КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика философии Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай).
Харарактеризуя древневост-ую ф-ию, следует заметить, что во-1ых, она сформировалась в усл-ях деспотичных гос-в, где чел-ая личность была поглощена внешней средой, нерав-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику ф-ии. Во-2ых, большое влияние мифологии(носившей зооморфный хар-р), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности системности восточной ф-ии. В-3их, в отличие от европейской ф-ии восточная - автохтонна(первоначальная, исконная, коренная). Древняя Индия. Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая связь философииии и религии, слабая связь с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное отношение чел-ка и природы. В середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического плана. Веды - основополагающие тексты(веда - знание). Они писались многие столетия. Анонимность - характерная черта восточной ф-ии. Большие блоки: Ригведы(гимны богам), Самоведы(сборник песнопений вообще), Яджурведы(заклинания), Атхарбаведы(для жертвоприношений). Интерпретация текстов вед - 1ый шаг к возникновению ф-ии. Появились соответствующие комментарии(Брахманы(правила свершения ритуалов), Упанишады(сидеть около ног учителя), Самхиты(религиозные гимны), Араньяки(книги лесных отшельников)). В рамках Упанишад зарождается сама ф-ия. Ф-ские школы в 1ое время разделяются по признаку - признают они Веды или нет. Критические школы - Адживика(натуралистически-фаталистическое учение), Буддизм(осн. Сидхартха Гаутама, 4 благородные истины: жизнь – страдание, источник страдания – желания чел-ка, прекратить страдание можно уничтожив жажду жизни, цель – достижение нирваны; 5 осн. заповедей:не убей, не укради, не лги, будь целомудрен, воздерж.от опьян.в-в; осн.положения: все вещи обусловлены, всё изменяется, нет бога, 1 жизнь творит др. этот процесс непрерывен), Джайнизм, Чарвака(Локаята)(основа познания-чувственное восприятие). Ортодоксальные - Ньяя(осн. Готама, логика, признание равноценности рационального и эмпирического познания, бог есть), Вайшешика(осн. Канада, мир состоит из след.субстанций:огонь, вода, воздух, земля, эфир, время, пр-во, душа и ум; верховная душа – бог, сотворивший мир из атомов, чел-к наделён свободной волей и сам выбирает свою судьбу), Веданта(мир- иллюзия), Миманса, Йога(осн. Патанджали, неск-ко ступеней: обуздание, культура этики, удобное положение тела при размышлении, контроль над дыханием, контроль над чувствами, правильное внимание, сосредоточенность, созерцание)(ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Веды содержат ?ы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке и т.д. Индийская ф-ая традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, к-ые позволяют составить общее представление о древнеиндийских ф-ских учениях. Прежде всего это понятие кармы - закона, опред. судьбу чел-ка. Карма тесно связана с учением о сансаре(цепи перерождений сущ-в в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных ф-их школ. Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме(опред. образу жизни, жизненному пути). Древнекитайская философия, развитие к-ой приходится на середину 1 тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской ф-ии. С момента своего возникновения она отличалась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китайские духовные традиции. Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естественном законе(дао) и др. Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми – законы Фа, рав-во всех перед законом, легизм – обоснование сильной гос. власти, опир. на закон и насилие), даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика. Одним из 1ых крупных китайских ф-ов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе к-ых находятся материальные частицы - ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Гл. нормой поведения чел-ка даосы объявили следование естественности и недеяния(у-вэй). Задача чел-ка – следование добродетели – дэ. Др. ярким материалистическим учением в Др. Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и об-ва. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон - дао определяет существование и развитие вещей и действий чел-ка. Наиболее авторитетным древнекитайским ф-фом был Конфуций(551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей идеологии. В центре внимания конфуцианства - проблемы этики, политики, воспитания чел-ка. Небо - высшая сила и гарант справедливости. Воля неба - это судьба. Чел-ку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения чел-ка, ритуалом признается Закон(Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Гл. императив морали Конфуция - "не делай другим того, чего не желаешь себе". Осн. кач-ва благородного мужа: следование долгу, а не выгоде; стойкость, а не распущенность, человеколюбие, гуманность, испытывать 3 страха: перед велением неба, великими людьми и словами мудреца.
|