КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельность Бодони, Баскервиля, Дидо и их вклад в развитие европейской книги.Джамбатиста Бодони называли королем печатников и печатником королей. Смог реабилитировать Италию как классическую страну книгопечатания, потому что в 17 в. она потеряла этот титул. Родился в семье печатников, с детства знал ремесло, уже в юности стал работать в Риме в папской типографии. Именно там овладел набором, в т.ч. на восточных языках. После 46 лет работы в этой типографии в 1791 в Парме открывает свою собственную, в которой мог печатать книги по своему вкусу. Довел до совершенства стиль книжного оформления (соответствовал канону классицизма). Достиг абсолютной простоты в конструкции книги. Использование белоснежной бумаги, в основном большой формат, очень насыщенная черная краска, применял чередование тонких и жирных линий. Одно из самых знаменитых изданий — сочинение Горация, учебник типографского искусства, вышедший уже после его смерти, издал книжку «Отче наш» на 156 языках. Бодони стремился изготовить для своей типографии шрифты всех времен и народов, чтобы иметь возможность набирать тексты на любых языках. Знаменитые шрифты «Бодони» ознаменовали новую эпоху в шрифтовом дизайне. Многие известные люди своего времени упрекали Бодони в том, что работа над типографической формой произведения для него часто оказывается важнее содержания. Далеко не всегда был высок научный и литературный уровень печатаемых им произведений. Это позволило его французскому коллеге Фирмену Дидо написать следующее: «Как литератор я осуждаю его издания, как типограф — восхищаюсь им». Англичанин Джон Баскервиль тоже представитель классицизма в книгопечатании. В 1750 году открыл в Бирменгеме собственную типографию, стал издавать античных авторов. Его шрифты отличались изяществом и повышенной контрастностью, что требовало более высокого качества печати. Баскервиль неустанно усовершенствовал существовавшую технологию. Он менял состав красок, устройство печатного станка, качество бумаги. Именно он ввел «горячий пресс», когда влажные листы бумаги прогонялись между нагретыми медными барабанами. Поверхность бумаги становилась более гладкой, на ней стало возможным печатать более тонкие буквы и рисунки. Он же может считаться родоначальником современной типографики: отодвинув иллюстрации на второй план, Баскервиль придавал огромное значение качеству набора, рисунку букв, удобным пробелам и гармоничному интерлиньяжу. Сейчас мы называем все это в комплексе «удобочитаемостью». Стремился издавать только представительские издания. После его смерти его шрифты приобрел Бомарше, который после ими напечатал Вольтера. А его оборудование сейчас хранится в кембриджском университете. Рисунки шрифтов Баскервиля тоже до сих пор используются. Баскервиль и другие великие мастера показали, что в металле можно нарезать любую форму, Бодони и Дидо и их последователи довели эту идею до логического завершения. Французская династия Дидо занималась полиграфией, книгоизданием, книжной торговлей, производством бумаги. Образована в Париже в 1713 Франсуа Дидо. Дело продолжил его сын (Амбруаз Дидо) и внуки (Пьер и Фермен Дидо). изобрели новый сорт бумаги — веленевую (плотная, мелованная бумага). Особое место в истории книги занял Фермен Дидо. С его именем связаны первые опыты изготовления стереотипов. Бодони и Фирмен Дидо независимо друг от друга усовершенствовали и развили типометрическую систему, изобретенную Пьером Фурнье. Революционность идей Бодони и Дидо заключалась в окончательном отказе от предшествующих традиций следовать рукописной основе шрифтов. Значение: разработка прекрасных шрифтов. Хотя шрифты Дидо уступают шрифтам Бодони, но они имели распространение по всей Европе (даже в России).
|