Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 3 страница




Проблему антроподицеи Флоренский рассматривает как соотнесение божьего замысла о человеке, его несовершенства и греховности. Необходимо, считает Флоренский, расчистить путь к Христу для неверующей русской интеллигенции, ибо Христос ничего не обещает в этой жизни, кроме будущей жизни, а Антихрист обещает. Для Флоренского основной закон мира - это закон возрастанияэнтропии - Хаоса, которому противостоит Логос. Средневековая культура, укорененная в культе, борется с человекобожнической культурой Возрождения, несущей в себе хаос. Как церковный мыслитель, задачу философии Флоренский видит в воцерковлении культуры и оправдании творчества как воздвижение символического христианского храма. храма. В этом смысле, Троица и Боговоплощение оказываются двумя принципами русской культуры, а икона, собор, песнопения - первообразами русской культуры

Русская философия конца XIX - начала XX вв. была религиозно - философским Ренессансом в культуре «Серебряного века».

 

Тема № 9: « Зарубежная философия XX века»

Зарубежная философия в начале XX в. вступила в противоречие с прежней классической философской традицией. Новой тенденцией в развитии философии стал отказ от всемогущих притязаний человеческого разума, внимание к индивидуальной человеческой жизни и тенденция иррационализма. Уже на рубеже XIX -XX вв. получила распространение философия жизни в творчестве Дильтея, Ницше; возникло иррационалистическое учение Шопенгауэра, объявляющее основой мира бессознательное волевое начало.

Основными направлениями зарубежной философской мысли XX в. явились: экзистенциализм, герменевтика, феноменология, философский психоанализ, структурализм, неохристианская философия.

Экзистенциализм возникает в России на рубеже XIX - XX вв. как философия существования, получая затем распространение в Европе и США. Как философское направление экзистенциализм носит неоднородный характер. Это неакадемический тип философии, использующий литературный символический язык.

Экзистенция – это бытие человека, его индивидуальная сущность. Бытие человека рассматривается как особенное бытие, относящееся к миру и заботящееся о мире – Dasein ( в терминологии Хайдеггера). Отношение человека к миру – это отношение «Я» к «не - Я», где «не - Я» - это холодный, отчужденный от человека мир. Человек живет в абсурдном мире и должен выживать в абсурдных ситуациях. Жизнь человека трагична, так как она есть движение к смерти, а с другой стороны есть свободный выбор. Человек обретает свою сущность в пограничной ситуации – «или-или», на грани жизни и смерти. В работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр утверждает, что нет заданной человеческой природы: человек обретает свою сущность, существуя, поэтому ответственен за себя и за других.

Бытие анализируется в этой философии как непосредственное человеческое существование - экзистенция. Экзистенция открыта, направлена на другое и в «пограничных ситуациях» сознается человеком. Экзистенция есть свобода, поэтому человек может быть «как все» или остаться личностью. Для этого человеку следует бунтовать против абсурдности мира (А.Камю), либо прорываться к другому (Марсель), к транцендентному - Богу (Ясперс, Марсель).

Герменевтика возникает как самостоятельная наука в философии XX в. В эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода античных авторов на современный язык. В творчестве немецких романтиков герменевтика является искусством осмысления чужой индивидуальности. У Дельтея герменевтика – это искусство понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений.

Основателями герменевтики являются Гадамер и Бетти. Бетти в работе «Общая теория понимания» сформулировал понятие герменевтического процесса и его правил:

- истолкователь - читатель должен искать и найти в тексте смысл, заложенный автором;

- критерий тотальности: разные части текста должны быть проинтерпретированы только как целое;

- актуальность понимания, т.е., наличие субъективности, предполагающее истолкование текста;

- требование одного уровня культуры между читателем и автором.

Гадамер сформулировал понятие «герменевтического круга»:

-каждый текст имеет свой смысл;

- по мере неоднократного проникновения в текст мы все больше приближаемся к проекту, идеям автора;

- интерпретатор проникает в текст с определенным предпониманием, от которого не должен отказываться.

Феноменология – это дисциплина и метод, стремящийся выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Гуссерль – основатель феноменологии, рассматривал внеопытные, внеисторические структуры сознания, которые обеспечивают его реальное существование и совпадают с идеальным значением, выраженным в языке и переживаниях. Феноменология – это метод уяснения смысловых полей сознания, делающих возможным восприятие объекта и других форм познания. Феноменолог основывается на особом понимании феномена, не как явления чего-то, а того, что само себя обнаруживает, как явленное сознание. Задача феноменологии состоит в раскрытии смысла предмета, затемненного оценками, мнениями (редукция сознания)

Гуссерль считает, что чистое, транцидентальное сознание укорено в универсальном поле дорефлексивных структур. Окружающий человеческий мир представлен предметами, уже наполненными смыслами сознания. Необходимо освободится от таких вторичных образований жизненного мира и выявить их чистую сущность и фундамент всего существующего - «абсолютное Я». Для достижения такого сознания необходимо отказаться от суждений, понимая себя, как общечеловеческое сознание. Феноменология выступает вспомогательным методом в таких науках, как экзистенциализм, персонализм, психоанализ и др.

Психоанализ, возникая как метод лечения З. Фрейдом психических заболеваний, затем оформляется в теорию, объясняющую роль бессознательного в жизни человека, общества и культуры. По Фрейду, культура возникает из отказа от влечений (глубинного пласта бессознательного), сублимируясь в сфере творчества в продукты культуры. Юнг выступил против пансексуализма Фрейда, считая фундаментом психики «коллективное бессознательное», предшествующее «индивидуальному бессознательному». «Коллективное бессознательное» обязано своим существованием наследственности и не развивается индивидуально; содержание «коллективного бессознательного» определяется архетипами, т.е., предшествующими формами и лишь вторичным образом эти архетипы становятся осознанными. Архетипы являются образцами инстинктивного поведения людей и их столько, сколько типичных ситуаций. По Юнгу, вся культура является порождением «коллективного бессознательного» и его архетипов. Архетипы, символически проявляясь, составляют основу художественного творчества человечества.

Структуралисты (М. Фуко, Леви - Стросс, Деррида) стремятся обнаружить инвариантные образования множества объектов. Культура анализируется ими как совокупность знаковых систем: язык, мода, мифы, искусство, религия. В сфере глубинных пластов культуры обнаруживаются скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек.

В отличие от сциентистских направлений современной философии, ориентирующих на разум и науку, религиозная - неохристианская философия XX в. развивается неотомизмом, персонализмом. Неотомисты (Жильсон, Маритен) развивают идеи католического учения - томизма Ф. Аквинского о гуманном смысле истории, о ее развитии от града земного к граду небесному. Град небесный основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе, поэтому задача человечества состоит в преобразовании общества на религиозно - нравственных ценностях, объединении разума и веры, теории двойственности истины. Согласно такой позиции истинами науки выступает опытное знание, а истинами религии - сфера откровения. Человек обладает свободой воли, но его свобода самоограничена долгом, поэтому свобода человека – это свободное выполнение нравственных обязанностей, т.е., жизнь согласно евангелеевским заповедям. Неотомисты считают, что наука вскрывает только внешние причины связи событий, конечные причины относятся к области сверхъестественного. Человеческий интеллект становится истинным, только сообразуясь с божественным интеллектом.

Персоналисты (Э. Мунье, Д. Райта) объясняют творческую субъективность человека через ее причастность к Богу. Личность как воплощение свободы, как непроницаемое бытие доступно для сознания только Бога. Мунье различает личность и индивидуальное эгоистическое «Я». Личность – это высшая духовная реальность, у которой отношение к миру и другому предшествует «бытию в себе». Личность – это духовное самовоспитание человека, основанное на христианских ценностях. Стать личностью, можно лишь преодолев эгоизм и восстановив коммуникацию с другими людьми. Персонализм сближается с экзистенциализмом в учениях, о завербованности, вовлеченности, т.е., осознании сопричастности бытию и социальной ответственности.

 

Тема №10: «Основные концепции бытия»

Бытие – это центральная категория онтологии. Это истинно сущее, неизменное, единое, реально существующее вне пределов человеческого опыта и независимо от человеческого сознания.

Термин бытие появляется в античной философии у Парминида в V в. до н.э., когда закладываются основы классической концепции бытия. Бытие истинное – это необходимость, Проведение, Судьба. Это то, что стоит за миром чувственных вещей. Истинное бытие постижимо мыслью, отсюда возникает последующий рационализм в постижении бытия. Бытие – это и абсолютная система ценностей, независящая от конкретного человека.

Противоположную концепцию бытия создаёт Гераклит, рассматривающий бытие как становление: истинное бытие изменчиво. Впоследствии эти идеи выражаются в неклассической философии Бергсона, Ницше.

У Аристотеля бытие понимается более расширенно, чем и Парминида и обозначает то, что есть, т.е., множество существующих вещей, и то, чему причастно всё существующее.

В античности возникает представление о небытии и ничто. У Демокрита атомы – это бытие, ничто – пустота. У Плотина бытие – возможность, ничто тождественно злу.

В средние века бытие понимается теоцентрически. Есть Сверхбытие – Бог как подлинное бытие и есть иерархия причастностей бытия Богу.

В новоевропейское время возникает «онтологический нигилизм» в анализе бытия, описываемый Хайдеггером в работе «Бытие и время»:

- на место бытия люди ставят своё право творить мир, т.е., утверждается антропоцентризм;

- исчезновение бытия приводит к отказу от существования реальности, которая полностью определяет человека;

- исчезает духовное, сверхъестественное бытие, то, что не может быть прочувствовано в опыте;

- бытие становится субъективным: весь мир определяется сознанием индивидуального субъекта;

- утверждается материализм: никто не думает о вечном, все думают о мгновениях настоящего;

- появляется цивилизация молодых с культом материальных потребностей, ориентацией на богатство, успех в жизни.

В Новое время место категории бытия занимает категория субстанции, материи. Бытие понимается как совокупность природных материальных процессов. Главной характеристикой бытия становится протяженность. Материя - это субстанция, т.е., причина самой себя, неизменно сущее, под которым понимается мир природных тел. Субстанция обладает некими свойствами - атрибутами. Помимо субстанции в характеристике бытия и материи используют понятие субстрата (то, из чего всё сделано). В Новое время утверждается вечность и несотворимость материи, понимаемой механистически, хотя сама категория материи имеет свою длительную историко-философскую трактовку. Окончательно категория бытия исчезает в философии марксизма и вместо учения о бытии начинает развиваться диалектико-материалистическое учение о материи. Уже Энгельс рассматривает материю как философскую абстракцию, которая обозначает многообразие природных процессов и явлений. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритизм» дает классическую, сенсуалистическую формулировку материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается, существуя независимо от них.

Движение, пространство и время рассматриваются как атрибуты материи. Пространство и время – это формы существования материи. Движение – это способ существования материи. Существуют два подхода к характеристике пространства и времени:

- субстанциальный: пространство и время – это самостоятельные сущности наряду с материей и существующие независимо от неё;

- реляционная: пространство и время не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействием объектов.

Пространство отражает порядок сосуществования тел и процессов и обладает некоторыми свойствами: протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью и т.п. Время отражает изменения, происходящие в телах и процессах и имеет следующие характеристики: необратимость, одномерность, однородность, длительность и т.п. Движение – это изменение вообще, развитие – качественное изменение от простого к сложному. Движение может выступать в следующих основных формах: механическое - движение тел, физическое как движение атомов, биологическое - движение белков, социальное - движение индивидов, социума.

В русской философии в анализе бытия присутствует онтологизм, т.к. русская философия никогда не отбрасывает трансцендентное, духовное бытие. И человек и его сознание укоренены в бытии, поэтому не существует отдельно объекта и субъекта познания и возможность рационального постижения бытия. В западно-европейской философии 20 в. до логического завершения доводится идея субъективности бытия в философии жизни и экзистенциализме. Утверждается гераклитовская концепция бытия как становления.

 

Тема № 11: «Основные модели развития: метафизика, диалектика, синергетика»

Можно выделить три концепции развития, связанные с тремя научными картинами мира:

1. Классическая;

2. Неклассическая;

3. Постнеклассическая.

В классической картине мира развитие – это необратимый процесс направленных изменений, развитие – это поступательная эволюция, движение от простого к сложному. Происходит отказ от метафизического представления о развитии как неизменном, непротиворечивом, статичном движении. Развитие происходит благодаря диалектическим закономерностям, описываемым Гегелем тремя законами диалектики. В классической картине в характеристике развития используются понятия прогресс и регресс. Прогресс – это развитие в форме спирали, а критерием прогресса являются дифференциация и интеграция, т.е., разнообразие, повышение уровня организации системы и усиление связи между элементами системы. Вместе с тем сохраняется метафизическое представление о развитии как детерминизме. В классической картине мира развитие описывается лаплассовским детерминизмом: мир – это жесткая механистическая конструкция, объясняемая законами Ньютона. Основными характеристиками развития являются: необратимость, направленность, регулярность.

Неклассическая картина мира возникает в конце IXX в. под влиянием теории относительности Эйнштейна. В новой картине мира развитие, считает Т. Шарден, можно описать не в виде спирали, а в виде синусоиды. Характеристиками развития выступают: обратимость, сложность, случайность.

Постнеклассическая картина мира возникает во второй половине XX в. благодаря новой теории организации – синергетике. Синергия означает содействие, соучастие, а синергетика – это наука о принципах взаимодействия открытых систем в условиях интенсивного обмена с окружающей средой и согласованности действий внутри системы. В 1973г. на конференции по самоорганизации было заявлено о возникновении новой научной дисциплины – синергетики.

Синергетика исходит из стохастичности, неопределенность или хаоса как основной характеристики развития. Развитие описывается как древовидная, ветвящаяся графика И. Пригожина. В развитии присутствует энтропия, поэтому будущее в таком развитии неопределенно, развитие может идти в любом из направлений; из-за самого незначительного воздействия система начинает перестраиваться и возникает новый уровень организации – диссипативные структуры, т.е., структуры, самопроизвольно возникающие в неравновесных структурах. Образование таких структур происходит при подогревании жидкости, возникновении «химических часов», турбулентного движения. В неравновесных структурах появляются точки бифуркации, в которых система вдруг независимо меняет направление. В развитии Вселенной можно выделить две точки бифуркации: это возникновение жизни и человека.

 

Тема № 12: «Сознание как философская проблема»

В античности сознание или разум космичны и выступают синонимом универсальной закономерности. В средневековой философии сознание трактуется как надмировое начало - Бог и возникает идея спонтанной активности души. В Новое время у Декарта сознание - это непространственная субстанция, открывающаяся самосозерцающему субъекту. У Локка сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. На первый план в Новое время в проблеме сознания выдвигается самосознание. В немецкой классической философии исследуется общественно-историческая природа сознания. Так, у Гегеля, индивидуальное сознание человека определяется формами общественной жизни, т.е., объективным духом. Эволюция индивидуального сознания повторяет развитие коллективного сознания.

В марксизме сознание анализируется с позиций чувственно-предметной деятельности, т.к. сознание возникает в труде благодаря общению. Сознание отражает внешний мир, являясь субъективным образом объективного мира. В философии конца IXX – XX вв. появляется проблема иррационального в сознании, бессознательного.

С реалистических, материалистических позиций сознание – это субъективный образ объективного мира, отражение внешнего мира. Отражение присуще живой и неживой природе и является фундаментальным свойством материи. Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств состояния других систем. Отражение в неживой природе выступает как механическое, химическое, физическое. В живой природе выделяют такие разновидности отражения:

- раздражимость как реакция организма на внешнее воздействие;

- чувствительность, присущая животным, как способность отражать свойства вещей в виде ощущений;

- элементарная психика высших животных, целесообразность в реакции организмов на окружающую среду и выработка приспособленного поведения (рефлекса);

- психика человека как высшая форма отражения.

Существуют разные гипотезы, которые объясняют возникновение сознания человека:

- религиозная, согласно которой сознание возникает в результате творения и появления духа у человека благодаря Творцу;

- инопланетное, теософское (Е. Блаватская);

- реалистическая, материалистическая теория, которая исходит из идей Дарвина о том, что психика животных является предпосылкой возникновения человеческого сознания. Основными факторами возникновения психики человека являются труд, общение и речь;

- психоаналитическая концепция связывает возникновение сознания с появлением экзогамии (кровнородственной общины, связанной с другой общиной проблемой воспроизводства потомства) и тотемизма;

- по Т.Шардену, парадокс человека, т.е., возникновение сознания состоит не в переходе от человекообразных обезьян к человеку, а в субъективации внешних форм проявления жизнедеятельности.

С реалистических позиций на возникновение сознания влияют следующие факторы:

- внешний мир, отражаемый в виде символов, копий, несущих информацию о мире;

- социокультурная среда;

- мозг и условно-рефлекторная деятельность;

- собственный индивидуальный мир человека;

- космическое, информационное поле.

В отечественной философии сознание рассматривается А.Спиркиным, как идеальное отражение действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека.

По А.В. Иванову сознание – это идеальная психическая форма действительности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Структура сознания, предложенная А.В.Ивановым, объединяет представления о функциональной асимметрии мозга, структуре сознания по Фрейду и Юнгу.

 

 

сверх-сознание

 

«Я»

 

бессознательное

 

 

I сфера– это сфера телесно-перцептивных способностей, первая информация о мире. Главным принципом этой сферы является принцип целесообразности.

II сфера – это логико - понятийные компоненты сознания, главный принцип этой сферы - поиск истины.

III сфера – это эмоционально-субъективные переживания, эмоции, аффекты. Главным принципом этой сферы является удовольствие.

IV сфера – это ценностно-мотивационные компоненты сознания.

Левополушарная деятельность мозга «отвечает» за языковое, вербальное, логическое мышление. Правополушарное – за образное, интуитивное, музыкально-поэтическое восприятие мира. Арабские цифры означают точки восхождения духовной Самости, по Юнгу:

1. Этап бессознательного.

2. Генезис телесного «Я».

3. Формирование сознательного «Я».

4. Формирование нравственного «Я».

5. Космическое Сверх-сознание.

В объяснении сознания используется характеристика идеального, которая противоположна материальному и носит функциональный характер, выступая как образ предмета. Идеальное, возникая в сознании отдельного человека, носит надличностный характер. Сознание является идеальным, существуя в материальной форме выражения, т.е. языке.

Сознательное и бессознательное в исследовании сознания впервые появляются у З.Фрейда как представление об «индивидуальном бессознательном». У К.Юнга возникает представление о «коллективном бессознательном», т.к. символика является составной частью психики и бессознательно вырабатывает формы и идеи, носящие схематический характер. Эти идеи Юнг называет архетипами и считает их основой нашей психики и деятельности. А.Адлер выделяет понятие комплекса неполноценности, появляющегося из-за несовершенства человеческой природы, преодолевая которое человек актуализирует свои творческие способности. Если он застревает в этом комплексе, то появляется желание власти, господства и подавления других. Э.Фромм объясняет бессознательное, используя понятие социального характера личности, т.к. человек существует в двух планах жизни экзистенциальном и историческом.

Проблема общественного сознание и его форм появляется в философии марксизма. Общественное сознание – это реальное осознание обществом самого себя на определенном историческом этапе развития. Выделяют следующие исторические формы общественного сознания: мифологию, религию, право, философию, науку и др.

Формы общественного сознания различаются по предмету отражения: у философии – это всеобщее, у науки – особенное, у религии – иррациональное и по способам отражения: философия и наука используют понятия, искусство и мифология – образы.

В структуре общественного сознания выделяют теоретический и эмпирический уровень, общественную психологию и идеологию.

На теоретическом уровне отражаются существенные связи и закономерности в понятиях науки, категориях философии. На эмпирическом и обыденном уровнях, основанных на опыте или повседневной практике, здравом смысле отражаются внешние, иногда случайные свойства и стороны изучаемого объекта.

Общественная психология – это уровень общественного сознания, где критерием отношения к действительности является не знание, а оценка. Общественная психология – это ценностное отношение к действительности группы или класса. Идеология – это система теоретических взглядов на действительность, создаваемая теоретиками. Однако, по Мангейму, идеология – это всегда иллюзорная, ложная система взглядов.

Тема № 13: « Познание: его уровни и формы»

Гносеология – это раздел философии, в котором изучается: природа познания, возможности и границы, субъект, объект познания, уровни и формы познания, критерии истинности, и т.д.

Познание – это процесс получения знания, обусловленный общественно-исторической практикой, а знание – это результат этого процесса.

В реалистической материалистической концепции познания выделяются следующие функции практики:

- практика – это источник познания;

- практика – это движущая сила познания, обеспечивающая процесс познания техническими средствами познания;

- практика является непосредственной целью познания.

Практика – это процесс опредмечивания и распредмечивания знания, социокультурного опыта и решающий критерий истины.

В европейской философии ключевыми категориями познания являются истина и заблуждение, т.к. главной целью европейской философии и науки является поиск истины.

Истина – есть знание, соответствующее предмету и совпадающее с предметом, адекватное отражение действительности. Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения неизбежны в процессе познания и выступают закономерным моментом познания, движением к истине. Заблуждение отличается ото лжи как сознательного искажения знания о предмете.

Истина обладает следующими характеристиками:

- она объективна по внешнему содержанию;

- истина субъективна по своей форме;

- истина абсолютна и всегда относительна, т.к. знание о предмете изменчиво и углубляется по мере развития практики;

- истина всегда конкретна.

Знание дифференцируется и выступает в различных формах: науке, мифологии, религии, философии и др. Теоретическое познание ассоциируется с научным познанием, обладающим следующей спецификой:

1. Целью познания является обнаружение объективных закономерностей мира, выраженного в форме закона.

2. Непосредственная цель познания – это объективная истина, получаемая в основном рациональным путем.

3. Научному познанию присущи строгая доказательность и достоверность выводов.

4. Внутренняя непротиворечивость, системность, открытость для критики, опытная проверяемость.

5. Научное познание стремится к необходимости быть воплощенным в практике.

В науке выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания – это непосредственное исследование реально существующего предмета, в котором обнаруживаются внешние, несущественные связи и отношения. Теоретический уровень исследования – это преобладание рационального момента познания, т.е., наличие понятий, теорий, законов, благодаря которым раскрываются сущностные связи и закономерности развития предметов. В реальном процессе познания эмпирический и теоретический нельзя отрывать друг от друга, граница между ними условна и размыта.

Помимо уровней в исследовании процесса познания выделяют следующие стороны познания: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание основано на получении информации о мире с помощью органов чувств, формами этого познания будут:

1. Ощущение – первичное. элементарное, далее психологически неразложимое явление. Благодаря ощущениям отражаются отдельные свойства предмета.

2. Восприятие – целостный чувственный образ предмета, формируемый на основе ощущений.

3. Представление – возникает на основе восприятия и ощущения с помощью воображения и памяти, без непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств.

Рациональное познание развивается благодаря мышлению и представлено следующими формами: понятие, суждение и умозаключение. Понятия возникают на основе определения и отражают существенные связи и отношения в предмете. В образовании понятия участвуют сравнение, обобщение, абстрагирование. На основе понятия возникает суждение – форма мысли, в которой раскрывается наличие или отсутствие связей и отношений между предметами. В структуре суждения выделяют субъект и предикат. Субъект – это понятие о предмете мысли, предикат (лежащий в основе) - понятие об отношениях или свойствах предмета.

Выделяют следующие функции суждений:

1. Единичные, выражаемые с помощью слов «это», в которых что-то утверждается или отрицается о предмете.

2. Частные, что-то утверждается или отрицается о группе предметов с помощью слов «некоторые» и «часть».

3. Общие - что-то утверждается или отрицается о классе явлений с помощью слов «всякий», «каждый», «никакой»

Умозаключения, содержат в своём составе суждение и имеют определенную структуру. Одни суждения в структуре являются посылками, то есть исходным суждением, вывод - это заключение - новое знание, возникающее между посылками и вторым суждением. Умозаключения могут быть индуктивными и дедуктивными.

В познании используются различные методы.Метод («методос»- греч. - путь к чему-либо) - это совокупность предметов, операций теоретического или практического освоения действительности.

К всеобщим методам познания относится метафизический и диалектический методы. Метафизический метод – это одностороннее видение предмета, как непротиворечивого, неизменного и неразвивающегося. В IXX в. в философии Гегеля возникает диалектический метод, анализирующий явления и процессы, как взаимосвязанные и противоречивые. Принципами диалектического метода являются:

1. Всесторонность рассмотрения объекта.

2. Рассмотрение во взаимосвязи или системный подход. Любой предмет или процесс – это некая открытая система, состоящая из структуры, то есть взаимосвязи элементов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты