КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раскройте понятие уникальности по месту расположения.Уникальность по местоположению обозначает оценку конкретного места и художественное предназначение объекта. Пример: Храм Эрехтейон отдельно взятый вне своего места расположения был бы настолько странным и несуразным объектом своим не симметричным планом с 4-мя разными фасадами, не вписывающийся в каноны античных храмов, но именно эти странности и нарушение канонов позволили ему стать образцом и совершенством уникальности на том месте, где он стоит. Эту мысль прекрасно развивает В.М. Полевой: «Эрехтейон – постройка уникальная в полном смысле этого слова. Она неповторима и немыслима в других обстоятельствах, в отличие от храма классического типа, который без труда можно повторить в других местах. Хотя повторению поддаются тип, формула, а не образ храма, так как каждый храм – начиная от размеров и пропорций и кончая деталями, цветом материала и т. д.– греческие зодчие прочно связывали с конкретным местом и назначением постройки. Эрехтейон же выражает эту особенность греческой архитектуры в бесконечно умноженной степени». Процитированного высказывания достаточно, чтобы убедиться в уникальности Эрехтейона, который храм завоевал не своей архитектурой или убранством, а именно тем, как искусно древние зодчие его расположили на склоне. Уникальность по местоположению обозначает оценку конкретного места и художественное предназначение объекта. Ко времени строительства Эрехтейона уже были сооружены Парфенон и Пропилеи, поставлена статуя Афины Промахос, и надо было найти место и образ храма, посвященного Афине и Посейдону Эрехтею, который мог бы соседствовать с Парфеноном и Пропилеями. На месте строительства Эрехтейона уже существовало несколько святилищ, так что это место на активном рельефе и ранее было облюбовано на Акрополе. Автору надо было найти образ для достойного соседства с Парфеноном. «Живописно непринужденная композиция Эрехтейона» (Полевой В.М.) не сопоставима с архитектурой Парфенона, фрагментами воспринимаемая во время панафинейской процессии, Эрехтейон создает органическое соединение человека с окружающей средой. Калликрат, постройкой Эрехтейона продемонстрировал архитектурную дипломатию, на возможности архитектуры при сохранении и учета условий местности. Если для сооружения Парфенона пришлось подсыпать в несколько метров и искусственно расширить площадку для основания храма, укрепив ее подпорной стенкой, подчинив рельеф и приподнять величественный храм, то для строительства Эрехтейона, напротив, превыше всего было «вписаться» в те условия, что существовали, стать олицетворением и частью самой природы. Контраст подходов постановки зданий создает «диалог-связку» в композиции, дает эмоциональный настрой зрителю, сопоставление: любование изяществом живописностью, сложностью Эрехтейона на естественном склоне, и восхищение силой и волей Парфенона. Этот диалог между женским и мужским началом образов двух храмов богат и неисчерпаем. Полнота свободы Эрехтейона на скалистом природном ландшафте выявляет не предназначение самого храма двух богов, а особенность и характер местности, организует пространство всего ансамбля.
1 «Повторению поддаются тип, формула, но не образ..» по отношению, к какому памятнику архитектуры, и кем сделано высказывание. Храм Эрехтейон возник в 421-406гг до н. э. к северу от храма Парфенон со сложным несимметричным планом, с помещениями, расположенными на разных уровнях, с четырьмя разными портиками, разных размеров и пропорций. Храм Эрехтейон отдельно взятый вне своего места расположения был бы настолько странным и несуразным объектом своим не симметричным планом с 4-мя разными фасадами, не вписывающийся в каноны античных храмов, но именно эти странности и нарушение канонов позволили ему стать образцом и совершенством уникальности на том месте, где он стоит. Эту мысль прекрасно развивает В.М. Полевой: «Эрехтейон – постройка уникальная в полном смысле этого слова. Она неповторима и немыслима в других обстоятельствах, в отличие от храма классического типа, который без труда можно повторить в других местах. Хотя повторению поддаются тип, формула, а не образ храма, так как каждый храм – начиная от размеров и пропорций и кончая деталями, цветом материала и т. д.– греческие зодчие прочно связывали с конкретным местом и назначением постройки. Эрехтейон же выражает эту особенность греческой архитектуры в бесконечно умноженной степени». Процитированного высказывания достаточно, чтобы убедиться в уникальности Эрехтейона, который храм завоевал не своей архитектурой или убранством, а именно тем, как искусно древние зодчие его расположили на склоне. Уникальность по местоположению обозначает оценку конкретного места и художественное предназначение объекта.
|