Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гл. II §1. Этногенез и ранняя история славян. Славяне Восточной Европы и их соседи в раннем средневековье.




История как наука.

Философские и методологические основы исторической науки.

Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно.

Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она исследует общество, но через источники – тексты, знаки.

Основные направления современной исторической науки.

Наиболее популярным направлением истории в 20 в. является исторический позитивизм. Задачей историка позитивисты считают как можно более достоверную реконструкцию событий, не вдаваясь в рассуждения о причинах возникновения этих событий. Т.е. цель историка – ответить на вопрос «как», а не «почему». Школа Анналов – жесткий критик позитивизма. Основоположник Люсьен Февр.

Предмет науки истории. Исследователь и исторический источник.

Наиболее распространенные точки зрения на предмет истории:

· исторический процесс

· общество в развитии

· человек, его жизнь в истории

· процесс производства текстов

 

2. Проблема происхождения славян. Славяне Восточной Европы: территория, расселение, материальная и духовная культура.

Гл. II §1. Этногенез и ранняя история славян. Славяне Восточной Европы и их соседи в раннем средневековье.

Проблема происхождения славян в историографии.
Этноним славяне (изначально словене, т.е. «ясно говорящие») появляется в письменных источниках с VI в. н.э. в форме склавены, склавины. Все самые ранние упоминания о славянах происходят с территории Восточно-Римской империи - Византии, на земли которой внезапно вторгся этот воинственный народ.

К середине VII в. славяне заселяют почти весь Балканский полуостров, который выходит из-под контроля Византии.
В первых сообщениях этноним славяне (склавины) часто упоминается вместе с другими названиями: анты и венеды (венеты).

Вопросом о происхождении славян интересовались и в средневековом славянском мире. Один из летописцев «Повести временных лет» (XI - нач. XII вв.) считал, что прародина славян находилась в Верхнем Подунавье, на территории Норика, одной из провинций Римской империи. Из других источников известно, что в Норик славяне пришли лишь в VI в.
Польские историки полагали, что славяне произошли от тех венетов, которых упоминает в «Илиаде» Гомер.

Один из первых русских историков В.Н. Татищев (1686-1750) производил этноним «славяне» от славы и потому был уверен, что славяне должны были называться как-то иначе, скорее всего, венетами.

Дискуссии привели к появлению нового научного направления - славистики. Впервые тогда были использованы не только данные письменных источников, но и археологические находки, и достижения лингвистики. Немецкий учёный Карл Готтлиб фон Антон (1751-1818), используя данные археологии, поместил прародину славян севернее Карпат и предположил, что носители лужицкой культуры были славянами. Словацкий учёный Павел-Йозеф Шафарик (1795-1861) доказывал, что прародина славян в Подунавье.
Выдающийся чешский славист Любор Нидерле (1865-1944) помещал славянскую прародину севернее Карпат, на территории от Эльбы до Среднего Поднепровья.
Поэтому большинство современных учёных полагает, что прародину славян следует искать между Одером и Днепром.
Проблема славянского этногенеза ещё далека от решения: споры ведутся и о прародине славян.
Этноним «славяне».
Существует два вида этнических названий: эндоэтнонимы (самоназвания) и экзоэтнонимы (как этнос называют его соседи). Славяне (изначально словене) - это самоназвание, означающее «свои», «говорящие на нашем языке».
Лингвистика и антропология о славянском этногенезе.
В праславянское время появились такие понятия, как «двор», «хижа» (хижина), «истьба» (изба), «цена», «дружина», «город», «крепость». Это свидетельствует о весьма развитом земледельческом хозяйстве и социальной структуре славян, основой которой уже в те времена была не родовая, а территориальная община. Данные лингвистики показывают, что праславяне в разное время жили по соседству со многими народами Европы.
От праславян к ранним славянам.
Культура подклешёвых погребений 400-100 г. до н.э. в районе Вислы и Одера соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Основное занятие носителей этой культуры - земледелие. Керамика изготавливалась без применения гончарного круга. Жилища были наземные, маленькие (около 20 м²), иногда - полуземлянки; поселения неукреплённые; могильники бескурганные. Популярным украшением у женщин были спиралевидные височные кольца с подвесками.
В районах наиболее заметного кельтского влияния формируется пшеворская культура (I в. до н. э. - начало V в. н. э.), которая постепенно распространяется на всю территорию культуры подклёшевых погребений.
Киевскую культуру III - V вв., которую многие археологи называют первой собственно славянской.
Для Восточной Европы начало Великого переселения знаменуется формированием черняховской культуры.Она поражает исследователей своим высоким уровнем товарного ремесла, кузнечного дела, ювелирного искусства.
К ранним славянам, видимо, относится также именьковская культура V-VII вв. в Среднем Поволжье.

Расселение славян на Восточно-Европейской равнине.
Письменных памятников о славянах Восточной Европы до появления на мировой арене Киевской Руси сохранилось крайне мало.
«Повесть временных лет» не раз перечисляет славянские объединения Восточной Европы, точно указывая их местоположение и объясняя происхождение каждого этнонима.
Картина восточнославянского мира, созданная летописцами «Повести временных лет», не совсем совпадает с ситуацией, сложившейся на Восточно-Европейской равнине в 3-й четверти I тыс. н.э.
Одной из исходных точек славянских миграций было южное побережье Балтийского моря, а главным направлением – северо-запад Восточную Европу. Славяне Восточноевропейской равнины были оседлым народом и занимались пашенным земледелием.
Население каждой земли-волости формировалось из нескольких миграционных потоков славян из разных областей Европы, часто при участии как «антской», так и «склавенской» группы. Становление восточной ветви славянства началось не ранее, чем в VIII-X вв. и частично совпало с образованием Древнерусского государства.

 

3. Соседи восточных славян по данным археологии и письменных источников.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты