КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Итальянский книгопечатник Альд Мануций и его вклад в развитие книги.Два замечательных новшества обессмертили Альда Мануций: новый тип печатного шрифта (курсив) и серийный стандарт формата книг (так называемые альдины). Сам не будучи печатником, Альд постоянно заботился об улучшении чисто типографской стороны дела. Последовательно проводя в жизнь намеченную программу, он умел доводить свои замыслы до конца, чем и заслужил звание великого книгопечатника. 1496 — книга ин-кварто «Об Этне». Напечатана новым латинским шрифтом «бембо», и потому произвела переворот в типографском искусстве. Это новая антиква: 2 алфавита — строчных (гуманистический минускул) и прописных букв (римский маюскул). Его прославили знаменитые книги формата ин-октаво. В 1501 Альд решает начинать выпуск собраний римских классиков. Новые книги были впервые напечатаны курсивом — чётким и ёмким шрифтом, что позволило уменьшить формат изданий и удешевить книгу, да и читать ее стало удобнее. В 1499 Альд впервые вводит сплошную пагинацию (нумерацию каждой страницы). Чтобы выделить свои издания и защитить их от подделок, с 1501 Мануций начинает ставить на них собственную издательскую марку, рассылать каталоги с указанием цен. Издательская марка Альда интересна тем, что она является первой маркой, сведения о которой были письменно зафиксированы в России. Старший Альд, его дети, наследники выпустили более 1 тыс. разнообразных книг; это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще для инкунабул, были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж — 275 экземпляров. Издательская деятельность Плантена и формирование европейского рынка книг. Кристоф Плантен бежал из Франции в Антверпен, где в 1549 открыл переплётную мастерскую, а в 1555 — типографию. У него работало 150 чел. (капиталистическя мануфактура с наемным трудом). К середине 1560-х издавал на разных языках 40 книг в год (сейчас норма — 100). За 34 года деятельности Плантен издал в Антверпене (а также в своих филиалах в Париже и Лейдене) свыше 1600 книг — главным образом научные труды, тексты классиков античности с комментариями учёных, литургические и богословские книги. Также выпускал географические карты, словари, каталоги, анатомические атласы. Издания Плантена отличались высоким полиграфическим качеством. Он ввел гравюру на меди, использовал фронтиспис (красиво выгравированное изображение или портрет перед титульным листом). Шедевр — «Библия полиглота, или Многоязычная библия» на 5 языках в 8 томах (1212 экз., из них 12 — на пергамене), печатаемая по поручению Филиппа II в течение 6 лет. За это король пожаловал ему почетное звание «архитипографа» и право на цензуру всего рынка. Пользуясь этим, он открыл свои типографии и книжные лавки во всех владениях испанской короны, в том числе впервые в Африке и Америке. Был монопольным издателем церковных книг для всех испанских владений. Несколько раз разорялся и вновь восстанавливал фирму. Не страшась риска, пускал капитал в многократный оборот. Его дело достигло такого размаха, что он пользовался кредитом в крупнейших банках Европы. Устраивал ярмарочную торговлю. После его смерти дело продолжили зятья: первый заботился о содержании книг, второй — о коммерческой выгоде. Для эпохи первоначального накопления в Западной Европе было характерно образование наследственных фирм. Во Франции семья печатников Этьенн выпускала книги на многих языках, привлекала к работе писателей и ученых. Высоким качеством отличались издания Христофора Плантена. Важную роль в развитии книгопечатания в Англии сыграл Джон Дей (печатал книги не готическим, а латинским шрифтом). Первые типографы часто выступали одновременно и издателями и торговцами. Для поощрения монархи выдавали привилегии и монополии на издание книг. Но одновременно союзы, объединения, гильдии служили каналом для надзор за печатью (в Англии — «Звездная палата»). На протяжении 16 в. было принято несколько актов, ограничивающих количество издателей-членов гильдии печатников, а также тиражи. Все книги перед печатью проходили государственную регистрацию, а издатель получал лицензию — разрешение. Правительство старались подчинить себе книгоиздательство. 1515 — булла о вводе цензуры за всеми готовящимися к печати книгами. Печатался папский «Индекс» — список запрещенных книг. Книги и Этьен Доле сжигались на кострах. Типографию или книжную лавку открывали те, у кого была «королевская привилегия» (лицензия). Книгоноши торговали только календарями и картинками, за нарушение — штрафы. В Германии учреждена целая комиссия инквизиторов для наблюдения за книжной торговлей. К концу 16 в. во многих европейских странах сложилась строгая иерархия в книгоиздании. Выделялись крупные, привилегированные издатели, издатели и типографы средней величины и мелкие печатники. Между ними шла жесткая конкуренция. «Контрафакции» (пиратские издания) — не редкое явление. Формирующийся книжный рынок диктовал свои жестокие законы. Положение автора бесправно, он целиком зависел от издателя. Для усиления монополии и получения большей прибыли к концу 16 в. издатели стали объединять капиталы и создавать акционерные предприятия (первое в Англии — 1594). Итог развития европейского книгопечатания в 15-16 вв. — создание книг, освобождающих человека от господства клерикальных сочинений, от засилья латыни. Появляются сочинения гуманистов: пародии, фарсы, новеллы, романы. Новая книга появилась в Италии, проникла во Францию и Германию, достигла классического расцвета в Англии и Испании.
|