КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неолитическая революция- переход от присваивающего хозяйства (охота,собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство), совершившийся в эпоху неолита.Пантеон (греч. pan – все, theos - бог) – совокупность всех богов той или иной политеистической религии. Полис – город-государство, гражданская община – форма социально-политической организации, характерная для античного мира. Политеизм ( греч. рoly – множество, theos - бог) - многобожие. Наиболее распространенный в древности тип религии, существовавший у египтян, греков, римлян, германцев, славян и других народов. Политеистических религий немало и сегодня (индуизм, синтоизм и др.). Понтифик – 1) жрец римского языческого культа; 2) один из титулов Папы Римского как главы Римской католической церкви Постмодернизм (постсовременность) – состояние современной культуры, характеризующееся отсутствием организующего начала, радикальным плюрализмом нравственных, эстетических оценок, смешением стилей и жанров. Потлач (с чинукского языка “кормить”, “расходовать”) – обмен между различными племенами и иными объединениями людей, лежащий воснове экономических и социальных отношений первобытного общества;наблюдается у многих народов мира. Принципат (от лат princeps – первый) – система политической власти, существовавшая в Римской империи в I – II в.в. и представлявшая собой монархию с элементами республиканской формы правления; император считался “первым” гражданином, исполнителем традиционных для Рима республиканских должностных функций. Просвещение – интеллектуальное движение в европейской и американской культуре XVIII в., утверждающее абсолютную ценность разума, науки и необходимость распространения научных знаний как основы общественного прогресса. Протестантизм – одно из основных направлений христианства (наряду с православием и католичеством), в котором утверждаются принцип всеобщего священства, приоритет веры над обрядом и исключительная значимость Библии как источника вероучения. Раскол – регилиозно-политическое движение в России XVII в., в ходе которого произошло разделение православной церкви на официальную («никоновскую») и старообрядческую. Реализм – художественный принцип, предполагающий воспроизведение искусством действительности в в формах самой действительости. Реформация – религиозно-политическое движение в Европе XVI в., оппозиционное католической церкви, в результате которого сложился протестантизм. Рококо (франц. rococo –вычурный, причудливый) – художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в.; последняя фаза развития барокко, но если барочная пышность и декоративность напряжена и динамична, то для рококо характерна нежность и расслабленность. Романтизм – художественная концепция, утверждающая идеализацию действительности в произведениях искусства. Салят (тюркск. намаз) – ежедневная пятикратная молитва мусульманина. Сансара (санскр. «странствование») – одно из основных понятий индийского религиозно-философского сознания, означающее безначальное и бесконечное перевоплощение живых существ, «круг перерождений». Саум – мусульманский пост в месяц рамадан. Секуляризация (лат. saecularis – мирской, светский) – отход от религиозной веры и церкви, обмирщение индивидуальной и общественной жизни; в узком смысле – изъятие церковного или монастырского имущества в пользу государства. Синкретизм – смешение, недифференцированное единство форм и элементов культуры. Субкультура - культура отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающая в себе отличие их образа жизни, мышления и поведения от общепринятых культурных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, религиозной секты и др.). Сциентизм - абсолютизация роли науки в культуре и общественной жизни. Табу – строгие запреты на те или иные виды деятельности, предметы, пищу и т.п., основанные на авторитете священной традиции. Таинство – священное символическое действие в христианском культе, через которое невидимым образом передается человеку благодать Святого Духа. Теократия (от греч. theos – бог, kratos – власть) – форма правления, при которой власть в государстве находится в руках жречества, духовенства, главы церкви. Тотемизм – первобытная форма религии, основанная на вере в существование кровнородственной связи между человеческим коллективом (родом) и тотемом (мифологическим предком, выступающим обычно в образе животного). Универсалии культурные – общие для всех национальных и локальных культур элементы, в которых выражаются общечеловеческие ценности и идеалы. Фетишизм – одна из форм первобытной религии, связанная с почитанием предметов, наделяемых сверхъестественной силой. Францисканцы – члены нищенствующего католического монашеского ордена, основанного Франциском Ассизским в 1207-1209 г.г.; другое название – Орден меньших братьев. Хаджж – паломничество мусульманина в Мекку, свершаемое в соответствии с определенным ритуалом. Хиджра (араб. «бегство») – переселение Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Ясриб (Медину) – событие, ставшее началом мусульманского летоисчисления. Целибат – обет безбрачия духовенства в католической церкви. Цивилизация (лат. Civilis – гражданский, общественный, государственный) – 1) исторический процесс совершенствования общества (Гольбах); 2) образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган); 3) матриальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель и др.); 4) последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры (Шпенглер); 5) любой отдельный социокультурный мир (Тойнби). Шариат – общие положения мусульманского права и образа жизни, основанные на Коране и Сунне. Шаманизм – комплекс представлений и обрядов, связанный с верой в способность шаманов посредничать между духами и людьми. Шахада - исповедание веры мусульманина: «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха». Эллинизм – период истории античности (IV – I в.в. до н.э.), связанный с распространением эллинской культуры на востоке (после завоеваний Александра Македонского) и на западе (после завоевания Греции Римом). Дополнительная литература Альбедиль М.Ф. Индуизм. - СПб., 2003. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. – М.:Наука, изд. фирма «Восточная литература». 1998. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. -М.: Наука, 2000. Бод П.-М. Христианство. – М.: Республика, 2003. Бродянский Д.Л. Человек. Культура. Общество. – Владивосток : Изд-во ДВГУ. 1995. Брюсова В.Г. Андрей Рублев. – М.: Искусство. 1995. Вебер А. Кризис европейской культуры. – СПб.: ТО «Пальмира». 1999. Васильев Л.С. Древний Китай. – М.: Высшая школа. 1995. Гимбутас М. Славяне. –М.: Центрополиграф. 2004. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 2005. Грюнбаум Г.Е. Классический ислам. -М.: Республика, 2004. Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки. – М.: Янус-К. 1997. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн.1-2. – М.: Искусство. 1996. Дюби Ж. Европа в средние века. – М.: Наука. 1995. Евдокимов П.Н. Православие. - М.: Логос, 2001. Егоров В.В. Золотая орда: мифы и реальность. – М.: Знание. 1996. Емельянов В.В. Древний Шумер: Очерки культуры. -СПб., 2001. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Изд-во «Восточная литература».1999. Каган М.С. Философия культуры. – СПб: Петрополис. 1996. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев, 1995. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в историю человеческой культуры. – М.: Наука. 1997. Кефели И.Ф. История науки и техники. – СПб.: Петрополис. 1995. Костомаров Н.И. Русские нравы. – М.: Просвещение. 1995. Крамер С.Н. Шумеры: первая цивилизация на Земле. -М., 2002. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Наука. 1998. Ли Генри Чарльз. История инквизиции в средние века. –Смоленск: Русич, 2002. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб.: Искусство, 2009. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение. 1996. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение. 1996. Майкопар А.Е. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. – М.: Искусство. 2008. Массе А. Ислам. -М.: Изд-во МГУ, 2002. Мень А. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. – М.: Сов-брит. Совместное предприятие «Слово».1991. Мистерия Дао. – М.: Сфера. 1996. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. –М.: Алгоритм, 2002. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб: Азбука: Издательский центр «Терра». 1995. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. 1998. Рапацкая Л.А. Художественная культура России: от Древней Руси к золотому веку. – М.: Вентана – граф. 2000. Рапацкая Л.А. История русской музыки. – М.: Гумм. Изд. центр ВЛАДОС. 2001. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. – М.: Политиздат.1989. Тарнас Р. История западного мышления. – М.: Изд.дом «Крон-пресс». 1995. Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек. – М.: ИНИОН. 1996. Тойнби А.Н. Цивилизация перед судом истории. – М.: Прогресс. Культура. 1995. Томас Э. Будда. История и легенды. –М.: Центрполиграф, 2003. Фроянов И.Я. Древняя Русь. – М.: Златоуст. 1995. Хейзинга И. Осень средневековья. Пер. с англ.- М.:Вентана. 2000.
|