Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Конфуцианство (Confucianism)




Читайте также:
  1. Законодательство древнего Китая. Легизм и конфуцианство
  2. Конфуцианство
  3. Конфуцианство.

Основоположником конфуцианства был Конфуций(Кун Цзы — «учитель Кун»).

Биографические сведения. Примерное время жизни — ок. 551 — 479 гг. до н.э. Он родился в небольшом царстве Лу (на территории ны­нешней провинции Шаньдун), где прожил большую часть жизни. Кон­фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу, в которой обучал учеников (по преданию, их было несколько тысяч). В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг, но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку, после чего несколько лет провел в странствиях по различным государ­ствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой, где продолжил преподавание.

Последние годы жизни Конфуций посвятил дальнейшей разработке своего учения, а также редактированию и комментированию древней­ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

Основные труды. Главным объектом изучения в школе Конфу­ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля­ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли­тературы:

1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);

2) «Ши цзин» («Книга песен»);

3) «Шу цзин» («Книга документов»);

4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);

5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя­тельное произведение);

6) «Чунь-цу» («Анналы Вёсен и Осеней» — хроника царства Лу, на­чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).

Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он является автором всех «шести канонов», согласно другой, он был редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только «Чунь-цу». Возможно, что Конфуций не был ав­тором даже «Чунь-цу».

Основным источником сведений об учении Конфуция является книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), составленная учениками за­пись бесед Конфуция с ними.

В эпоху Средневековья сформировалось «Тринадцатикнижие» — канон конфуцианской литературы, включающее все вышеназванные книги.

Философские воззрения. Философствование как комментиро­вание. Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере­даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб­ственными воззрениями и нравственными установками. Манера со­здания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион­ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой комментарии к более древним текстам.



Исправление имен. В культуре Древнего Китая (как и других древ­них цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущ­ности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со вре­менем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта «порча» имен при­водит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придер­живался и Конфуций.

Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. из­менение вещей в соответствии с их названиями.Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфу­ций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр — мини­стром, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответ­ствии с Дао правителя, министр — с Дао министра и т.д. Если же чело­век поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или мини­стра и называется таковым, но, по сути дела, правителем или министром не является.



Этико-философское учение. Конфуция мало интересовали натур­философские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа»(табл. 3), который противопоставляется «низкому человеку» (табл. 4). Благо­родным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а

воспитание и культура, высокие нравственные качества, основные из которых приведены ниже (табл. 3).

Таблица 3 Основные качества «благородного мужа»

 

Жэнь (гуманность) совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай людям», «тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» («Лунь Юй»)
Сяо (сыновья почтительность) совокупность норм поведения между «младшими и старшими»: «Почтительность к родителям и ува­жительность к старшим братьям» («Лунь Юй»); при этом государство трактуется как «большая семья», где император — это «отец», а чиновники — «старшие братья». «Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе» («Ли цзи»)
Ли (этикет) нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства): «Не знать этикет (ли) — значит не иметь воз­можности укрепиться (в должном поведении)» («Лунь Юй»)
И (долг, справедливость) совокупность «должного», которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является «действием без цели»; ценность должного деяния состоит в самом действии, а не в результате; основой долга является жэнь
Мин (знание судьбы, или Воли Небес) в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит «знать мин». «Тот, кто не знает мин, не может быть благо­родным человеком» («Лунь Юй»)

Таблица 4



«Благородный муж» и «низкий человек»

Благородный муж Низкий человек
Следует долгу и закону Думает лишь о своей выгоде
Требователен к себе Требователен к другим
О нем нельзя судить по мелочам О нем можно судить по мелочам
Можно доверить великие дела Нельзя доверить великие дела
Живет в согласии с другими людьми но не следует за ними Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному Ему трудно услужить, но легко дос­тавить дешевую радость
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства Кончает жизнь самоубийством в канаве
Боится: велений Неба великих людей слов мудрецов Не знает велений Неба и не боится его. Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых

Судьба учения. После смерти Конфуция его ученики и последова­тели создали восемь различных школ, по-разному интерпретирующих его учение. Важнейшими являются две: школа Мэн-цзы и школа Сюнь-цзы.

Уже во II в. до н.э. Конфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии. Но и те, кто не считал его богом, почитали его как первого Учителя, данного людям.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 12; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты