КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советская культураЕще до революции В. И. Ленин в ряде статей сформулировал ряд принципов, которые затем легли в основу культурной политики советского государства. Это, прежде всего, представление о классовой природе культуры: она всегда выражает интересы того или много класса, не может быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку « жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Целью культуры в социалистическом обществе является служение «не скучающим и страдающим от ожирения» верхам, а миллионам трудящихся. В октябре 1917 года был взят курс на культурную революцию. В первое послеоктябрьское десятилетие начинается создание «пролетарской культуры», противостоящей культуре прошлого как классово чуждой. Его реализацией особенно активно занимался Пролеткульт - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, имевшая более 100 подразделений на местах, и существовавшая с 1917 по 1932 г. Лозунг Пролеткульта «Искусство прошлого — на свалку!» отражал характер его деятельности. Если задача разрушения старой дворянской культуры была решена, то попытка создания пролетарской культуры не вышла за рамки неудачного экспериментаторства. Параллельно с Пролеткультом действовала РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей. Л.Л Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Д. А. Фурманов Ф. А. А. Фадеев и ряд других писателей были ее активистами. Был выдвинут лозунг «учёбы у классиков» и осознана значимость художественной ценности произведений искусства наряду с их идейностью. В этот период большевистским правительством предпринимались попытки наладить диалог с интеллигенцией. Особую роль в этом деле сыграл первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский, эрудит и блестящий оратор, занимавший свой министерский пост до 1929 года. Многие художники искренне «уходили в революцию», свято веря в революционное обновление всей цивилизации. Вспомним поэму А.Блока «Двенадцать», поэзию В. Маяковского и его работу в «Окнах РОСТА». На этой волне расцветает авангард. Авангардное искусство – общеевропейское явление, и советскому авангарду присущи все его черты – культ новизны, эксперимента, противостояние традиции. Дух советского авангарда талантливо выразила конструктивистская архитектура. Время всеобщего энтузиазма и подъема принимала радикальные архитектурные формы – дерзкие и вдохновляющие. Ведущий принцип этой архитектуры – утилитаризм. Теоретики конструктивизма (Б.Арватов, А. Ган, М. Гинзбург) призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Здания конструировались исключительно целесообразно и просто с учетом его прямого предназначения. Характерные памятники конструктивизма -сооружения, организующие быт и досуг трудящихся - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны. Примерами такой архитектуры в нашем городе могут служить Геслеровские (Чкаловские) бани (архитекторы А. С. Никольский и Н. Ф. Демков), Бани «Гигант» (А. С. Никольский, В. М. Гальперин, А. В. Крестин), Дворец культуры имени А. М. Горького на площади Стачек, Выборгский дворец культуры (А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский), Дворец культуры имени Н. К. Крупской (С. О. Овсянников), Дом культуры имени Ильича (ныне Культурно-досуговый центр «Московский») архитектора Н. Ф. Демкова. Всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда является Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве. Выступая одновременно в роли заказчика и проектировщика, Мельников мог позволить себе максимальную свободу формотворчества, одноквартирный дом цилиндрической формы оличается оригинальным художественным образом продуманной функциональной планировкой. Самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра,в котором именно режиссеру было необходимо иметь не только изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив. Всеми этими качествами обладал Е. Б. Вахтангов — создатель одного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Турандот» К. Гольдони или чеховская «Свадьба») стал образцом сценической трагедии, сценического гротеска и праздничной театральности. В целом художественная культура 1920-х. годов являла собой довольно пёструю картину. Принцип партийности сочетался с многообразием художественных стилей. В 30-е годы с установлением культа личности Сталина происходит унификация культурной жизни, взятой под жесткий идеологический контроль партийного руководства. Распускаются все творческие объединения и создаются всесоюзные творческие организации – Союз писателей, Союз Художников, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз кинематографистов, Союз журналистов. На I Всесоюзном съезде советских писателей (1934 г.) секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов провозгласил в качестве основного творческого метода советской культуры социалистический реализм. Как гласит определение из советского учебника, «метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве». По существу этот искусственно созданный «стиль» был призван контролировать творческую личность и осуществлять пропаганду партийной идеологии. Известное сталинское определение писателей как «инженеров человеческих душ» означало, что деятели культуры должен воспитывать советского человека в духе преданности партии. Официальная культура в стиле соцреализма отличается приподнято-оптимистическим, мажорным, даже эйфорическим настроением. Именно так люди должны были воспринимать реальность, которая в действительности была трагической и страшной. Стройки пятилеток, коллективизация, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники питали героико-романтическое восприятие мира, которое целенаправленно культивировалось в кино, литературе, живописи, архитектуре «сталинского неоклассицизма». Искусство становится по-настоящему массовым, о чем красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Наиболее популярными искусствами стали игровое кино, эстрада, литература. Всенародной любовью пользовались фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», Г. Козинцева и Л.Трауберга «Трилогия о Максиме», М. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», музыкальные комедии режиссеров Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и И. Пырьева «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», в которых снимались звезды советского кино Любовь Орлова и Марина Лодыгина. Глубокий след в памяти народа оставили фильмы военных лет – «Два бойца» И. Лукова, «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И.Пырьева. Официальная культура была на полную мощь задействована в формировании культа личности Сталина и психологии «вождизма». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Художественная практика 30-50-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период проявляется глубокий интерес к наиболее ярким историческим личностям и событиям отечественной истории. Отсюда целая серия серьезных исторических романов: «Кюхля» Ю.Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова. В эти же годы переживает расцвет детская литература. Стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши стали настольными книгами многих поколений советских детей. Вне русла соцреализма существовал целый пласт литературы высочайшего нравственного и эстетического уровня, которая жила полулегальной жизнью. Речь идет о творчестве А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, М.Зощенко, А.Ахматовой. В годы Великой Отечественной войны советское искусство посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Подлинным гимном стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова. Настоящим творческим подвигом является Седьмая симфония Д. Шостаковича. Композитор начал писать ее через месяц после начала войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Как боец противопожарной команды Шостакович жил на казарменном положении в здании консерватории, вместе с профессорами и студентами выезжал на рытье окопов. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» - таким был эпиграф к этому произведению. В 1942 году симфония была исполнена в Ленинграде, а затем в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство мира не знает другого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других. Культурная жизнь 60- х годов отличалась необычайной интенсивностью и динамизмом. Это связано с общественно-политическими переменами,происходившими в стране после ХХ съезда, осудившего культ личности Сталина. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».Литература периода оттепели поднимает серьезнейшие проблемы нравственной жизни.В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Особенным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Содержание произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих - разрушении связи поколений, преемственности традиций. Вымирание старых русских деревень означало умирание веками складывавшегося быта, языка, морали, понятия «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Важными центрами интеллектуально-художественными центрами эпохи оттепели стали журнал «Новый мир» под руководством А. Твардовского и молодые театры-студии «Современник» и «Таганка». Годы «застоя», как принято называть 70-80 гг., связаны с усилиями официальной культуры вернуться к принципам марксистской идеологии и соцреализма. Однако эти усилия уже не вызывали в обществе прежнего энтузиазма. Подлинная творческая жизнь ушла в подполье, в культуру андеграунда. В конце восьмидесятых годов (канун и начало перестройки) ведущей идеей для советской культуры становится идея покаяния. Знаковые события тех лет - роман «Плаха» Ч. Айтматова и фильм «Покаяние» Т. Абуладзе. Осмысливая эти произведения, читатель и зритель вырабатывали собственную нравственную и гражданскую позицию относительно прошлого и будущего своей страны. Перестройка положила начало мощному потоку «возвращенной» художественной и философской культуры: к читателям, слушателям, зрителям вернулось многое из того, что запрещалось, не издавалось, лежало на полках «спецхрана», было изгнано за рубеж. Исключительно важную роль в утверждении ценности свободы сыграла рок-музыка («Кино», «Алиса», «Аквариум», «ДДТ» и др.). Эпоха перестройки и гласности была ознаменована невероятным разнообразием творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий в кино, театре, литературе, на эстраде. Отечественная культура как будто «добирает» то, что не состоялось в ходе естественного развития на протяжении XX века под гнетом идеологических запретов и репрессий. Это было настоящее упоение свободой. Разрушение «железного занавеса», которым Советский Союз десятилетиями был насильственно отгорожен от мира, повлекло за собой стремительное распространение массовой западной культуры. Мы знаем, что массовая культура глобальна по своей природе, она существует поверх государственных границ и национальных традиций, повинуясь только законам рынка и запросам общества потребления. Современная культура России переживает те же кризисные явления, что и культура мировая. Это засилье «индустрии развлечений», усталость от постмодернизма, дегуманизация социума. Однако великое прошлое русской культуры с ее художественными ценностями, научными открытиями, нравственными традициями, дает основание для надежды и оптимизма. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте языческую культуру восточных славян. 2. Как отразилось христианство на развитии русской культуры? 3. Какие виды искусства получили развитие на Руси в XI-XIII веках? 4. Какую роль играл монастырь в древнерусской культуре? 5. Как отразилось монголо-татарское нашествие на русской культуре? 6. Объясните, что означает фраза – «Москва – третий Рим». 7. Как православие повлияло на развитие искусства эпохи средневековья? 8. Как отразились петровские реформы на развитии русской культуры? 9. Назовите художественные стили в русской культуре XVIII века. 10. Какими отличительными чертами обладала русская культура «золотого века»? 11. Какими отличительными чертами обладала русская культура «серебряного века»? 12. Какими характерными чертами обладала культура советской эпохи? 13. Назовите основные тенденции в развитии современной культуры России. 14. Какие процессы осуществляются в современном российском образовании? 15. В чем заключаются кризисные явления в культуре современной России?
|