КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная динамика общества (философская. интерпретация социальной истории (59)I. Социальная философия – раздел философского знания. Изучает проблемы общества (в узком смысле искусство, религию, политику и т.д.). Современная философия занимается узкими проблемами, а классическая занималась изучением философии + обязательно общества. Социальная философия имеет ряд подразделов: философия права, религии, искусства, техники, культуры и т.д. Существует несколько самостоятельных дисциплин, которые развились на базе социальной философии: культурология, социология (изучение феномена общества), политология. Специфика социальной философии связана с тем, что тематика актуальна, должна быть особая методология. II. Первые идеи об обществе и его развитии появились еще в античности. Платон: вся теория им созданная была основой социальной философии (теория идеального государства). Ремесленники – осуществлять жизненные процессы. Если бы это все выполнялось, то государство было бы идеальным и все были бы счастливы. Формы управления: 1) тирания; 2) олигархия 3) демократия (охлократия – власть толпы, власть черни, частный случай демократии) 4) аристократия – управляет элита общества. У Платона есть особенность: общество и государство неразделимы (синонимы). Аристотель более рационален и практичен. Общество – естественное продолжение эволюции человека; общество – двигатель эволюции. Человек – политическое существо, он не может существовать вне политики. Средние века: проблема общества уходит на второй план. Августин Аврелий (блаженный), Фома Аквинский. Именно христианство разбирает общество как некую прочерченную линию развития. У Фомы Аквинского появляется идея о разграничивании понятий общество (часть, собрание людей (-корабль)) и государство. Государство – кормчий (высший уровень организации). Новое время. Базис для развития социальной философии (XVIII в.) 1) идея естественного состояния человека (Ж.Ж.Руссо) : все люди изначально равны, каждый из них был самодостаточен и поэтому счастлив. Появление общества, государства, культуры и т.д. испортило человека. Человеку нужно вернуться назад. 2) теория общественного договора (Руссо, Дидро, Гоббс): люди, в силу определенных обстоятельств, объединились. Объединяясь, они договорились о правах, обязанностях и т.д. С течением времени человек далеко ушел от этого договора. Нужно вернуться к началу, пересмотр. договор. Тогда все будут счастливы. 3) географический детерминизм (Монтескье): развитие общества зависит от географических факторов (климат, солнечный свет и т.д.) 4) идея о возможности социальной революции (перед Французской революцией). Т.Гобс, Дж.Локк на ряду с французским философами внесли большую часть знаний. Т.Гобс: общество – понятие более широкое. Немецкая философия (Кант, Гегель). Гегель: развитие общества основано на самопознании абсолютной идеи. Гегель показывает последовательное развитие (историческое) общества + как в каждом обществе идет совершенство: 1) религия, 2) наука, 3) философия. XIX в.: общество изучалось как наблюдательное – объяснит. факт до XIX в., а затем – с научной точки зрения. Агюст Конт утверждает, что общество нужно рассматривать как сложный организм, в течении времени, динамику просмотреть. Конт – основатель социологии. Изначально социологию Конт называл социальной физикой. Современные подходы очень плюаристичны. 3 основных подхода в понимании происхождения, сущности и функционирования общества: I) натуралистический. Объясняет, что общество – естественное продолжение закономерностей природы: 1.1) природными философия-рами мы можем объяснить: а) динамику существования общества; б) те закономерности, которые действуют в природе, действуют и в обществе (Чижевский, Лев Гумилев, Лев Мечников). Чижевский: на развитие общества влияет солнечная активность. Лев Мечников: влияние географической среды («Цивилизации и великие реки»). Чем ближе общество к большим рекам, тем успешнее оно развивается. 1) Идеи социодарвинизма: как в природе существование – борьба - существование; так и в обществе. 2) расово-антропологический. Игнорируются различия между природой и обществом. II. Субъективная реальность – общество по идеалистический: - религиозное общество создано Богом, общество линейно развивается. Есть сакральная и профальная история (Соловьев, Бердяев, К.Ясперс); - нерелигиозные модели, в которой общество – некие живые организмы. Как всякое общество проживают определенные процессы (Данилевский, Шпенглер, Сорокин). III. Проксеологический. Общество – субъективно-объективная реальность. Общество – совокупность индивидуумов + нечто объективное (социальные связи, конфликты). Своими корнями уходит в эпоху Просвещения. Продолжали идеи Конта: Эмиль Дюркгейм, Вебер, Парсонс. Они считали, что анализируя общество, можно выделить активную форму и анализ. к понятиям: соц. действ. и социальное поведение. Теория соц. договора (каждое общество – набор определенных установок, причем первая из установок преобладает). 4 типа: 1) целерациональное действие; 2) ценностно-рациональное действие (Китай) 3) аффективное поведение (следует за своими эмоциями); 4) традиционное (основано на традициях общества). Исторический материализм – взгляды Маркса на общество. Сложные производственные отношения, на которые надстраиваются идеологические. III. Социальное бытие – общественное бытие – жизнь людей в обществе. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности; обособившаяся от природы часть бытия, которая характеризуется своими нормами, отношениями, институтами + способами самоорганизации. 1) Общество нужно рассматривать как систему. 2) Необходим учет связи общества с природой. 3) Развитее общества многовариантно. В обществе происходит множество процессов (резонанс различных процессов, наслаивания, надстройки). 4) С развитием общества возрастает масштабность, глобальность всех процессов развития, повышается интенсивность, увеличивается социальная динамика и т.д. Общество убыстряет свой бег. Система – элементы которые объединяются и упорядочиваются в соответствии с определенной структурой. Социальная структура общества – устойчивые и упорядоченные связи между элементами, обеспечивающими целостность социальной системы. Основные варианты социального структурирования общества: 1) Структура социально-классовая. Используют 2 понятия: а) классы – большая социальная группа, стремящаяся к удержанию власти; б) страты – социальные группы (по уровню жизни, уровню доходов): - бедные, - богатые, - средний класс. 2) Национально-этническая структура. В истории общества возникали 3 типа обществ: а) племя (кровнородственные связи); б) народность (этнические связи, языковая связь); в) нация (наличие национального самосознания). 3) Полувозрастная структура; 4) Поселенческая структура (соотношение общества по населению); 5) Профессионально-квалификационная структура; 6) Семья. В основе общества – личность либо социальная группа. Личность (социальная группа) обладает социальным статусом – совокупность характеристик индивида или группы, с точки зрения их положения в социальной системе. Есть наследуемый социальный статус, есть приобретенный. Социальная мобильность – возможность для индивида или группы изменять свою социальную позицию. 2 вида: 1) вертикальная мобильность: способность передвигаться по иерархической лестнице; 2) горизонтальная мобильность: перемещение по горизонтальной линии (переезд из деревни, в город и наоборот). Выясняется насколько общество подвижно, способно к динамике. Самые плодотворные изучения общества в рамках синергетики (междисциплинарное направление) возникло в кругу физиков; основа – открыт. нелинейные, дессипотивные системы; таковой и является общество. Основные проблемы синергетики в применении к изучению общества: 1) проблема хаоса (что есть хаос?) 2) изучение альтернативного пути развития социальных систем (различные состояния системы); 3) изучение системных феноменов в рамках общества (толпа, агрессия, резонанс общественной жизни); 4) проблема случайности, спонтанности, точек бифуркаций.
|