Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Религия и искусство




Для Древнего Египта характерно глубокое и все­объемлющее влияние религии на все сферы общественной жизни и куль­туры. Храмы владели огромными богатствами, жреческое сословие было могущественной политической силой и духовной элитой страны. В “домах жизни” при храмах обучали простой грамоте и посвящали в сокровенные тайны жреческой мудрости, здесь находились библиотеки и архивы. Еди­ное сакральное знание, сохранявшееся в тайне от посторонних, включало в себя религиозные традиции, философские идеи, художественные приемы, математику, астрономию, медицину. В Египте, в отличие от Греции или Рима, не существовало философии, науки и искусства как самостоятельных и самоценных сфер культуры. Культура во всех ее проявлениях выступала как религиозноеслужение, священнодействие. Религиозные мистерии, ко­торые инсценировали популярные мифы и обряды и были столь любимы народом, можно рассматривать как прототеатр, так и не ставший театром, т.е. самостоятельным видом искусства. Каждый человек, даже поверхно­стно знакомый с египетским искусством, назовет в качестве самых харак­терных его явлений пирамиды, многоколонные храмы, сфинксов, обели­ски, рельефы, колоссальные статуи фараонов. Но ведь все эти памятники имели культовое назначение, их смысл становится понятным только в связи с религиозными верованиями египтян.

Древнеегипетская религия – разновидность политеизма, типичного для большинства цивилизаций древности. Английский египтолог Е. Бадж насчитал в пантеоне египетских богов и богинь не менее пяти тысяч персонажей.

Иностранцев всегда удивлял необычный облик египетских богов, они изображались животными, птицами, мужчинами и женщинами с головами животных и птиц, и очень редко имели антропоморфныйоблик. Бог Хнум, соз­давший мир на гончарном круге, изображался бараном, богиня радости и веселья Бастет — кошкой, проводник мертвых в загробный мир Анубис — с головой шакала или собаки, нильский бог Собек — с головой крокодила, покровитель писцов, распределитель времени и бог луны Тот — с головою ибиса или павиана, богиня войны Сохмет была львиноголовой. Высоко чтимая египтянами Исида представала то женщиной с младенцем Гором на руках, то коровой, то обезглавленной статуей. Взрослый Гор мог обретать облик мужчины с соколиной головой, сокола, рыжего кота. Его отец Оси­рис чаще всего изображался мумией в короне с атрибутами царской вла­сти. Зооморфизмегипетских богов является пережитком тотемизма.

Весьма экзотическим для цивилизованного народа явлением был и культ животных.Здесь поклонялись священным баранам, быкам, кошкам, крокодилам, соколам, змеям, жуками скарабеям. Пожалуй, все животные, за исключением свиньи, почитались священными в той или иной местно­сти.

На первом месте в пантеоне всегда стоял бог столицы или той области, из которой происходила царст­вующая династия. В разные эпохи истории в качестве верховных богов почитались: Гор, Птах, Ра, Амон-Ра. Они, независимо от своих первоначальных функций, ста­новился богами солнца и творцами мира.

Жрецы, перерабатывая народные мифы, стремились связать богов оп­ределенными отношениями, выстраивали их генеалогии, которые одно­временно были и космологическими системами. В Гелиополе было разра­ботано учение о сотворении мира и мирового порядка, в котором участвовало девять богов. Первым из первобытного хаоса появляется Ра; оплодотворив себя («упало семя в мой собственный рот»), он «изрыгает»воздух Шу и влагу Тефнут. Эта пара богов производит на свет следующую — небо Нут и землю Геба (интересно, что в противоположность всем дру­гим народам египтяне представляли себе небо в женском образе, а землю в мужском). Дети Нут и Геба — Осирис и Исида, Сет и Нефтида, становятся супружескими парами, от которых пошло многочисленное потомство богов и людей. Эта генеалогия была принята по всему Египту как официальная, с той лишь разницей, что во главе девятки в разных областях вставал мест­ный бог. Интересный вариант теологии сложился в Мемфисе: бог Птах творит мир и населяющие его существа “сердцем и языком”, т.е. путем изречения своей мысли. Сходство с библейским творением словом очевидно, существует даже гипотеза, согласно которой египетская религия могла каким-то образом повлиять на иудейскую.

Если боги солнца всегда были в центре официального государствен­ного культа, то главной фигурой народной земледельческой религии был Осирис. Согласно мифу, Осирис, мудрый и кроткий царь Египта, был убит своим братом Сетом (он изображался с головой сказочного живот­ного, напоминающего тушканчика, и почитался как бог пустыни). Исида собирает разрубленное на куски и разбросанное по всему Египту тело мужа, оплакивает его вместе со своей сестрой Нефтидой и воскрешает с помощью Тота и Анубиса. Гор одолевает Сета и занимает трон своего отца. Египтяне ежегодно оплакивали Осириса и праздновали его воскре­шение, праздничный ритуал включал в себя пахоту и посев, обряды с фи­гурой бога из земли и зерна. Популярный миф и ритуалы олицетворяли ме­таморфозы посеянного и проросшего хлеба, вечное противоборство ниль­ский долины с пустыней.

Будучи по мифу первым умершим, Осирис со временем становится владыкой загробного мира и судьей мертвых.

Погребальный культзанимал исключительно важное место в этой культуре. Над десятками тысяч мумий непрерывно работали тысячи специалистов, еще тысячи изготавливали саркофаги, гробницы и утварь, совершали заупокойный культ, в то время, как живые египтяне заботились об умерших предках, делая поминальные подношения храмам. Таким образом, древнеегипетская культура обслуживала смерть не меньше, чем жизнь: огромные ресурсы - драгоценные металлы, слоновая кость, дерево, камень, благовония уходили в гробницы и некрополи, тратились на то, чтобы преодолеть смерть.

Главная цель сложного и дорогостоящего заупокойного ритуала — это магическое воскрешение покойного, возвращение его к жизни, которая должна про­должаться вечно. В представлении египтян человеческое существо со­стояло из бренного тела, имени, бессмертной души ба, которая покидала тело после смерти, и смертной души ка- невидимого двойника человека, испытывавшего те же потребности, что и живая плоть. Только сохранение, увековечение всех этих частей человеческого существа могло обеспечить его вечную жизнь. Сохранность тела обеспечивалась мумифицированием и прочностью гробницы. На случай возможного повреждения мумии в гробницу помещали ее «дубликаты»— статуи умершего, скульптурные портреты, прославившие египетское ис­кусство. Имя высекалось на сарко­фаге, стенах могилы, заупокойного храма. Душа ба«разыскивалась»на небе и «возвращалась»мумии при по­мощи специальных магических заклинаний и обрядов, свершавшихся жре­цами в момент погребения. Забота о казаставляла помещать в гробницу все, чем покойный привык пользоваться при жизни – напитки, пищу, одежду, предметы туалета, мебель. В действие шла ими­тативная магия: египтяне верили, что изображенные или названные в за­упокойном тексте предметы и существа обладают всеми качествами реаль­ности. Таково происхождение “рассказывающих” гробничных рельефов и росписей, воспроизводивших жизнь египтян во всех подробностях. О ка продолжали заботиться потомки умер­шего, приносившие в заупокойный храм, примыкавший к гробнице, поми­нальные дары.

Идея вечности стала ведущим мотивом искусства, связанного с заупо­койным культом Оно выработало свой язык, отвечавший идее постоянства, канон,в который вошли немногочисленные, но непреложные правила.

Еще в эпоху Древнего царства сложились определенные типы статуй – стоящих и сидящих. Эти статичные фигуры с выпрямленными торсами и отрешенными лицами всегда были, тем не менее, портретами конкретных людей. Посмотрите на фотогра­фию статуи царского писца Каи. В свое время она вызвала переполох среди рабочих, помогавших археологам: когда из мрака гробницы Каи сверкнул своими глазами, его приняли за живого человека.

Врезанные и выпуклые рельефы, настенные росписи подчинялись тоже своим канонам: фигуры людей и животных совмещали фасные и профиль­ные ракурсы (у человека голова и ноги всегда в профиль, а плечевой пояс в фас, у животных рога всегда в фас и т.п.) и обводились сплошной линией. Столь же устойчива композиция: фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, часто с ритмическим повторением жестов. Даже бытовые сценки (идут стайки гусей или журавлей, крестьянин гонит бы­ков) приобретают благодаря этому ритуально-торжественное настроение: вереницы живых существ шествуют в вечность. Канон очищал образы, са­мые обыденные и приземленные, от случайных деталей, выделяя их сущ­ность, их чеканную формулу.

Рельефы или росписи всегда дополнялись иероглифическим текстом. Связь здесь не только декоративная, но более глубокая, смысловая. Ведь и слово, и образ – это знаки, а знак для египтянина не был чем-то условным и подсобным, как для нас. Он отождествлялся с тем, что обозначал, слово и образы магически созидала саму жизнь.

Самое оригинальное явление египетского искусства, конечно, пира­миды, «дома вечности»фараонов. Имя и даже внешний облик изобрета­теля пирамиды известно. Это Имхотеп, возможно, первый гений в истории человечества, который был архитектором, жрецом, врачом, мудрецом, пи­сателем, а после смерти почитался как бог не только в Египте, но и в Гре­ции. Построенная им для фараона III династии Джосера пирамида была ступенчатой; форма этих сооружений затем эволюционировала, пока не обрела свой классический вид – форму правильной четырехгранной пира­миды. Эта каменная геометрия – сама устойчивость, надежность, несокру­шимость. Пожалуй впервые в истории человеку удалось найти зримый об­раз для непостижимой и жуткой идеи вечности. Великая пирамида Хе­опса, сооруженная 47 столетий назад, только в 1889 г. перестала быть са­мым высоким зданием в мире, уступив первенство Эйфелевой башне. С течением времени пирамиды становились все скромнее по размерам, в эпоху Среднего царства их строили уже из кирпича. Тутмес II , царство­вавший в XVI в. до н.э., был первым фараоном, решившим захоронить свои останки в скальной гробнице, скрытой от посторонних глаз. Разрыв с многовековой традицией должен был иметь очень важные причины. Веро­ятно, строительство пирамид истощало силы народа и казну, а кроме того, они оказались не слишком надежной защитой для усопших царей – их грабили. Этот преступный промысел существовал в Египте с незапамятных времен.

Новое царство, когда заупокойные храмы возводились отдельно от скальных усыпальниц, стало временем расцвета храмового зодчества. В архитектуре классического храма так же, как и в композиции классического рельефа, присутствовал мотив шествия. Он начинался у Нила; в праздники к молу причаливала ладья, привозившая статую бога. Процессия двигалась по длинной аллее сфинксов, проходила через украшенные барельефами и надписями пилоны, перед которыми стояли колоссы фараонов, затем перед ней открывался просторный двор, а вслед за ним – погруженный в полу­мрак многоколонный зал, над которым “парил” раскрашенный под синее звездное небо потолок. Храм завершался темным и тесным помещением с единственным отверстием в стене или потолке, через которое луч света па­дал на статую бога. Сюда входили только жрецы. Длинная дорога из свет­лого дня во мрак вечности, из обыденного мира – в сакральный. О.Шпенглер очень точно определил прасимвол египетской культуры: это дорога.

В Книге мертвых, обширном сборнике заупокойных заклинаний и мо­литв, содержатся сведения о нравственных ценностях египтян.

Представ перед загробным судом Осириса, душа ба произносит так называемую «отрицательную»исповедь, отводя от себя подозрение в свершении грехов: «Я никого не обидел. Я не повредил своей семье. Я не совершал дурного в святом месте. Я не имел порочных друзей. Я не творил зла. Я не перегру­жал своих людей работой. Я не стремился к почестям. Я не презирал Бога. Я не покушался на чью-либо собственность. Я не прогнал голодного. Я не заставлял никого плакать. Я не совершал убийства. Я не ставил силки на священных птиц. Я не перегораживал путь воде. Я не обрушивал берег ка­нала. Я не лишал богов принесенного в дар мяса... Я чист. Я чист. Я чист. Я чист...» Определяя степень виновности человека, боги кладут на одну чашу весов его сердце, а на другую – статуэтку богини правды Маат. Если сердце и правда весят одинаково, то душа отправляется в мир вечности (представления о его местонахождении менялись по мере расширения гео­графического кругозора), а если сердце, отягощенное грехами, перевеши­вает, душу пожирает чудовище Амамат. Казалось бы, идея нравственной ответственности человека и загробного воздаяния должна была обесценить значение заупокойного ритуала. Однако, религиозное сознание Египта ос­тавалоcь магическим, то есть очень примитивным: само присутствие свитка Книги мертвых на груди или между ног мумии очищало душу.

Фараон Аменхотеп IV в XV в. до н.э. предпринял беспрецедентную для консервативной культуры Египта попытку религиозной реформы. Же­лая сломить оппозицию фиванских жрецов Амона-Ра, он учредил общего­сударственный культ малоизвестного бога Атона, принял имя Эхнатон (угодный Атону), построил новую столицу Ахетатон (горизонт Атона). Он хотел изменить все. Новый бог изображался не животным или человеком, а солнечным диском с исходящими к земле лучами-руками.

Искусство этого периода (его называют «амарнским»по названию расположенной на месте города Ахетатона современной деревушки), впервые отказавшееся от ка­нонов, стало совершенно особым, исключительным явлением египетской культуры. Придворные художники вопреки традиции героизированного изображения царей, запечатлели подлинный облик Эхнатона – некраси­вого и болезненного человека. Изъяны его лица и фигуры так старательно подчеркнуты, что изображение кажется карикатурой. Однако художники того же круга создали и знаменитый портрет жены фараона Нефертити, и шедевры художественного ремесла, найденные в гробнице Тутанхомона. Амарнское искусство в чем-то родственно жизнерадостному искусству Крита, с которым Египет имел тогда торговые отношения. Консервативный мир Египта отверг реформу. После смерти Эхнатона имя еретика было предано проклятию, его столица разрушена, а все вековые традиции ду­ховной культуры восстановлены.

Древнеегипетская культура надолго пережила государство фараонов. И под властью Птолемеев, и под властью римлян египтяне продолжали по­клоняться своим богам, пользоваться своей письменностью и бальзамиро­вать мертвых. Она угасла только после провозглашения христианства госу­дарственной религией Римской империи и начавшихся в 391 г. гонений на язычество. В IV в. н.э. были начертаны последние иероглифы...

Некоторыми достижениями этой древней культуры мы пользуемся до сих пор. Египтяне еще в 4241 г. до н.э. ввели календарь, состоявший из 365 дней. Он послужил основой для введенного в Риме в I в. до н.э. юлиан­ского календаря, который достался в наследство Западной Европе и лишь в XVI в. был заменен григорианским. Православная церковь и поныне жи­вет по юлианскому календарю. Из египетского письма финикийцы заимст­вовали 24 знака для своего алфавита. На основе финикийского алфавита возник греческий, а на основе греческого – кириллица. Египетский стиль оставил след в античном и европейском искусстве: его характерные эле­менты использовали художники Помпей, а в начале XIX в. – мастера фран­цузского и русского ампира. Египетские мотивы присутствуют в классической архитектуре Петербурга. Фигуры сфинксов работы П.Соколова стоят на Египетском мосту через Фонтанку, подлинные сфин­ксы из Фив – на набережной Невы перед Академией художеств. Египет­ский вестибюль работы А.Воронихина украшает дворец в Павловске, Еги­петские ворота архитектора А.Менеласа – въезд в Царское Село.

Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные черты восточных культур.

2. Кто считается родоначальником египтологии и почему?

3. Что имел в виду Геродот, назвав Египет «даром Нила»?

4. Раскройте сущность понятия «восточная деспотия» на примере Древнего Египта.

5. Почему Египет нуждался в сильной централизованной власти? Как она была организована?

6. В чем заключается своеобразие древнеегипетского пантеона?

7. Что Вам известно о мифологии древних египтян?

8. В чем заключается своеобразие погребальной обрядности египтян?

9. Раскройте связь древнеегипетского искусства с религией.

10. Почему не удалась религиозная реформа Эхнатона?Как она повлияла на искусство?

11. Когда и почему угасла древнеегипетская цивилизация?

12. Древнеегипетские сказки.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты