КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство. Китайская культура известна европейцам в основном по миниатюрам, предметам декоративно-прикладного и изобразительного искусстваКитайская культура известна европейцам в основном по миниатюрам, предметам декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Однако в Китае были развиты и другие виды искусства. Сложно переоценить роль музыкив китайской жизни. Для Китая музыка – магическая, почти сакральная сила. Необходимо отметить, что гармоническая основа китайской музыки включает не семь, а пять (число пять является сакральным) основных звуков (пентатония), и европейским слухом эта гармония практически не воспринимается. Вспомним огромную роль музыки во всех конфуцианских ритуалах и обрядах. Театральное искусствоявляется порождением конфуцианства в большей степени, чем даосизма или дзэн-буддизма. В крупных городах существовали увеселительные кварталы с большим количеством театров. Основными элементами действия были сценическое движение, музыка и слово. Драматическое развитие в китайских пьесах почти отсутствовало; о ходе событий рассказывалось, переживания героев также описывалось с помощью рассказа. Отсутствие декораций на сцене восполнялось словесным описанием обстановки. В театральном искусстве более позднего времени главную роль играют энергетические потоки: известный западный теоретик театра, автор книги «Театр и его двойник», писавший о восточном, и, в частности, китайском театре, сюрреалист Антонен Арто сравнивает искусство управления энергетическими потоками в зрительном зале с искусством акупунктуры (и в том, и в другом используются некоторые токи, воздействие на которые позволяет воздействовать на другие органы, организм в целом, его общее состояние). Во многих видах китайского театра большую роль играют жесты, движения, выражение глаз (причем язык этого театра сугубо конвенционален, зрители чаще всего имеют представление о ритуальном значении каждого движения – этим данный вид театра отличается от европейского балета). Древнекитайская поэзия, устное словесное творчество первоначально неотделимы от музыки, они выросли из нее. Позднее поэзия вошла в состав литературы.Образованность, просвещение, культура, литература в китайском языке обозначаются одним иероглифом«вэнь». Значение книги в этой культуре огромно, представлениеоб авторствесильно отличается от современного. Названия самых прославленных китайских трактатов«Мэн-Цзы», «Чжуан-Цзы», «Сюнь-Цзы» содержат имена собственные, но это не имена авторов, поскольку у каждого из произведениймного авторов, живших в разное время. В заглавиях - имена тех людей, с которыми связано содержание произведений, например, Сунь-Цзы – книга, в которой изложено учение о войне полководца Сунь У. Однако Сунь У фигурирует здесь не как историческаяфигура, а какмифологизированныйлитературныйперсонаж. Еще в эпоху Западного Чжоу были созданы «Ши Цзин»– Книга песен, «Шу Цзин»– Книга истории, «И Цзин»– Книга перемен (древняя гадательная книга), «Ли»– книга законов, «Весна и осень»– летопись царства Лу. Затем появляются произведения, героями которых становятся мудрецы, учителя (наименования книг с приставкой «Цзы»). Позднее развиваются различные литературные жанры, появляется понятие авторства, а недавно появилось и авторское право. Контрольные вопросы: 1. Какие религиозные и религиозно-философские традиции легли в основу древнекитайской культуры ? 2. Каков смысл понятия «дао»? 3. В чем заключается смысл даосской идеи недеяния? 4. Как понимал Конфуций мудрое правление страной? 5. Какой смысл вкладывал Конфуций в понятие «благородный муж»? 6. В чем заключается своеобразие психической культуры чань-буддизма? 7. Какова роль музыки в китайской культуре? 8. В чем состоит своеобразие китайской литературы?
|