик его не меняется.

О деструктивных качествах ростовщичества известно слишком много, чтобы считать это явление безобидным. В этой связи построенную по его принципам экономику трудно считать пределом совершенства. В то же время ниоткуда не следует, что экономика может быть только ростовщической. Почему миром должны править деньги, а не добро, справедливость, интеллект, здоровье, труд или всеобщее благо? Ведь вполне можно сформировать экономическую систему, приоритетным в которой будет любой из этих факторов. И не похоже, чтобы такие экономики работали бы хуже нынешней.

Вопросы, вопросы …

Естественным препятствием протекающим в мире деструктивным процессам могла бы стать жизнеутверждающая философия, добротная экономическая наука, основанная на незыблемых природных знаниях и способная служить не только надёжной идеологической базой, но и руководством для оздоровительных действий. Но таковых, к сожалению, нет, а имеющиеся не отвечают фундаментальным законам Природы, не следуют из принципа единства Природы, не построены по классическим правилам всякой действительной науки (постулаты, теоремы, следствия). Они в большей мере являются теориями Бизнеса, способам извлечения дохода, чем отвечают запросам реальной жизни. Однако при современном массовом видении Мира экономика и не может быть иной.

В самом деле, «Сегодня стало общепризнанной банальностью утверждение о том, что современная экономическая наука пребывает в состояние кризиса, что ведущие экономические доктрины не в силах сколько-нибудь адекватно отразить реальные перемены, происходящие в сфере общественного бытия» (Р.М. Нижегородцев). Тем не менее, немалая часть отечественных экономистов убеждена в том, что в процессе реформы они приобщились к достижениям мировой экономической мысли и работают на уровне современных её достижений. А в действительности демонстрируют грубые методологические и логические промахи, подаренные им зарубежными коллегами: «Я полагаю, что Запад приблизился к своего рода водоразделу: мы становимся свидетелями краха буржуазных воззрений на человеческую деятельность и общественные отношения» (американский экономист и социолог Дэниел Белл).

И это неудивительно. В основе каждого из имеющихся экономических учений лежит какая-то остроумная идея, пределы справедливости которой не обсуждаются. Как пример, в одной из них (Меркантилизм) государствам всячески предлагается копить деньги, в другой (Физиократы) – интенсивно их расходовать. В Металлической теории денег они рассматриваются как отображение богатства нации, а в Номиналистической теории деньги считаются условными знаками. И каждая из них является в чём-то правой. Отсюда естественно, что такие «теории» оказываются функционально ограниченными, зачастую противоречат друг другу. Они обусловливаются в большей мере конъюнктурными, прикладными и сиюминутными задачами, нежели фундаментальными и вечными знаниями. В большей мере служат базой для обоснования и борьбы интересов, чем консолидирующим фактором прогрессивного развития человечества. Являются в большей мере политическим и идеологическим подспорьем для всевозможных корыстных действий, чем надёжной преградой аморальных экспериментов над людьми.

К таковым, в частности, относится и столь почитаемая нашими реформаторами теория неолиберализма. Отвергнутая, как обанкротившаяся, развитыми странами в 30-х годах ХХ века, сейчас она в чистом виде нигде не работает и применяется исключительно в качестве идеологической и организационной отмычки для вскрытия конкурирующих с развитыми странами экономик и государств. И поэтому внедрение её принципов в государствах, не подготовленных к этому ни историей, ни менталитетом населяющих их народов, вопреки всем гигантским издержкам представляется преступным.

С другой стороны, силы Добра во все времена ассоциировались с Порядком, а Зло воспринималось как разрушение Порядка, т.е. как Хаос: «В хаотичности заложены зёрна зла, которые тяжким опытом подавляются. …Противостояние Злу является одним из основных качеств ищущих Иерархию» (Агни-Йога – Живая Этика). Вместе с тем Libere – это свобода, ничем не ограниченное поведение людей. В результате «у нас теперь поистине царство полной свободы – всеобщей на-к-чему-не-привязанности, никому-не-обязанности, ни-во-что-не-верия …» (Ж.Бодрийар). И мудрыми людьми это понималось всегда: «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы» (Ф. М. Достоевский). В самом деле, если первое полугодичное правление либералов в 17-м году завершилось всё сметающей на своём пути Октябрьской революцией, то второе, длящееся уже более 17 лет, привело к утрате Россией всех достижений последних 300 лет.

Тем не менее, все члены ныне действующего и всех ему предшествующих посткоммунистических правительств России являются последователями именно данной доктрины. А другая и не требуется, поскольку для самосохранения и консервации складывающейся «рыночно-центристской» системы экономических отношений любая другая точка зрения не только не нужна, но и опасна. В этой связи идеологами либерализма повторяется тот же аргумент, что и «отцами церкви» при обосновании птоломеевской картины мира: других нет и они невозможны.

Поэтому в посткоммунистических правительствах России меняются персоналии, но не принципы. И это неслучайно. С их помощью сформировалась правящая в стране «элита», она обеспечила её благополучие, именно её интересы преимущественно защищает существующая ныне власть, для этого она и бралась после спровоцированного разрушения Советского Союза. Отсюда неудивительно, что ни благополучие государства, ни благоденствие проживающих на его территории народов не является её тактической целью, а исключительно «создание благоприятного климата» для деловой элиты. А это совсем не одно и то же. Более того, меры, направленные на повышение жизненного уровня населения, т.е. именно того, чем прогрессивная экономика отличается от загнивающей, у нас презрительно называют «популизмом».

Известно немало других программ возрождения России, подготовленных ведущими экономистами страны и мира. В них предлагаются другие рецепты воссоздания и подъёма отечественной экономики. Однако в действительности все эти программы мало различаются между собой, поскольку у подавляющей части экономического истеблишмента страны и их зарубежных коллег, вне зависимости от их политических пристрастий, наблюдается удивительное единомыслие относительно конечных целей реформы. В самом деле, очарованные впечатляющими успехами современного Запада и объясняя их исключительно достоинствами капиталистической системы, они считают, что строить у нас надо капитализм и только капитализм. И не замечают при этом, что благополучие стран «золотого миллиарда» в первую очередь достигается тем, что ими уже потребляются почти 80% всех мировых ресурсов, а поэтому приобщения к нему остальных 5 миллиардов населения Земля просто не выдержит. Позиции экономистов различаются лишь в том, как это «светлое капиталистическое будущее» предлагается строить, грабительски или цивилизованно. Не принимая во внимание, что цивилизованные отношения возможны только в обществе, устроенном цивилизованно, а не наоборот.

В этой связи предлагаемые программы, как правило, построены по асимметричному принципу. То есть если недостаточно обеспечивается наука – её предлагается финансировать лучше; если демографическое состояние общества неудовлетворительно – намечается уделять ему большее внимание, если социальные проблемы не решаются – их предлагается как-то решать, если природная рента расходуется не рационально – её намечают расходовать более продуктивно и т.д.

Однако асимметричные действия – это использование всё тех же рецептов, но только вывернутых наизнанку. В действительности имеющиеся нелепости не случайны и оказываются всего лишь неизбежным результатом протекающих в стране процессов, они диктуются самой стратегией преобразований. На самом деле они представляют собой не глупость, не демонстрацию наивности или неквалифицированности реформаторов, а составляют суть осуществляемых ими преобразований.

Так, разрушение правоохранительных органов и судебной, законодательной базы страны органически вписывается в формируемую ныне идеологию первоначального накопления капитала любой ценой. Недостаточное финансирование всех без исключения жизнеутверждающих национальных программ требуется для подавления стратегического конкурента определённых государств. Ухудшающаяся демографическая ситуация страны объясняется тем, что Россия не должна представлять собой угрозу монополизации идеологической и хозяйственной деятельности планеты развитыми странами. А для функционирования в качестве сырьевого придатка России не нужно иметь 150 млн населения, а достаточно, как это озвучила М. Тэтчер, только 30 млн. Тогда эксплуатировать принадлежащие России богатства проще, а защитников их будет меньше.

Таким образом, эти и все иные животрепещущие проблемы государства в рамках существующих философий экономики не могут быть разрешёнными в принципе.

С другой стороны, сложившиеся взгляды многих ведущих экономистов страны на происходящие процессы не случайны. Они, в конечном итоге, базируются на одних и тех же теоретических постулатах, имеют под собой одну и ту же идеологическую базу. Все хотят строить «рыночную экономику» и капитализм с «человеческим лицом» (как будто это возможно), стремятся тиражировать всё то, что уже реализовано в ведущих государствах мира. Поэтому существующие программы по сути своей не могут различаться кардинально. А точки зрения, выходящие за рамки господствующих идеологий, изначально считаются ошибочным и несбыточными. Поистине, «Доказательством глупейшего самомнения является пренебрежение и признание ложным того, что кажется нам не отвечающим признакам правдоподобности или истины» (М. Монтень).

Очевидно, что новые кардинальные решения способны возникнуть только при наличии оригинальных теоретических предпосылок. Они не могут основываться на всём том, что уже давно устоялось и признаётся незыблемым: на проторенной дороге цветы не растут. С другой стороны, существующее в России положение, весь настрой её нынешнего общества не имеет мирового аналога. А поэтому пытаться разрешить проблемы страны, опираясь исключительно на чужой опыт, подражая и пользуясь теоретическими выкладками, полученными в принципиально иных условиях, в государствах с другой историей и культурой – по меньшей мере наивно.

В этой связи в настоящей книге делается попытка дать видение вещей, отличное от общепринятого. Оно основано на понимании глобального масштаба проблем, которые призвана разрешать экономика, а не на достижение локального, сиюминутного успеха. Экономика в нём рассматривается как фундаментальная наука, являющаяся важнейшей частью общемировых знаний, служит основой человеческой культуры, а не обособленным явлением. По принципам построения теория экономики должна ничем не отличаться от теорий других наук, поскольку человек является гармоничной составляющей Природы, а не каким-то особым надприродным образованием. Поэтому во всей своей деятельности он призван служить Ей, а не подавлять; быть встроенным в Неё, а не становиться чужеродным, деструктивным элементом. И это позволяет очистить экономику как науку от коросты многовековых наслоений, устаревших взглядов и представлений, корыстной лжи и искренних заблуждений. Наделяет её компасом прогрессивности.

Монография построена по классическим законам перехода от очевидного к естественно из него следующему. В ней изучаются не только протекающие в мире процессы, но и некоторые основополагающие разделы фундаментальной науки. От вопросов, что есть экономика, каковы её критерии и факторы, повышающие продуктивность, делается переход к общей теории экономических систем, формулирующей принципы их организации и особенности функционирования. Исследуется не только состояние современных денег, но и способы превращения их из всевластного и капризного повелителя человечества в его покорного слугу. В чётком соответствие со всем изложенным, рассматриваются вопросы оптимизации распределения результатов труда и принципы гармонично построенного налогообложения, формирования работающей административной системы и рыночного регулирования. Описываются способы измерения труда, придания деньгам объективного содержания и принципы рационального ценообразования. И ещё многое другое.

В книге нашли продолжение и развитие многие положения, впервые описанные автором в брошюре «Альтернативный путь реорганизации экономики», СПб, 1993 г., в монографии «Проблемы и пути реорганизации экономики России», выпущенной в 1997 году издательством «Олбис» в Санкт-Петербурге. По данной теме в различных академических и прикладных изданиях, в периодической печати опубликовано свыше 2-х десятков статей и докладов, получивших широкую известность.

В подготовке монографии громадную помощь и поддержку оказали многие энтузиасты и патриоты Земли Русской, в том числе генерал А.В. Пониделко, профессор В.Н. Тисенко, предприниматель В.П. Надервиль, которые вдохновляли автора на этот труд и помогали его реализовать. Жена и сын, без помощи и поддержки которых монография не могла быть подготовлена. Всем им хочу выразить искреннюю признательность.

 
 


На пределе Нового Мира столпились все язвы.

Агни Йога – Живая Этика


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты