КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика отдельных типов Г-в.С точки зрения догматизированной формационной теории: 1) рабовладельческое Г – это первый исторический тип Г, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис – полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников произ-ва – рабов. Рабовладельческая собственность – первая форма частной собственности. Рабовл. Г создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их диктатуры. По своей сущности оно является машиной организованного насилия рабов-в. Рабовл. типы Г в сталинской интерпретации: Афинское и Римское, Г Древнего Востока (Египет, Вавилонб Ассирия, Индия, Китай)., Г Древней Греции (полисы). 2) Феодальное Г – второй историч тип Г. Это особая политич организация класса феодалов. Экономический базис – собственность феодалов на землю как главное средство производства, сочетающееся с собственностью личнозависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохоз орудия труда и их трудом на собственников земли феодалов. Сущность феодальн Г заключ-я в диктатуре класса феодалов. Политич власть не что иное как атрибуты феодальн землевладения. Основные разновидности этого типа: в Европе – раненефеод Г (княжества, герцогства, графства); абсолютистские Г; свободные торговые города типа Венеции, Генуи, Новгорода. 3) Буржуазное Г– третий истор тип Г. Как надстройка над экономич базисом оно закрепляет буржуазн экономич строй.Его основа – частная собственность на орудия и средства производстваб выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть – представляет собой диктатуру буржуазии, трудящиеся классы в подчинении. Является частью политической надстройки над таким экономич базисомб который предпологает личную свободу работника от капиталиста. Не применяются внешнеэкономич средства принуждения к труду, как в рабовл и феод Г. Усиливается регулирующая роль Г во всех сферах общес-й жизни. Основные разновидности: домонополистические буржуазно-демократич Г; империалистич Г государственно-монополистич капитализма; современные Г Запада. 4) Социалистическое Г – четвертый тип. В формац подходе это высший и последний историч тип Г. Сущность как организация политич власти трудящихся во главе с рабочим классом, орудие защиты революц-х завоеваний народа. Экономич база – общественные социалистич формы собственности и социалистич система хозяйства (не основывается на частной собственности). Орудие уничтожения эксплуатации и порождающих ее причин (нет угнетателей и эксплуатации). Более широкая социальн-я база (управляют трудящ массы). Это ''полугосударство'', выражающее волю абсолютного большинства. Уступит место коммунистическому общественному самоуправлению. Каждый последующий тип Г является более высоким в сравнении с предыдущим Цивилизационный подход. Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся типами Г. В своем развитии они проходят несколько этапов: первый - локальные ци-ии (древнеегипетская, шумерская, индийская, эгейская). Второй – особенные цив (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская) с соответствующими типами Г-в. Третий – современная цив. которая в настоящее время только складывается. Для типологии Г с цивил-ой точки зрения наиболее интересна классификация цив-й и соответствующих гос-политич институтов по уровню их организации, их деление на первичные и вторичные. Первичные – принимают государственно-страновой или имперский характер (древнеегипетская, шумерская, ассиро-вавилонская, иранская, сиамская, японская и др). Отличительная особенность – соединение Г с религией в политико-религиозном комплексе, гдн Г – болнн чем Г, т.к. оно связано с духовным производством. Религия включает в себя обожествленного правителя (Г в культе вождя, фараона и т.д.) Г является основной частью не только политич надстройки, но и базиса. Вторичные – (западноевропейское, североамериканское, восточно-европ, латиноамериканское, буддийское и т.д) в них проявилось отчетливое различие между гос властью и культурно-религиозным комплексом. Власть не всемогущая сила, как в первич цив-ях, Г – компонент, во многом подчиненный культурно-религиоз системе. Положение правителя двойственна, его власть – служение, должное соответствовать идеалу и потому вторична. Так выглядит типология Г в самом общем виде с точки зрения формационной и цивил-й теорий. 17 Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны Достоинства: 1) данный подход ориентирует на познания соц-х ценностей, присущ конкретному обществу; 2) значительно богаче и многомернее формац. подх., т.к. позволяет рассматривать Г не только как организа политич господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общ-ва; 3) цив подход к решению вопроса о соотношении Г и социально-экономического сторя исходит из стемления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на Г с предельно широких позиций определяющего воздействия на него прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Слабые стороны: классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Цивилизационный подход: тип Г, его социальная природа определяютсяидеально-духовными, культурными факторами. Цивилизационный подходориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей Есть и цивилизационный подход, который основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник анг. историк Тойби. Он выделял 21 цивилизацию при этом разделял их на первичные и вторичные. Позиция Тойби подвергалась критике не только в отеч, но и в западной из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии гос-ва. Тем не менее в совр. отеч. лит-ре цивилизационный подход в типологии гос-ва рассматривается одним из основных. Можно использовать опред-ый вариант цивилизационного подхода в типологии гос-ва, основываясь на истории челов-го общ-ва. Всю историю челов-го общ-ва совр. наука разделяет на 4ре периода. Их можно называть цивилизациями: древняя, средних веков, новое время, новейшее время. Соответственно 4ре типа гос-ва. 18 ''Человеческое измерение'' как критерий прогресса государственности Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план ''человеч измер'', т.е. то качество жизни, то положение личности, которое обеспечивает Г. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – это и составляющие ''ч и'' превращают его в основной критерий оценок прогресса Г-ва. Оценку всей организационной, деятельной стороне Г можно давать лишь после сопоставления с тем качеством жизни, котрое создает или обеспечивает, или поддерживает Г. Пр этом речь идет о реальных условиях жизнедеятельности человека с его набором целей, потребностей, способами их удовлетворения, с тем, каково реальное положение человека во взаимодействии с Г. ''Ч и'' – это не лозунговая категория, а вполне конкретное направление в определении прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и свобод, другими условиями жизнед-ти человека. Этот человек – не некая абстракция, а реальная личность
|