КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет№16Вопрос1Восток, Запад, Россия в диалоге культур.Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, даже непримиримый ислам довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями.Цивилизация и культура Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с Европой, развитой, стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял. В конце 20 века наблюдается интенсивное сближение культур,взаимопроникновении, передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемам ее познания и т.п. оппозиция Запад ! Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный диалогом культур. В системе Восток Запад особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Культура России представляет собой весьма сложный евроазиатский тип, что необходимо учитывать при стратегии ее развития.В современных исследованиях наибольшее внимание уделяется таким типам культур как культуры Востока, Запада и России. Ренессанс сделал Европу наследницей античной культуры. Реформация приблизила религию к светской, мирской жизни людей, сформировала этику труда. Просвещение заложило идею культурного человека и возможности его формирования. Образцы и идеалы, созданные Просвещением, явились наиболее устойчивей в культуре Европы и мира в течение более двух столетий.На этой основе возник просвещенческий образ культуры со всеобщим идеалом культурности. Запад провозглашает деятельную личность, уверенно чувствующую себя в этом мире, стремящуюся к творчеству и познанию, которое является активной деятельности в окружающем мире.Русская культура возникла на основе синтеза многих культур, в первую очередь греческой. Русская К формировалась в процессе христианизации Руси. Но образование собственно русской национальной культуры начинается с момента появления Московской Руси. В период дискуссий о месте России в мировой культуре и возможного диалога между Востоком и Россией, Западом и Россией ощущается большой интерес в определении ее прошлого, настоящего и будущего. Запад и Восток, противопоставляемые России, два особых типа цивилизационного и культурного развития. Запад техногенная цивилизации. Для этого типа характерно стремление к господству над природой на основе прогресса техногенного развития. Сравнив характеристики особое значение имеет взаимодействие Запада и Востока, ученые усматривают залог прогресса человечества. идея что цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации. Русское национальное самосознание рождалось в попытках осмыслить место Запад представлялся для России чем-то достаточно монолитным в духовном отношении, хотя и различающимся по линиям католицизма и протестантизма, то с Востоком .Западные признаки: идея преобразования мира; природа — неиссякаемая кладовая ресурсов; ценность власти, силы и господства над природой и обществом; ценность научной рациональности. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества. Восток, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача — не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание — это, прежде всего нравственное совершенствование. Отсюда возникает важность Учителя и наша сопричастность к Космосу. Русское национальное самосознание рождалось в попытках осмыслить место России в дихотомии Запад — Восток. Если Запад представлялся для России чем-то достаточно монолитным в духовном отношении, хотя и различающимся по линиям католицизма и протестантизма, то с Востоком дело обстояло сложнее. Для России, по словам Вл. Соловьева, всегда был выбор — быть Востоком мусульманским или христианским. Этот культурно-религиозный выбор имеет не только историческое, но и глубокое философское значение. Россия промежуточный тип цивилизационного развития с элементами как западной, так и восточной цивилизации, современное российское посткоммунистическое общество должно найти шанс вхождения в глобальную экономику, что становится императивом развития. Традиционный для России догоняющий путь развития вряд ли может быть успешным. Нужны, как полагают экономисты, социологи и политики, прорывные технологии на основе достижений науки и решения сложных социальных проблем в самой России. С философской точки зрения это означает необходимость глубоких изменений в менталитете миллионов граждан в относительно короткие исторические сроки. Это связано с реалистичными оценками будущего нашей цивилизации, о чем пойдет речь далее.
|