Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Даосизм (Taoism)




Читайте также:
  1. Даосизм
  2. Даосизм.
  3. Основные идеи философии даосизма
  4. Понимание психики и ее развития в даосизме.
  5. Что представляет собой даосизм как философское учение?
  6. Этика конфуцианства и даосизма

Биографические сведения. Основоположником даосизма счита­ется Лао Цзы(«Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который, по преданию, был старшим современником Конфуция. О жизни его прак­тически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через кото­рую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости. Лао Цзы согласился и написал книгу «Дао-Дэ-цзин». Многие совре­менные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил значительно позже Конфуция, а «Дао-Дэ-цзин» — собрание текстов различных авторов.

Даосизм как философское учение в своей классической форме по­лучил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 339— 329 или 369—286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последо­вателей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья счи­тался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуциан­ством и буддизмом).

Основные труды.Лао Цзы. «Дао-Дэ-цзин» («Книга о Дао и Дэ»); Чжуан Цзы. «Чжуан Цзы» («Книга учителя Чжуан»); Ле Цзы. «Ле Цзы» («Книга учителя Ле»).

Философские воззрения.Центральное место в даосизме занима­ют проблема Даокак сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое рас­пространение в китайской культуре и различную трактовку в фило­софских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

Учение о Дао и Дэ в «Дао-Дэ-цзин». В «Дао-Дэ-цзин» Дао понима­ется прежде всего как Великий Путь,которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстан­ция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может понимать­ся как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао прису­ща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет.

Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.

Человек ↑ Земля ↑ Небо ↑ Дао

«Человек следует (законам) Земли,

 

Земля следует (законам) Неба,

Небо следует (законам) Дао,



 

а Дао следует самому себе».

(Дао-Дэ-цзин)

Дао — изначально и принципиально двойственная сущность. В «Дао-Дэ-цзин» можно обнаружить следующие противоречивые харак­теристики Дао (табл. 5).

Таблица 5

Двойственность Дао

 

Одинокое, отдельное от всего Всеохватывающее, всепроникающее (подобно воде)
Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое Изменяющееся вместе с миром, действующее
Недоступное восприятию и познанию Доступное для восприятия и познания
Недоступное словесному выражению, безымянное Выразимое в имени и символе
Бестелесное В его глубине скрыты тончайшие частицы, обладающие высшей действительностью и достоверностью
Мельчайшее Бесконечное
Пустое Неисчерпаемое
Порождающее «небытие», дающее начало Небу и Земле Порождающее наличное бытие, предок «тьмы вещей»

Отсюда получается, что существуют как бы два Дао — Небытие,не имеющее имени (так как, назвав его, мы превращаем его в Бытие), и Бытие,имеющее имя.

Небытие порождает Бытие и, прежде всего, Небо и Землю. Но все вещи, входящие в состав Бытия, непрочны, существуют лишь временно, и, окончив свое существование, они опять возвращаются к своей сущ­ности, т.е. уходят в Небытие, которое единственное является вечным.



Развитие идей космологии и космогонии в даосизме. В «Чжуан Цзы» Дао в космологическом плане по-прежнему выступает как по­рождающее начало, предшествующее миру «оформленных вещей»: «Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами».

Но при этом субстанциональной первоосновой бытия считается Ци (этого понятия нет в «Дао-Дэ-цзин»). Древнейшее значение этого слова (иероглифа) — «пар над жертвенным рисом», позднее данный термин получает еще ряд значений: эфир, атмосфера, воздух, дыхание, Дух, темперамент, энергия, жизненная сила, материя и др.

В даосизме в космологическом смысле Ци понимается прежде всего как универсальная субстанция Вселенной, составляющая исходный Хаос (Великий Предел). Именно из Ци выделяются две противопо­ложные силы — Инь и Ян — и образуются пять стихий (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) и, соответственно, все вещи, существующие в мире и состоящие из этих стихий. И именно в Ци все они со временем

возвращаются. Бытие мира понимается как постоянный круговорот стихий (схема 8).

Учение о познании. В «Дао-Дэ-цзин» утверждается, что знание Дао доступно не всем людям, а только совершенно мудрым. Это люди, лишен­ные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в мол­чании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».

Учение о человеке и об обществе. Человек и человеческое обще­ство — это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответ­ствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики — недеяние:«человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет неде­яние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродете­лен».



Принцип недеяния лежит и в основе даосской концепции правле­ния. Лучший правитель — тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем; «тот, о ком народ знает лишь то, что он существует»; «когда правительство деятельно, народ становится несчастным».

Судьба учения. Даосизм (наряду с конфуцианством, а позднее — и буддизмом) был ведущим философским учением Древнего и Средневе­кового Китая.

ИНЬ Тьма Луна Земля Вода Пассивность Женское начало
ЯН Свет Солнце Небо Огонь Активность Мужское начало
ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ

 

Схема 7. Диалектика Инь и Ян

 

 

 

Взаимопревращение

Взаимлпреодоление - - - - - - - - -

Схема 8. Даосизм: круговорот пяти стихий


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 11; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты