КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как награждали победителей Олимпийских игр и других всегреческих соревнований?На четырех играх победители получали только венки. Олимпийский был оливковым, пифийский — лавровым, истмийский — сосновым, а немейский — из сельдерея. Ветви для венков брали со священных растений, например, в Олимпии с дикой оливы, росшей у храма Зевса (ветви срезал золотым ножом мальчик из знатной семьи, у которого были живы оба родителя). Венчание венком проходило в присутствии зрителей, съехавшихся на праздник из множества городов, а перед этим глашатай провозглашал имя награжденного и его родину, подобно тому как это делается теперь при вручении медалей. При выходе со стадиона поклонники окружали своего кумира, кричали и прыгали от радости, бросали ему цветы, несли до дома на руках. На родине победителей торжественно встречали, оказывали всевозможные почести и вручали материальное вознаграждение. Сохранился афинский закон, по которому за победу на Олимпийских играх полагалось 500 драхм, а на других общегреческих играх — по 100 драхм. Такая градация отражает особое признание в эллинском мире Олимпийских игр. С конца VI в. до н.э. чествование победителя сопровождалось пением хора, который исполнял эпиникий — хвалебную оду, написанную по случаю победы соотечественника. Тогда поэты писали не только стихи, но и музыку к ним. Самым желанным для атлета было завоевание наград на всех четырех главных панэллинских играх. Таких чемпионов называли периодониками, то есть победителями во всем цикле игр. По литературным и эпиграфическим источникам сейчас известно 46 периодоников. Самый знаменитый среди них, ставший надолго легендой для всех эллинов, был Милон из греческой колонии Кротон в Южной Италии. Будучи юношей, он впервые стал олимпийским чемпионом по борьбе в 536 г. до н.э., потом еще пять раз завоевывал это звание в Олимпии и несколько раз на других играх. Одна из форм почестей олимпийского чемпиона состояла вправе поставить свою статую в священном округе Олимпии. На постаментах подобных статуй нередко писали прославляющие чемпиона стихи. Вот одна такая надпись IV в. до н.э., которую цитирует Павсаний; она находилась на пьедестале статуи периодоника Хилона из города Патры.
Статуи местных чемпионов стояли и в античных городах Северного Причерноморья. При раскопках Ольвии, находившейся при слиянии Южного Буга и Днепра, найден постамент подобной статуи III в. до н.э. Она изображала чемпиона по бегу Дионисия и находилась в ольвийском гимнасии, где проходили тренировки атлетов и проводились праздники в честь Гермеса, сопровождавшиеся состязаниями. Своей победой Дионисий завоевал право на установку статуи, а его отец, попечитель гимнасия, финансировал изготовление скульптуры. Чемпионы панэллинских игр принимали участие и в других празднествах, где завоевывали не венки, а иные призы. Это иллюстрирует мраморная стела из Афин с именем Александра, уроженца небольшого аттического городка Рамнунт. На стеле изображены призы, завоеванные им во II в. до н.э.: наряду с истмийским и немейским венками мы видим панафинейскую амфору — награду на афинском празднике, посвященном покровительнице города, и щит, полученный на состязаниях в честь Геры в Аргосе. С середины VI в. до н.э. победители на Панафинеях получали в награду амфоры, наполненные оливковым маслом из плодов деревьев, произраставших в священной роще Афины. Роспись этих амфор, со сделанной до обжига надписью «Приз из Афин», исполнялась по одной веками сохранявшейся схеме: на одной стороне сцена состязания, за которое получена награда, на другой — фигура шагающей Афины в нарядном одеянии, со щитом и копьем в руках и шлемом на голове. Вероятно, богиня исполняет воинственный танец пиррихий в честь своей победы над гигантами. В программу Панафиней входило соревнование на лучшее исполнение этого танца. На вазах VI —V вв. до н.э. фигуру Афины обрамляли высокие колонны со стоящими на них петухами. Для греков, увлекавшихся петушиными боями, эти птицы символизировали неукротимый дух борьбы до победы. На каждые Великие Панафинеи лучшие художники по государственному заказу расписывали более 1000 амфор. По традиции, идущей с VI в. до н.э., роспись делали в чернофигурном стиле даже тогда, когда она давно уже вышла из моды. Однако кое-какие изменения все же проникали в манеру и композицию рисунка. В IV в. до н.э. вместо петухов на колоннах появились иные фигуры, а в надписи стали указывать архонта, при котором получена амфора; поэтому вазы, на которых полностью сохранились надписи, можно датировать с точностью до года. Например, найденный в Керчи на горе Митридат фрагмент амфоры с именем архонта Неайхма относится к 320 г. до н.э.
|