КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория личности К. Роджерса.
Теория личности Карла Рожерса. Фундаментальной предпосылкой теории Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развёртывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Первичные конструкции, представленные в этой работе, составляют систему координат, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о самих себе. ПОЛЕ ОПЫТА Поле опыта уникально для каждого индивидуума — это «феноменальное поле» содержит всё, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознаванию. Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не осознаёт, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может не соответствовать наблюдаемой , объективной реальности. «Слова и символы тоже относятся к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет…, мы живём по „воспринимаемой“ карте, которая никогда не есть сама реальность». К. Роджерс. Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограниченно психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего. САМОСТЬ В поле опыта находится самость, это не есть устойчивая , неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что « мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом научением… результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Как фотограф «останавливает» что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из «стоп-кадров», которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта тождеств личности, который неизменен, устойчив и даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчёркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
|