КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РИМСКАЯ РИТОРИКААнтичность превыше всего ценила слово, которое, по мысли античных писателей и философов, было тем средством, которое позволяло свободному и образованному человеку полностью раскрыть свою разумную природу и свои дарования перед другими людьми и перед самим собой. Словесность, то есть умение сочетать и правильно произносить слова, сообщать смысл и быть правильно понятым, — это единственная область, которая способна объединить людей. Именно поэтому все античное (и римское в том числе) образование строилось на основе словесности, и было подчинено ей: любые специальные науки (точные, естественные и прочие) могут лишь разобщить людей. Понятно, какое значение придавалось высшей форме словесности — риторике; она выступала как универсальное средство обращения со всеми явлениями жизни. Искусство риторики было высшей ступенью античного образования; учили ему в гимнасиях и риторских школах. В числе трех главных источников риторического умения выделяли природную одаренность, собственно теоретическое обучение и, наконец, практическое упражнение. Насчитывалось 5 этапов подготовки и произнесения речи: нахождение материала, правильное его расположение, придание ему надлежащего словесного выражения, заучивание или запоминание и произнесение. В смысле формальной классификации в Риме различались 3 вида риторики. 1) Торжественное красноречие для выступлений на праздниках с показательными хвалебными или порицательными речами. 2) Совещательное, или политическое красноречие, предназначенное для государственных деятелей, задача которых состояла в том, чтобы убедить слушателей в пользе или вреде того или иного дела. 3) Судебное красноречие, к которому прибегали обвинители и защитники, обосновывающие свою позицию. В области риторики римляне так же зависели от греков, как и во многих других областях. Величайшим и непревзойденным оратором Греции считался Демосфен, современник Александра Македонского и Аристотеля, написавшего специальный трактат о риторике. С конца 3 века до н.э. греческая система образования, а вместе с ней и система красноречия начала проникать в Рим. До этих пор римские ораторы руководствовались скорее интуицией и полагались более на природный дар убеждения, чем на изощренную риторическую методику. Греческая система укоренилась в Риме не без труда и не сразу. В патриотически настроенных кругах были сильны недоверие и даже враждебность к иноземному искусству. Главой этого движения был Катон Старший (2 пол. 3 — 1 пол. 2 в. до н.э.), политический деятель и едва ли не крупнейший оратор эпохи возвышения Рима. Катон оставил для своего сына несохранившееся руководство по риторике. Однако уже во 2 половине 2 века, после присоединения Греции, греческая риторика окончательно утвердилась в Риме, где вскоре появился достойный соперник Демосфена, Им стал Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), выдающийся оратор, писатель и политический деятель. Блестяще одаренный от природы, Цицерон уже в детстве выказывал такие способности, что на него приходили смотреть как на чудо. Весьма рано он в совершенстве овладел греческим языком и мог произносить на нем речи. Политическая карьера, избранная Цицероном, способствовала совершенствованию его мастерства. Будучи консулом в 63 году, Цицерон раскрыл заговор аристократа Катилины и разоблачил его в публичной речи, которая стала классическим примером его красноречия. Еще один цикл речей он произнес впоследствии против Марка Антония, стремившегося узурпировать власть. Язык Цицерона энергичен и естественен, чрезвычайно богат стилистическими и риторическими средствами, четок, ясен и классически правилен. Цицерон был не только непревзойденным оратором, без колебаний выступавшим в сенате, на площадях, перед самыми разными аудиториями. Он был также блестящим теоретиком риторики и оставил целый ряд специальных риторических сочинений, например, "Оратор", "Об ораторе", "Брут" и другие. Другим известнейшим теоретиком риторического искусства был Марк Фабий Квинтипиан (35-100 н.э.), написавший обширный и знаменитый впоследствии трактат "Наставление оратору". Эта книга имеет не только сугубо теоретическую, но и педагогическую направленность. Воспитывать оратора, по Квинтилиану, нужно с самого раннего возраста, последовательно проходя элементарные основы и продвигаясь к вершине риторического искусства.
|