Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Что есть экономика?




Если ты перестанешь заботиться о положении в мире, в нём воцарится беззаконие. Ибо тогда не будет управы на людей, которых не интересует ничто, кроме денег. Эти нечестивцы перейдут в наступление и мир погибнет.

Шимад Бхатаватам

Слово экономика произошло от греческого oikonomike и означает буквально «искусство управления домашним хозяйством». То есть первоначально под нею понималось исключительно учение о способах рационального ведения личного хозяйства. В дальнейшем сферу экономики, как области знаний, существенно расширили, придав ей всеобъемлющий характер. Так, уже Аристотель рассматривал экономику как часть этики. Ж.Б. Сей в 1803 году полагал, что экономика «…учит, как формируется, распределяется и потребляется богатство».

С ним солидарен один из виднейших экономистов ХХ века П. Самуэльсон. Он утверждал, что «Экономическая теория есть наука о том, какие из ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». В монографии профессоров Массачусетского технологического института С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи («Экономика», изд. «Дело», 1993 г.) полагается, что «Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить». Подобным образом рассуждают и многие другие экономисты с мировым именем: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Лоренс Питер). А наиболее просто об этом предмете рассуждают К.Р. Макконелл и С.Л. Брю в учебнике «Экономикс»: экономика – это всего лишь «наука о том, как стать богатым».

В приведённых трактовках экономики отображены главные концепции капиталистической формации. Согласно им, экономика призвана организовать рыночное обслуживание потребителей и обеспечивать повышение доходности всякой предпринимательской деятельности. И, несмотря на ограниченность, в такой конкретности заключена её сила.

С одной стороны, данная доктрина стала мощным инструментом стимулирования наиболее предприимчивой части населения, явившейся локомотивом современного прогресса. С другой – это обстоятельство отстранило всех остальных жителей от управления производственными процессами, оторвало их от результатов собственного труда, сделало безответственными исполнителями, ординарными работниками. То есть из активных субъектов жизнедеятельности оно превратило большинство населения в пассивные объекты бизнеса. Экономика стала в большей мере служить узкому классу предпринимателей, чем всему обществу в целом. И идеологически это оправдывается тем, будто «В экономических вопросах большинство всегда не право» (Дж. Кеннет Гэлбрейт, якобы чем благоприятнее создаются условия для бизнеса, тем лучше становится всем.

В результате сложившаяся практика экономических отношений разъединила людей, сделала разнонаправленными цели различных социальных групп. Она не способствует консолидации всеобщих усилий для достижения глобальных результатов (вспомним басню И. Крылова о Лебеде, Раке и Щуке). И уже само это является регрессом. Вырабатываемые такой экономикой рекомендации оказались завязанными преимущественно на извлечение прибыли, а не на повышение продуктивности общечеловеческого труда. В результате экономика стала прикладной, ограниченной, конъюнктурной. Она утратила масштабность, фундаментальность, стала ординарной теорией бизнеса.

Даже макроэкономика в ней, в конечном итоге, обслуживает только бизнес: «Экономика в основном заинтересована исследованием способов определения цен в деньгах на товары и услуги, обмениваемые на рынке» (Людвиг фон Мизес). А ведь бизнес – это всего лишь способ извлечения дохода, т.е. добывания денег, а не того, что на Руси издавна считалось Делом. На самом деле накопление денежных знаков не может служить целью экономики как таковой ни в ограниченном масштабе, ни в долгосрочном плане. Однако создав себе идола в виде золотого тельца, человек не только утратил связь с окружающей действительностью, но и лишился способности адекватно воспринимать естественный ход хозяйственных процессов. Поэтому такая экономика, как всякое искусственное образование, и не могла опираться на фундаментальные законы Природы. Никаким Вселенским масштабам она не соответствует, подобные задачи перед собой не ставит, правила свои с Мировыми законами не соразмеряет и не способна делать это. Узость задач и принципов её налицо.

В указанной экономике широко используется разделение труда, но слабо – его кооперация. Отсюда конкуренция, как фактор саморегуляции, приобрела доминирующее значение, а кооперация, т.е. объединяющие людей задачи и цели, пути решения совместных проблем уже не вписываются в неё органически. Исполнение предприятиями общественных функций оказалось нивелированным, налоговая концепция явилась средоточием фискального опыта и ошибок всех предшествующих формаций и во многом утратила своё продуктивное содержание и т.д.

Экономически оправданной стала всякая деятельность, приносящая доход, в том числе криминальная. И последствия этого мы ощутили в полной мере, когда стали строить капиталистическую экономику у себя. Так, по данным экспертов, уже к 1990 году отечественной теневой сектор экономики увеличился с 10–11% ВВП до 40% и продолжает расти. В результате уже 55% капитала и 80% голосующих в стране акций принадлежат всякого рода доморощенному и зарубежному криминалитету. В меньшей мере, но то же самое, происходит по всему миру. «Уже не пуританская модель честного труда, а идеология финансового успеха определяет стереотипы поведения экономических субъектов. То есть Центральную фигуру современного капитализма представляет спекулянт, манипулирующий глобальными финансовыми трансакциями и осуществляющий поражающий воображение обмен виртуальных, ничем не обеспеченных финансовых инструментов на реальные ценности» (Ф.И. Гирёнок).

В Советском Союзе под экономикой понималась область знаний, занимающаяся изучением объективных закономерностей общественного строя, выработкой практических рекомендаций в области производства и распределения жизненных благ. Или, согласно концепции экономической школы Н.А. Цаголова, «экономика есть сложная совокупность качественно различных диалектически развивающихся и поэтому исторически ограниченных («смертных») систем». С одной стороны, такие определения в большей мере отвечают действительности. Однако в первом из них оказалось слишком много политики, а второе настолько абстрактно, что его можно применить и ко всем другим природным явлениям. А поэтому и их нельзя считать законченными, классическими.

В самом деле, в социалистической политэкономии преимущественное внимание уделялось изучению специфики классовой борьбы в различных общественных формациях, а не способам повышения продуктивности общечеловеческого труда. Делался акцент на использование кооперации, а не конкуренции. Главное внимание уделялось организации общественного производства, а не работе конкретных предприятий. Поэтому такая экономика в большей мере обслуживала общество, а не каждого человека в отдельности. В ней управление оказалось сверхцентрализованным, в результате власть управляющей бюрократии стала всеобщей и вседавлеющей. Человек труда превратился в винтик производства, опекаемый (социальная защита людей в СССР до сих пор не имеет себе равных), но бесправный. И эта дисгармония, в конечном итоге, явилась причиной состоявшегося краха социалистической системы.

Очевидно, что ни одна из указанных формаций не является совершенной. В них не согласованы разделение и кооперация труда, личное и общественное, активное и пассивное начала. А поэтому хозяйственные успехи государств как капиталистический, так и социалистической формаций оказались значительно более скромными, чем могли бы быть они при современных достижениях науки, техники и человеческого интеллекта.

И сравнительно высокий жизненный уровень в странах так называемого «золотого миллиарда» не опровергает указанный вывод. В самом деле, в этих государствах преобладает не интенсивный, а экстенсивный путь развития. Они во многом живут за счёт других стран, вследствие чего, как уже отмечалось, потребляют почти 80% всех мировых ресурсов. И понятно, что ещё даже один такой миллиард Земля уже не сможет содержать. А всего нас, как известно, шесть миллиардов. Поэтому указанный путь развития мировой экономики является далеко не универсальным, он благоденствует только за счёт уничтожения экосистемы, варварской эксплуатации всего остального населения Земли, а поэтому в целом является саморазрушительным, тупиковым.

Наиболее полное определение экономики, на наш взгляд, даёт А. Маршалл, утверждая, что «Экономика – это наука о нормальной жизнедеятельности человека», однако в данной трактовке не уточняется, что под нормальной жизнедеятельностью подразумевается и чем она должна обеспечиваться. Поэтому попытаемся развить это понятие.

Повторяем, по нашему мнению, высокоорганизованная, самосогласованная экономика должна базироваться на фундаментальных законах, по которым живёт весь окружающий нас духовный и материальный Мир. Являясь составной частью Природы, человек не может жить по законам, противоречащим ей. В такой экономике должны сочетаться разделение и кооперация труда как главные факторы его организации. Призваны рационально функционировать все виды собственности, в равноправной борьбе доказывая свою жизненность и конкурентность. Найдётся место не только сильным, но и слабым, не только экономически активным, но и пассивным, умным и глупым, здоровым и больным, всем нациям и народностям с их многовековым опытом, традициями и культурой. Природные ресурсы должны потребляться не быстрее, чем происходит их восстановление. Если в дисгармоничных обществах материальный успех сопровождается духовным убожеством, то в гармоничном должна осуществляться всеобщая гармонизация человека и общественных отношений.

В этой связи предлагается следующая трактовка исследуемого понятия:

Экономика как наука призвана способствовать гармоничному вхождению человека в Природную экосистему, соответствовать её законам, содействовать повышению продуктивности общечеловеческого труда, согласованному развитию всего человеческого сообщества. То есть она должна быть построена по законам Вселенной и отвечать её закономерностям, соответствовать всему тому, что составляет окружающий человека мир. Должна строится не на ограблении Природы, других госуларств и сообществ, человека - человеком, а на гармоничном объединении усилий всех для лостижения всеобщего Порядка и благополучия. В самом деле, именно «Непонимание гармонии ведёт к безобразию жизни» (Агни Йога).

Очевидно, что существующие модели экономики не соответствуют указанным принципам ни в теории своей, ни в практике. Поэтому предлагаемая качественно отличается от них. В этой связи экономику, отвечающую выше изложенным принципам, будем в последующим называть гармоничной.

В самом деле, замещение главной цели экономики в социалистических странах планом привело к затратному характеру их развития. Поэтому большая часть так называемых «строек коммунизма» экономически не оправдала себя. Аналогично, нацеливание капиталистической экономики на максимизацию прибыли ограничило области её эффективного функционирования, вызвало отток денег из сфер массового обслуживания населения. Как пример, Ижорские заводы и другие градообразующие предприятия во много раз сократили число работающих на них, что вызвало массовую безработицу и сокращение уровня жизни населения. Но зато способствовало более прибыльному расходования денежных средств (не материальных ресурсов!).

Таким образом, чрезмерно затратными, дисгармоничными, саморазрушительными и социально уродливыми являются существующие экономические системы, чтобы можно было поменять их кардинально, не меняя основы. Слишком много накопилось в них уродливых традиций, разрушенных судеб, несправедливостей, чтобы можно было надеяться вычистить образовавшиеся «Авгиевы конюшни», не причиняя новых несчастий. Нет никаких сомнений, что сделать существующие системы и человечными, и продуктивными, и экологически безопасными при любой лакировке не удастся. Поэтому для действительного достижения поставленной цели, чтобы экономика служила всем людям, а не только избранным, вместо известных её моделей следует рассмотреть новую, в основе которой отмеченные патологии отсутствуют вовсе.

Именно такую экономику и называем мы здесь «третьим путём развития». Разработке основных законов и принципов построения организации гармоничной экономики и посвящена настоящая монография.

Как показывает анализ, гармонизация экономики не только возможна, но и неизбежна. Она делает всю систему взаимодействия Человечества с окружающим его Миром не только наиболее эффективной, но и существенно более простой, а значит надёжной. А простота, как известно, самое сложное из всего, как белый свет представляет собой сочетание всех цветов. Гармоничная экономика базируется на совместной заинтересованности всех людей в стабильном благополучии, в продолжение жизни и в служении Высшим идеалам, а не в том, что их разделяет, делает ограниченными, эгоистичными, слабыми и ущербными особями. И в то же время способствует реализации способностей, чаяний и надежд каждого человека, не препятствующих таковым у всех окружающих.

По всем признакам, именно такую экономику и предстоит построить в ХХI веке, именно она призвана заменить ныне существующую, к ней организационно тяготеет ныне весь прогрессивный мир.

В самом деле, стремление людей к лучшей жизни может проявляться либо в грабеже окружающих, либо в совместном с ними продуктивном труде. Уже в древности люди понимали, что эксплуатация человека человеком является источником всех зол. Знали, что не созидающий человек может быть только разрушителем. Поэтому если целью экономики служит достижение благополучия некоторых особей любой ценой, тогда ничего лучше капитализма придумать нельзя. Если требуется, также любой ценой, увеличить могущество государства, тогда наилучшей является социалистическая модель. А если стремиться к процветанию всего общества – тогда ни первая, ни вторая из них не годятся. Нужна принципиально иная экономика. И понятно, что различные экономики не могут формироваться по одинаковым принципам, иметь одни и те же правовые нормы и идентичную идеологию. Святые дела грязными руками не делаются.

Капиталистическая модель развития экономики всё в большей мере заводит человечество в тупик. Она рассчитана на людей энергичных, предприимчивых и корыстных. А поэтому в ней, в первую очередь, создаются условия для благоденствия именно таких особей, а все другие в ней – всего лишь поле для деятельности избранных. Вместе с тем природа создала людей разными совсем не для того, чтобы одни из них паразитировали на других. В самом деле, неодинаковые качества людей требуются потому, чтобы их совокупная способность к выживанию, адаптация к любым сценариям развития общества и познания мира были выше, чем каждого из них в отдельности. Отсюда упор в экономике только на один тип людей с неизбежностью её обедняет, делает нежизнестойкой и ущербной.

Экономика, в которой главный акцент делается на конкуренцию, с неизбежностью разделяет общество, не позволяет ему консолидировать усилия людей для достижения всеобщих целей. Оно полностью противоречит библейской заповеди «Возлюби ближнего своего (читай – конкурента), как самого себя». Религии в немалой степени возникли именно для того, чтобы возродить основу единства людей, остановить разрушительное воздействие их противостояния. Как механизмы сдерживания природной агрессивности стремящихся завоевать, подчинить себе всё и вся. И в результате борьбы современных мировых религий за душу человечество стало добрее. Учения Кришны, Гермеса, Моисея, Пифагора, Христа, Мухаммеда, Ганди, Лютера и других Посвящённых о любви и братстве всех людей, о всепрощении и мире привели к определённому оздоровлению человечества.

В то же время практика сложившихся экономических отношений постоянно отбрасывает человечество назад, делает его и диким, и жестоким, и недальновидным. Она приводит к закабалению сильными слабых, активно противодействует религиозной идеологии о добре и справедливости, а поэтому всё в большей степени вытесняет её из повседневного употребления. В результате религия вырождается в набор ритуалов, а не становится гармонично встроенной в повседневность частью современной жизни. Гармонизация экономических отношений будет способствовать очеловечиванию общества, сделает его и добрее, и духовнее. Приведёт к высвобождению колоссальной энергии, замороженной ныне, которая будет направлена на созидание, а не на уничтожение, на благополучие, а не на подавление противодействия, на любовь, а не на элементарное выживание.

Ведь человек – не безыскусное творение Бога. В каждом уживается и доброе, и злое начало, и ум, и глупость, сила и слабость, уродство и красота. «Слишком сложен человек, я бы его убавил!», говорил Ф.М. Достоевский. Поэтому экономику можно строить по-разному. Либо главный упор в ней делать на убогие качества людей: на их эгоизм, жадность, трусость, жестокость, слабость, страх и покорность. Либо на сильные, что сделает их и красивее, и богаче: совесть, честь, справедливость, благородство. И понятно, что обе указанные экономики будут различаться кардинально. Существующие ныне капиталистическая и социалистическая экономики, вне всякого сомнения, относятся к первому типу, гармоничная – ко второму. Она базируется не на том, что людей разделяет, заставляет враждовать, опирается на их животное начало, а на том, что их объединяет, облагораживает, возрождает в них человеческое лицо, Божью искру. И это с неизбежностью принесёт свои результаты. «Так, всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Библия, Новый завет, От Матфея святое благословение).

Воплощение экономической организации, органической составляющей которой служит эксплуатация, т.е. непредсказуемый, неэквивалентный обмен продуктами труда хозяйствующих субъектов, с неизбежностью лишает её определённости, вносит элементы субъективизма и произвола. В самом деле, современная экономика в основном направлена на закабаление трудящихся, на создание условий, при которых они будут вынуждены за бесценок продавать свои рабочую силу, время и талант, создавая таким образом избыточные средства для избранных. К таковым мерам относится дефицит денег, препятствующий свободному функционированию труда. Безработица, при которой искусственно создаётся дефицит работы, появление «лишних», невостребованных людей. Частная собственность на средства производства, препятствующая свободному и равному доступу всех к орудиям труда, информационное зомбирование и т.д.

Отсюда столь широка палитра всяких экономических воззрений, стремящихся внести в это царство хаоса элементы продуктивности и порядка. Здесь либерализм и монетаризм, плановость и полная анархия, консерватизм и наивный романтизм. Поэтому очевидно, что только тогда, когда, наконец, экономика начнёт строиться по объективным, неатологичным принципам, будет обслуживать всех, а не только некоторых, она станет по-настоящему наукой. Не потребуется весь этот арсенал ограниченных учений и останется только одно, основанное на законах окружающего Мира. В самом деле, все болезни разнообразны, и только здоровье у всех одинаково.

В гармоничной экономике будет использоваться и разделение, и кооперация, реализовываться и индивидуальные, и общественные функции производства, найдётся место и сильным, и слабым. Деньги в ней станут покорным слугой людей, а не капризным их хозяином. Налоги превратятся из механизма отчуждения доходов в способ их умножения. Такая экономика окажется одинаково приспособленной как для предпринимателей, так и для наёмных работников. В ней все правила поведения будут способствовать эквивалентности, справедливости и гармонизации человеческих отношений. Сумеют функционировать все возможные виды собственности, доказывая свою продуктивность путём равноправной конкуренции. То есть не отвергается никакой из факторов, способных приносить пользу, но организуется их гармоничное взаимодействие. Произойдёт именно то, что характерно для Природы, в которой уживается всё.

Как будет показано в дальнейшем, такая экономика не только возможна, но и значительно проще, чем существующая ныне. Удивляться этому не приходится, поскольку в ней появится Порядок, который в нашей экономике даже не просматривается. И для её внедрения каких-либо технических затруднений не существует, препятствовать может только субъективность, жажда власти, денег и почестей.

Вместе с тем многие полагают, будто сделать экономику гармоничной, поистине фундаментальной, строгой наукой невозможно, поскольку она имеет дело с людьми, а они сильно разнятся между собой и нюансы их поведения предсказать невозможно. Согласиться с такой аргументацией трудно. В самом деле, точно такие же доводы приводились 400 лет назад при обосновании невозможности становления натурфилософии, т.е. нынешней физики, как точной науки.

Но если сравнить поведение человека и, например, газовой молекулы, тогда очевидно, что прогнозируемость людей много выше, чем молекул. В частности, до настоящего времени невозможно определить положение даже трёх молекул в замкнутом пространстве через микросекунду. Но, тем не менее, получены строгие статистические законы для больших масс газов. Отсюда следует, что нельзя прогнозировать поведение одной молекулы, но установить, как поведёт себя значительное их множество, можно с высокой достоверностью.

Так и в экономике. Она призвана изучать и направлять деятельность большого числа людей в той или иной ситуации, а не каждого из них в отдельности. Не Иванова, Петрова или Сидорова, а поведение тысяч и миллионов людей в конкретной ситуации. И это обстоятельство позволяет сделать экономику статистически строгой, хорошо прогнозируемой и надёжно управляемой.

С другой стороны, в отличие от молекул, у людей имеется нечто общее, определяющее их поведение, а именно интересы. И способы продуктивного управления людьми заключаются, прежде всего, в воздействии на получаемую ими выгоду, на минимизацию наказаний или неприятных последствий (знаменитый принцип «кнута и пряника»). Так, установите где-то на площади стимулы или наказания для толпы (например, организуйте дурной запах или раздачу денег) и тогда вы без труда сумеете направить движение её в ту или в иную сторону. Однако для молекул это сделать невозможно, ни при каких обстоятельствах не станут все они двигаться в одном направлении. Поэтому путём грамотного управления интересами можно с высокой достоверностью не только регулировать поведение отдельных индивидуумов и целых человеческих сообществ, но с высокой точностью прогнозировать его. И с тем большей верностью, чем большими по числу являются управляемые массы. То есть чем многочисленнее оказывается объект управления, тем более предсказуемым оказывается его поведение.

Резюмируя, можно утверждать, что экономика как наука может быть столь же надёжной, как физика, химия или любая иная, достигшая определённого уровня знаний. Объективно в ней действуют жёсткие законы, возможны дифференциальные уравнения, описывающие все элементы общечеловеческого взаимодействия. И повторяем, если некоторые из них остаются до настоящего времени непознанными, это не значит, что они не действуют.

Экономическая наука призвана делать так, чтобы было выгодно работать честно, а наносить ущерб – нерентабельно. И тогда нравственный и моральный климат в мире поменяется кардинально, порядок и польза начнут править им, а не хаос и зло. Она должна учить тому, как оздоровлять продуктивные и нравственные механизмы общества, а не как пользоваться его болезнями в корыстных целях. Способствовать превращению людей из нечестных в порядочных, а не наоборот. Экономисты как врачи, они призваны оздоровлять общество, а не использовать его заболевания для собственного обогащения.

«Однако фундаментальные проблемы экономической науки до сих пор не вызывают особого интереса экономистов. Сегодня, возможно, это связано с общей дискредитацией человеческих знаний» (В.И. Корняков). Более того, «Экономической науке предъявляют справедливые упрёки, поскольку она не удовлетворяет требованиям современной жизни» (Б.И. Гусаков).

Повышение продуктивности экономики должно вести к росту жизненного уровня всех слоёв населения, а не только избранных. Сопровождаться увеличением времени, которое люди станут тратить на удовлетворение своих духовных потребностей, а не только потребностей витальных, жизненно необходимых. Она призвана увеличивать свободное время каждого, а не плодить число «лишних» людей, без которых экономика может обходиться, как это имеет место сейчас. И не должна противоречить божественным принципам добра и справедливости: «Решение должно быть моральным, только тогда оно правильно» (А. Сахаров). В самом деле, «Экономическая наука, давно утратившая связь с философией и религией, уже не способна возвышаться над экономикой ради выявления метасмыслов, для неё характерных, а потому, бегая, как подопытная крыса по лабиринту, вынуждена лишь отмечать новые явления и черты, характеризующие частности, а не экономику в целом» (акад. Ю.М. Осипов).

При современном уровне развития науки и техники можно организовать производство продуктов первой необходимости для всех без исключения людей без особых затруднений. В самом деле, нетрудно представить, во сколько раз могло бы быть повышено современное производство подавляющей части ценностей, если бы оно было надёжно обеспечено платёжеспособным спросом! Этому мешают только факторы субъективные: кому из правящей «элиты» это нужно?! И разные типы экономик, в конечном итоге, различаются между собой только одним: в которой из них у работающего человека больше связаны руки, а в которой – меньше. И закабаление это всегда производится во имя того, чтобы некоторые недостойные этого жили лучше, ездили на шикарных автомобилях, получали изысканные удовольствия и почести. И чем больше оказывается таких, в меньшей степени способны они сами прокормить себя, ближе к власти, тем выше уровень навязываемой ими патологии хозяйственных отношений.

В результате при существующих правилах хозяйственной жизни человечество как бы разделилось на две категории, одна из которых производит полезные знания и вещи, а другая, по причине собственной бездарности и безнравственности, извращает и уничтожает их. И не всегда первым удаётся преодолеть разрушительные действия вторых. Это – как бег по эскалатору метро против его движения: какая тенденция побеждает?

Для всех людей со здоровой психикой очевидно, что не деньги или иные фетиши должны быть целью их труда, а нечто более весомое. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Библия). Именно так, по большому счёту, и должен жить нормальный человек в естественных экономических условиях. Но в полном соответствии с существующей экономической доктриной всё происходит иначе: население болеет и вымирает. В ней все алчут денег и только денег, а не того, во имя чего создал их Бог. А поэтому элита общества всё более мельчает.

Поистине, лишь святому является такой могучий противник, как дьявол, а тираны – рабы собственных камердинеров. «Бурей выдёргиваются не нежные гибкие травы, а высокие деревья; могучий сражается только с могучим» (Драгоценные Камни Востока).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты