Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные направления в философии эллинизма и Древнего Рима.




 

Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал -безграничная дух-ая свобода индивида. Демонстра­тивно-пренебрежительное отношение к соц. институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

Скептицизм, V— IVвв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.

1. Мир текуч, без смысла и определенности.

2. Ф-ия — молчание: всякое «да» — од­новременно и «нет».

3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внут­ренний покой.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Он не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

Скептицизм показал, что нельзя справиться с труд­ностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.

Стоицизм как специфическое направление ф-ой мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех ф-их школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтотому обстоятельное уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенжа, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

1. Космос — огненный организм.

2. Чел-к сущ-т по космическим законам.

3. Понимание мира неизбежно ведет к атарак­сии, бесстрастности.

4. Пантеизм: чел-к и все люди едины с Кос­мосом, и бог, и гос-во, и все люди равны.

Эпикуреизм, V-IVвв. до н. э. Представители: Эпикур (341 -270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и чел-к состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.

Неоплатонизм (школы: римская пергамскаяафин­ская), III—VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан.

Неоплатонизм — направление античной ф-ии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Пла­тона с учетом идей Аристотеля.

Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, к-ое образует Космос. Материя - восприемница возмож­ных форм и смысла. Задача чел-ка - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.

Гл.принцип неоплатонизма – принцип эманации (истечения, переход от единого к многому). Чел-ий разум – частица космической души (бога). На смену рационального осмысления мира приходит поиск надличностного, сверх чел-ого, общемирового Абсолюта. Целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи ( цвет, вкус, запах, и т.п.). Цель философии Лукреций Кар видел в том, чтобы указать личности путь к счастью, избавить ее от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья он считал познание.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты