Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные черты




Итак, первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мироздание, организованное согласно какому-то универсальному закону.
второй основной чертой античной философиивыступает её эстетизм. Отсюда следует также, что в античной философии идея и материя мыслились в неразрывном единстве. Например, у Демокрита атом - вовсе не "кусочек материи", атом несёт в себе и идеальное начало: "Что такое атом Демокрита? Это есть такое физическое тельце, которое не подвержено ровно никаким физическим воздействиям, которое вечно и неизменно и которое является физически воплощённым геометрическим телом, включающим всю идеальную неподвижность и неизменчивость геометрического тела" Или, скажем, идея в понимании Платона вовсе не отделена непроходимой пропастью от обычных вещей: это не бестелесная сущность, а форма вещи, неотделимая от самой вещи: "Что такое идея Платона? Это есть такая умственная и смысловая инстанция, которая конструируется для объяснения материальных вещей и прежде всего для объяснения чувственно- воспринимаемого космоса. Она есть не что иное, как обобщение материальной космической жизни. Эта античная, и пусть самая абсолютная идея, оказывалась всё же не чем иным, как определением материально-чувственных вещей, их порождающей моделью"
В качестве третьей основной черты античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. Когда мы критикуем людей эпохи мифологического мировоззрения, говоря, что их объяснение природных явлений волей богов было ошибочным, то при этом не всегда учитывают, что само объяснение ищется только тогда, когда человеку что-то непонятно. Но всё дело в том, что для древнего человека в мире не было чего-то "непонятного". "Самодостаточное "язычество" не нуждалось в системах, ибо предполагало такую родовую жизнь, которая ещё сама для себя система" . "Непонятное" появляется тогда, когда человек начинает размышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядоченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления, получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса - универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания. Тем самым был сделан шаг от системности родовой жизни к системе рациональной доктрины. "Рационализм - потому и рационализм, что он вносит момент методической самокритики мысли, подчиняя мысль сумме формализуемых правил, развивает рефлексию, обращённую, во-первых, на само мышление (логика, гносеология), во-вторых, на инобытие мышление в слове (теория языка, поэтика, риторика)" .

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время,- как досократики. Другое его наименование – философия физиса или фюзиса (по-гречески физис - природа), обусловленное тем, что проблемы рассмотрения природы становятся главными в эту эпоху.

Второй этап - приблизительно с середины V в. и существенная часть IV в.до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городовсвязан третий этап в развитии античной философии (конец IV-II в. до н. э.). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э-V-VI вв. н. э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Этот период называют римской, или поздней эллинистической философией.

Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:

· космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? ";

· мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

· метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;

· методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом, метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

· эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология) , этика;

· и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

 

5. Ранняя греческая философия: основные школы.

1ой ф-ой школой Др.Греции считается милетская школа(начало и середину VI в. до н. э.). Основатель школы - Фалес Милетский. Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям:

1. Все произошло из воды.

2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева.

3. Все в мире одушевлено (или "полно богов").

Анаксимандр был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы.

1. Источником всего сущего Анаксимандр считал не воду, а некое вечное и беспредельное начало "божественное"("апейрон" (apeiron)).

2. Возникновение мира - борьба и обособление противоположностей, в 1ую очередь тепла и холода. В недрах апейрона возникает зародыш будущего мира, в к-ом влажное и холодное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой, ядро постепенно высыхает, пары из него раздувают оболочку, к-ая лопается, распадаясь на ряд колец (или "ободов"). Происходит образование плотной Земли, форма – цилиндр, к-ый не имеет опоры и висит неподвижно в центре сферической Вселенной.

3. Живые существа зародились во влажном иле, покрывавшем Землю. Нек-ые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные сущ-ва, в чреве к-ых развились люди; чешуйчатая оболочка развалилась.

4. Возникновение и развитие мира - периодически повторяющийся процесс: через определенные промежутки времени мир снова поглощается апейроном.

Последним великим представителем милетской ф-ой школы был Анаксимен.

1. Все вещи происходят из воздуха(разрежение, сгущение).

Непосредственное влияние идей Анаксимена испытали Анаксагор, Диоген из Аполлонии, а также атомисты.

След.школа – пифагорейская. В южноиталийском городе Кротоне Пифагор приобрел большой авторитет и основал ф-ую школу.

В мире всё опред-ся числами или отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы приписывали особые, магические св-ва. Занимаясь св-ами целых чисел, пифагорейцы делили их на классы ("совершенные", "дружественные", "линейные", "квадратные" и др.). Переплетение магии чисел с поисками реальных числовых закономерностей.

Переходя к Гераклиту, мы входим в другой мир - мир ф-ии как таковой.

Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита следует считать Логос, ("Слово").

1ая и важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей.

2ая важнейшая идея - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести("все течет").

2ое фундаментальное понятие в ф-ии Гераклита - это понятие огня как первоосновы всего сущего("этот космос, 1 и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий").

Гераклитовская ф-ия резко критиковалась элеатами(г. Элей). Основателем школы считают Ксено­фана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.)(ничто не изменяется, мир – вещественный шар, мир един), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.)(реальность и видимость не совпадают, движения нет в мыслимом мире, но не в чувственном). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Форм-ие античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита пробле­му множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий). Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.

 

6. Философия Аристотеля – вершина античной философии.

 

Философия Аристотеля.( 384-322 до н.э) Вершиной античной философии является философия Аристотеля. Основные учения сконцентрированы вокруг: 1. Антология Аристотеля (проблема бытия) В качестве первоосновы Аристотель рассматривает материю и Эйдес. они находятся в постоянном единстве. Материя рассматривается как основа предметов и вещей, она содержит в себе возможность появления многообразия форм и вещей. Форма представляет собой воплощение замысла того, кто создает этот предмет. под формой Аристотель понимал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. 2. гносеология ( учение о познаниях) в понимании процесса познания, Аристотель исходит из того, что этот процесс представляет собой единство различных уровней, единство практического и теоретического познания, он включает в себя логику исследования и основан на категориях. Познавательной деятельностью ученый должен основываться на: материя, форма, причина, сущность, состояние и т.д. Кроме этого Аристотель решает следующие проблемы: этики, общественные и государственные, проблема Бога, души, этические. Например, при решении проблемы Бога он исходил из признания единой причину существования. В понимании проблемы общества Аристотель исходил из признания людей стремлению к совместной жизни. Он считал, что с момента рождения люди предназначены к подчинению других к властвованию.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты