Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Классика




Важным стимулом для культурного взлета стали греко-персидские войны (500 – 449 гг. до н.э.), из которых греки, терпевшие поначалу поражения, вышли победителями. Победа над Персидской империей, казавшейся несокрушимой, была осмыслена современниками как победа свободы над рабством, культуры над варварством, просвещения над невежеством. Необычайное воодушевление, чувство гордости и уверенности в своих силах, - вот то настроение, с которым греческая цивилизация вступила в пору своего расцвета. Впрочем, «стимул удара» (А. Тойнби) – лишь одна из возможных попыток объяснения «греческого чуда». На то оно и чудо, чтобы не поддаваться объяснениям. Политические институты, архитектура, изобразительное искусство, риторика, философия, театр, - все виды общественной и культурной жизни этого времени впоследствии будут осмыслены европейцами как «классика» - эталоны совершенства, на которых стоит учиться и которым следует подражать.

«Школой Эллады» в становятся Афины. Историки особо выделяют в классике «век Перикла» как ее вершину. Перикл (495 – 429 гг. до н.э.) – государственный деятель и вождь демократической партии, пятнадцать раз избиравшийся стратегом, фактически был правителем Афинского государства. Историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, драматург Софокл, скульптор и архитектор Фидий входили в «кружок Перикла», были его друзьями и единомышленниками. В доме Перикла бывал в юности Сократ, бравший уроки философии у Анаксагора, а уроки красноречия – у жены Перикла Аспазии.

По инициативе Перикла на Афинском Акрополе, разрушенном персами, началось грандиозное строительство. Замысел состоял в том, чтобы прославить Афинское государство и богов, покровительствующих городу, а для его воплощения нужен был подходящий художественный стиль и подходящие люди. Работы возглавил афинянин Фидий, к тому времени известный скульптор. Периклу, безусловно, удалось задуманное. Акрополь, возвышавшийся над Афинами, было видно из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина. Вход на священную территорию был оформлен Пропилеями с 5 проходами и двумя конными статуями Диоскуров. Справа от Пропилей на выступе укрепленной скалы стоял маленький, легкий и изящный храм Афины-Ники (Победительницы). В центральной части комплекса на первом плане, возвышалась бронзовая колоссальная статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон, храм Афины и Посейдона, поставленный на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Доминантой Акрополя был строгий и величественный Парфенон – главный храм государства. В самом храме, в наосе, стояла статуя Афины Парфенос (Афины-Девы) работы Фидия, а кроме того, располагалось хранилище для казны. Во фронтонах разместились скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса, Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. Продуманная композиция всего ансамбля, его общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства, - все это превратило Акрополь в единое и цельное произведение искусства, подтверждающее славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города на земле. Даже разрушенный ансамбль Акрополя, каким мы видим его сегодня, восхищает своей благородной простотой и спокойным величием. Можно представить, каким он был в древности.

Деятельность Перикла, с которой связан расцвет демократии и культуры, имела и другие последствия. Афины, занимавшие господствующее положение в Афинском морском союзе, созданном во время греко-персидских войн, проводили великодержавную политику, вмешиваясь во внутренние дела союзников, присваивая деньги союзной казны. Эта политика породила недовольство, бесчисленные войны между полисами (Пелопоннесские войны 431 - 404 гг. до н.э.), которые ослабили греческий мир и привели его к упадку.

Идея соразмерности сил человека и природы – ведущий принцип греческой классики. Вероятно, такому мироощущению способствовала сама природа Греции. Здесь нет бескрайних просторов, как в египетских пустынях или азиатских степях, где человек чувствовал бы себя затерянным и незащищенным, обитаемый мир обозрим и уютен. Мягкий климат и плодоносная природа, дающая пропитание тому, кто усердно трудится, давали то же ощущение упорядоченности, разумности и красоты мира, который греки называли Космосом, что означало «порядок», «строй», «красота». Космосом был и полис, поскольку его порядок поддерживался законами, и сам человек, и рукотворный мир культуры.

Антропоморфизм характерен для всех ее видов. Не только скульптура, живопись, но и архитектура, и театр, и философия развивают тему человека – соразмерного и прекрасного. Добродетель души, сила ума всецело слиты в совершенном человеке с красотой тела.

Гармонию эллинского духа великолепно передает искусство скульпторов. На значимость скульптуры в жизни греков обратил внимание Плутарх, писавший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Здесь греки произвели подлинный переворот, научившись изображать человека в естественном движении, со знанием анатомии, одним словом, реалистически. Скульптура, прежде чем обрести классическую форму, претерпела ряд изменений. В архаический период скульптурные изображения представлены двумя типами – обнаженные юноши (куросы) и одетые девушки (коры). Мы не знаем, кто они – божества или жрецы, но видим, что фигуры их статичны, руки плотно прижаты к туловищу, одна нога, всегда левая (так же, как у египетских скульптур), слегка выдвинута вперед. Суровый взгляд странным образом сочетается с загадочной «архаической улыбкой», которая, как можно предположить, отражает радость вечной жизни – привилегии богов. Куросы и коры, стоявшие на афинском Акрополе до разрушения города персами, свидетельствуют: безвестные художники не решались (может быть, не умели) привести их в движение. Если египетская скульптура с тысячелетними традициями, на которой, несомненно, учились греческие мастера, так и осталась статичной, то в Греции в V в. до н.э. камень и бронза вдруг пришли в движение.

Наиболее известными скульпторами классической эпохи были Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Леохар, Пракситель и Лисипп.К сожалению,творения этих мастеров исчезли еще в конце античности: бронзовые скульптуры были перелиты на колокола и монеты, а мраморные сброшены со своих пьедесталов и разбиты. Сохранившихся подлинников единицы: Гермес Праксителя (Археологический музей в Олимпии), а также статуи и рельефы фронтонов и фризов Парфенона, выполненные Фидием и его учениками (Британский музей в Лондоне). Классическая скульптура Греции дошла до нас в римских копиях, более или менее удачных.

Трудно найти более подходящий пример для раскрытия темы движения и энергии в скульптуре, чем статуя Мирона «Дискобол», отлитая в 470 году до н.э. из бронзы идошедшая до нашего времени в нескольких копиях, лучшая из которых, мраморная, находится во дворце Массими в Риме. Атлет, готовый в следующее мгновение метнуть диск, таков, каким его видели зрители античного стадиона. Это реалистический образ живого человека, но в то же время обобщенный образ человека совершенного: прекрасное тело, красота которого создана усердными тренировками на палестре, лицо, выражающее спокойствие и уверенность. Впрочем, Мирона упрекали в том, что, будучи знатоком анатомии, он не умел, придавать лицам жизнь и выражение.Другой шедевр, несущий в себе ту же идею совершенного человека - «Дорифор» Поликлета. Мышцы юноши, несущего копье, наполнены такой внутренней силой, а поза его так естественна и проста, будто не рука скульптора, а сама природа создала молодого человека. Копии «Дорифора» ставили в гимнасиях и на стадионах, чтобы юноши видели это канон мужской красоты и знали, к чему им следует стремиться. Иногда статую так и называют «Канон Поликлета». Скульптор написал теоретический трактат, в котором вывел правило идеальных пропорций мужского тела, выразив его в числах. По правилу Поликтета, фигура делится во всех своих отношениях на три, пять, восемь и т.д. частей, согласно принципу «золотого сечения». Геометрия присутствует и в трактовке деталей, в частности, лица, которое независимо от характера изображаемого человека делится на три равные части по высоте. Разрез рта точно вписывается в расстояние между внутренними уголками глаз или крыльями носа. Благодаря этому геометризму античные скульптуры выглядят совершенно бесстрастными, лишенными борьбы чувств и мыслей. Историки культуры объясняют это отсутствием внимания к внутреннему миру человека, полагая, что такой интерес появился за пределами классики, в более позднюю эллинистическую эпоху. Другие видят в бесстрастии классической скульптуры торжество античной гармонии: ведь философы учили, что совершенная душа свободна от страстей, поскольку человек сумел подчинить их воле и разуму, а скульпторы выразили эту идею доступными им средствами.

Но это люди, а что же боги? Рассматривая скульптуры богов, богинь и героев, мы отличаем их от атлетов, полководцев и философов только по их типичным позам и атрибутам. Те же прекрасные тела, обнаженные или угадывающиеся под драпировками одежды, те же симметричные, похожие одно на другое лица. Художники наделили совершенных богов самым лучшим и самым прекрасным, что было, по их представлению, в природе – обликом человека. Пракситель, живший в IV в. до н.э., был первым, кто изваял полностью обнаженную женскую фигуру, это была статуя Афродиты. После того, как жители Коса, для которых она предназначалась, отвергли нагую богиню, ее купили граждане соседнего Книда. Уже в древности Афродита Книдская считалась не только лучшим творением Праксителя, но и лучшим произведением искусства всех времен. Многие приеззжали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. В римское время с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватиканском музее). Согласно преданию, моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.

Античная скульптура существовала в единстве с живописью и архитектурой. Человеку, привыкшему видеть античную скульптуру в современных музеях, трудно представить, что в древности статуи ярко раскрашивались. Они были органической частью городского ландшафта или храмового комплекса. Храмы также раскрашивались и расписывались, но монументальные росписи утрачены. Представление о живописи сегодня дают только расписанные вазы. Используя всего четыре цвета – желтый, красный, белый и черный, мастера получали «телесное», объемное изображение фигур, которые напоминают нарисованные скульптуры.

Живописность архитектурным произведениям придавала легкая кривизна контуров и деталей зданий, их нерасторжимая связь с пейзажем. Парфенон, который кажется таким соразмерным, в действительности имеет ступени разной высоты, неровные колонны с разными градусами наклона и расстояниями между ними. Здесь нет прямых линий, как их нет и в живой природе. В архитектуре присутствует, пусть и не столь очевидное, как в скульптуре, начало антропоморфизма. Три главных ордера (ордер - это порядок соотношения несущих и несомых частей здания) греческой архитектуры - дорический, ионический, коринфский – соотносились с образами человеческого тела. Пропорции колонны рассчитывались так же, как пропорции человеческой фигуры. В дорическом ордере с тяжеловесными колоннами, простой и строгой капителью греки видели крепость и красоту мужского тела. В ионическом ордере, более мягком и изящном – грациозность зрелой женщины, а коринфский ордер, пышный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину, напоминал им веселых девушек, украшенных венками. Развитие античной архитектуры происходило от строгого и лаконичного дорийского стиля к мягкому ионийскому и пышному коринфскому. Впрочем, художники могли свободно сочетать принципы уже сложившихся правил ордерной системы. Колонна могла и напрямую уподобляться человеку, отсюда - атланты и кариатиды, поддерживающие перекрытия.

В V в. до н.э. блестящее развитие получает театр. Классиками греческой трагедии уже в древности были признаны Эсхил, Софокл и Эврипид. Эсхил, живший во время греко-персидских войн, написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только несколько трагедий. Греческая трагедия была отчасти похожа на современную оперу: хор исполнял несколько песен; два актера, помимо обыкновенного разговора, еще мерно читали нараспев стихи. Зрители «Орестеи», следили с замиранием сердца, как богини кровавых призраков преследовали несчастного Ореста, убившего мать. Они глубоко сопереживали Прометею, благородному другу людей, прикованному к скале по велению Зевса («Прикованный Прометей»). Сюжеты, взятые из мифологии, были хорошо известны каждому, но зрителям была интересна трактовка мифа автором драмы. Эсхил, как и его сограждане, верит в судьбу - Мойру, которой повинуются и люди, и боги. Однако его герои - не безвольные существа, а мыслящие и действующие вполне самостоятельно люди, не знавшие, впрочем, как и запечатленные в скульптуре образы атлетов, душевных смятений.

Герои Софокла - такие же цельные характеры, как и герои Эсхила. Они исполняют свой долг, идут к своим целям, невзирая на превратности судьбы. Миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род, лег в основу трагедий «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Беда преследует его дом: два его сына убивают друг друга в споре за власть, дочь погибает потому, что хотела похоронить брата-изгнанника. На всех этих людях нет вины; они гибнут, поскольку так предрешено судьбой. Однако классическая трагедия не повергает в уныние и отчаяние. Вероятно, потому, что в своих страданиях герои никогда не отказываются от борьбы, проявляя благородство чувств и силу духа. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120.

Еврипид, младший современник Софокла, считается новатором в области драматургии: его герои вступают в борьбу не только с судьбой, но и с самими собой. Это сложные натуры, терзаемые низменными страстями и внутренними конфликтами. По словам Аристотеля, Еврипид изображал людей такими, «каковы они есть», и был самым трагичным из всех греческих драматургов. Он был не очень понятен современникам, однако его драмы «Алкестида», «Медея», «Ипполит», «Электра» вошли в золотой фонд театрального искусства.

О значении театра в жизни античного полиса свидетельствуют огромные размеры театральных сооружений. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч. В правление Перикла малоимущим гражданам из государственной казны выдавался теарикон – денежное пособие на посещение театральных представлений. Столь значимой представлялась государству роль театра в воспитании граждан.

Античность выработала собственный идеал человека: это микрокосм, упорядоченный и прекрасный, как и сама Вселенная. Красота телосложения и грация высоко почиталась и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, но тело было лишь частью гармонической личности. Прекрасный человек соединяет в себе красоту телесную и нравственную. Высшими нравственными добродетелями философы называли мудрость, мужество, умеренность, справедливость. И все же, многие исследователи античности полагают, что именно телесное существование, дарующее человеку радости земной жизни, было главной ценностью античной культуры. Ценность же духовной красоты была по-настоящему осмыслена за пределами античной классики, в христианскую эпоху.

В классике ярче всего проявились характерные черты античной культуры:

· чувство меры

· гуманизм

· состязательность

· относительная обособленность отдельных сфер культуры от религии.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты