КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная философия⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 В философии сложились 2 направления: 1) нелинейные 2) линейные Нелинейные считают, что нет социального процесса, единого общества, есть только отдельные общества, которые существуют сами по себе, взаимодействуют между собой; нет социальной истории. Пример: теории культурный кругов Шпенглера, Данилевский, Тойнби, Померанц. Существуют отдельный общества как некие замкнутые организмы. Такие общества практически не взаимодействуют, есть определенный вид искусства, своя культура и т.д. Некоторые считают, что культура и общество умерли. А.Тойнби считает, что существуют отдельные общества, со своей культурой. существуют механизмы, которые характерны для всех обществ: 1) механизм вопросов и ответов. Природа обществу постоянно задает вопросы. От имени общества отвечает элита (высший класс общества). Пока элита способна отвечать на вопросы, общество существует. Но вопросы все тяжелее, а ответы становятся менее полными. Общество погибает. Концепция Померанца: теория маятников качания развития общества. 2 вида эпох: 1) классические (мужские, соответственно янь) 2) романтические (женские, соответственно инь). Классическим характерна активность, экстравертность, мужественность, рациональность (античность, Новое Время). Романтическим – женственность, интравертность, созерцание (первобытная культура, средневековая культура. Современная культура – соединение классики и романтики. Линейные → гораздо больше, чем нелинейные. История представляет собой единую динамику. История – некий прогресс или наоборот, регресс. (Регрессивисты, прогрессивисты). Концепции берут начало еще в глубокой древности. Конфуций говорил о необходимости исправления имен. Новое Время (Руссо – возврат к естественной жизни, к первоначалу). Классический этап: Форестер: общество исчерпает к нач. XX в. ресурсы, упадет духовность, плохая демографическая обстановка. Общества постепенно идет к своему краху. Уку Ян – «Конец истории». Хантингтон: останется 2 цивилизации: арабская и вторая, которая объединяет в себе различные культуры, но никогда не смогут найти общее решение, не объединятся никогда, потому что совершенно разные религии. Феномен братских стран → затем объединятся с похожими культурами. Христианство в момент зарождения создало подтверждение тому, что есть мировая история. Человечество становится все более совершенным, обращается к Богу. Проблема случайности и спонтанности, вопрос конечного пути (К.Ясперс, марксизм). Согласно Ясперсу есть определенные этапы исторического развития («Истоки истории и ее цели»): 1) первичный этап (человек не осознает себя); 2) великих культур древности; 3) осевое время (появляется человек современного типа). Складывается особый тип мышления, формируется основная религия. Возрастает вера в Бога, развивается общество. Марксизм: суть динамики общества – переход от одного этапа к другому. Переход происходит при помощи социальной революции. Белл – «Концепция постиндустриального общества». (Тоффлер – единомышленник). Третий этап отличается от двух других, здесь совершенно другие законы, люди и т.д. Масуда говорил об обществе с точки зрения информации. Компьютер - продолжение человека. Человек – глобальная сеть. Историческая школа аннала: не надо говорить об истории человеческого общества, нужно говорить о малой истории (истории отдельного человека; семьи). Нужно обратиться к семейному альбому, справкам, письмам и т.д. Историю нужно понять изнутри. Когда мы даем оценку событиям, нельзя говорить о прогрессе либо регрессе. Каждое событие многогранно и их совокупность и дает прогресс либо регресс. 1) вопрос: на основе чего совершается развитие, движение (первоисточники) По поводу источников нет единого мнения. Главный источник всего сознания и движения – социальный конфликт – столкновение потребностей и противоположностей различных социальных групп. Маркс: противоречия за социальное имущество, собственность. Вебер: инстинкт самосохранения. 1) источник социальных конфликтов - неравенство; 2) источник – различие ценностей и ориентации; 3) источник – различные национальные и религиозные особенности; 4) специфика властных отношений. 2 – проблема разрешения социальных конфликтов. 1) война – решение; не является полноценным решением 2) решение – компромисс. Философия ненасилия – нельзя решать вопросы насильно (Лев Толстой, христианство, семейство Ганди, Рерихов и т.д.) 2) Проблема движущих сил общественного развития. 3 подхода к решению этого вопроса: 1) главная сила общественного развития – личность; каждый из нас – двигатель общества; 2) великие личности – главная сила общественного развития; 3) именно личности творят историю 3) Движущей силой истории являются народные массы, народ (марксизм). «Закон о возрастании роли народных масс в истории», «Вопрос о роли личности в истории». 4) Только творческая личность может быть движущей силой развития общества. (Ортега-и-Гассет, Парето, Моска). Элита может быть научная. культурная, религиозная. В обществе происходит постоянная смена различных видов элиты и т.д. 5) Движущая сила – толпа или масса. Толпа имеет ряд негативных черт, качеств и т.д. Самая страшная форма управления обществом – охлократия. Отега-и-Гассет: «сегодня историей управляет толпа» (Ницше, Кант, Канетти).
|