КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Европейская рационалистическая философия XVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).Мыслителей XVIIв интересовала проблема определения источника чел-их знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской ф-ии: рационализм и эмпиризм. Рационализм - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании Рационализм: 1) связан с реализмом; 2) признает врожденные идеи, как основу истинного познания; 3) категория "субстанции" - одна из основных; 4) развивает теорию дедукции. Во Франции разработкой универсального метода познания занимался Р.Декарт (1596-1650). Занимаясь проблемой разработки нового метода познания, Декарт противопоставляет его схоластической логике. Новый метод - это метод и ф-ии, и науки. Построение своей ф-ой системы Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, к-ми располагает чел-во. Сомнению подвергаются предубеждения, данные чувственного опыта. Декарт полагает, что природа чел-ого духа более наглядна, чем тело(" я мыслю, следовательно, существую"). Как самоочевидное оно не подвержено сомнению и становится интуитивной основой всей его рационалистической ф-ии. Познание не зависит от чувственного опыта, знание дедуктивно выводится из ряда базисных интуиции и аксиом; среди них -"врожденные идеи". Ф-ия Декарта и его научные идеи оказали влияние на голландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозу (1632-1677), в основе ф-ии к-ого лежит учение о единой субстанции. Он утверждает, что есть только одна субстанция - Бог, понимаемый как природа. Единая субстанция обладает бесчисленным множеством атрибутов, т.е. неотъемлемых свойств, из к-ых известны два - "мышление" и "протяженность". Учение Спинозы об атрибутах направлено против дуализма Декарта, согласно к-му протяженность и мышление образует 2субстанции. Придание Богу атрибута протяженности вело к отождествлению Бога и природы. Нем.ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма. В его основной работе "Новые опыты о чел-ом разуме" дается развернутая критика системы эмпиризма Локка и обосновывается теория "врожденных идей". Лейбниц строит свою ф-ию рационально-дедуктивным методом. Лейбниц подвергает критике недостатки сформировавшейся механистической картины мира и стремится синтезировать уже сложившийся естественнонаучный метод с элементами традиционной ф-ой методологии.
|