Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Цвет, связанный с горением.




Значение «цвет, связанный с горением – цвет огня или поверхностей, освещённых огнём, вещества, охваченного огнём или раскалённого, цвет ожога, а также цвет молнии» реализуется у Цветаевой употреблением слов красный, малиновый, пурпуровый, пурпурный, алый, червонный, золотой, а также многочисленными метафорами и перифразами типа зажглась, горит, пожар, костёр, факел, петух, коралл. Слова собственно цветовой номинации представлены в таких контекстах:

1. Не красный пожар лесной…

2. На красных факелах жгуты

3. С красной молнией и громом…

4. Железом ты в меня впился,

Как огневая полоса

Под красными щипцами –

След твоих рук – на память!

5. И, всё уже отдав, сей чёрный столб

Я не отдам – за красный нимб Руана?

6. Огнепоклонник! Не поклонюсь!

В чёрных пустотах твоих красных

Стройную мощь выкрутив в жгут –

Мой это бьёт – красный лоскут?

7. Красною кистью

Рябина зажглась

8. Хворост – сер. Хочешь – ал?

Вместо хворосту – коралл.

9. А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

10. Под смуглыми веками –

Пожар златокрылый

11. Нагота ищет покрова,

Оттого так часто горят

Чердаки – часто и скоро –

Час, да наш в красном плаще?

12. Грязь явственно сожжена!

Дом – красная бузина?

Честь царственно спасена!

Дом – красная купина!

13. В сини волны в упор

Грудь высокую впёр.

Посерёдке – костёр,

Пурпуровый шатёр.

14. Жив! Не сожжён, а жгущ

Бьющ – такой огонь пурпурный

Лемноса.

15. То не два крыла –

В золотой костёр,

То Царевич наш

Две руки простёр,

Две руки свои разом поднял

В золотую зарю господню!

Примеры показывают, что в перифрастических обозначениях огня, содержащих слово красный, именной частью являются, как правило, названия конкретных предметов, одежды, плодов, построек и т.д.: красный шатёр, красный факел, красный лоскут, красный плащ, красная бузина и др., но наряду с такими перефразами типичны для Цветаевой и перефразы, отсылающие к традиционной библейской символике: красный нимб, красная купина. В таком словоупотреблении можно видеть одно из важнейших свойств цветаевской поэтики – представление символа материальной субстанцией.

В исследованных текстах не встретилось обозначение огня и его семантических производных словами рдяный, розовый, румяный, ржавый, рыжий, смуглый. Однако потенциально весь ряд цветообозначений с общей семантикой красного цвета соотносим с образами и символикой огня. Так, например, косвенное указание на огонь можно видеть в названии коней рыжий в поэме «Переулочки», поскольку кони в этом контексте могут интерпретироваться как демонические огненные кони – посредники между земным и небесным миром.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты