КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творчество подростка как педагогический феномен и объект театральной деятельностиДвижущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях [24, с.20]. Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, причем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересуют человечество на протяжении всего своего существования: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» [21]. Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Одно из ведущих мест в становлении личности занимает самооценка. Педагог должен помочь направить в нужное русло процесс формирования адекватной самооценки. Специальные психолого-педагогические исследования показали, что самооценка, принятие себя ребенком имеют большое значение для его полноценного развития, раскрытие способностей и возможностей [38]. Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Л.С.Выготский, А.В.Луначарский, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин. Они доказали специфику художественно-творческой деятельности ребенка в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития [38]. Понятие «творческая активность» определяется темпераментом, характером, волей и другими особенностями личности. Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, трудовой деятельности и общения. Творчество предполагает наличие у человека способности, мотивов, знаний и умений. Благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, новизной. Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть. Повсеместно отмечаемый факт ускорения развития современных детей не только не отменяет характерных для подросткового возраста противоречий, но даже, наоборот, углубляет некоторые из них. Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера, как известно, теснейшим образом связана с областью нравственных и эстетических чувств. Именно неразвитость сферы чувств нередко сопутствует серьезным нарушениям подростками этических норм. При существующих средствах массовой информации нынешний подросток многое может услышать, увидеть, узнать. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания, приобретает личностный смысл. А без этого, как утверждают психологи, нет и истинного познания. Зато при таких условиях возникает возможность иллюзорного знания, поверхностных суждений. Более того, подросток нередко многое из воспринятого принимает в готовом виде, присваивает чужие мысли и суждения (часто не отдавая себе в этом отчета) и начинает пользоваться ими как своими. Подобная «свобода» детских суждений рождает у некоторых взрослых неоправданные иллюзии по поду возможностей и истинных запросов современного подростка, которому, якобы, доступно и интересно все то, что он наравне со взрослыми смотрит в кино, по телевидению и т.п. Переоценка познавательных интересов и интеллектуальных сил современного подростка столь же неправомерна, как и недооценка его духовного, творческого, социального роста. Возраст 11-14-ти лет – это сензитивный период для развития творческого мышления. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. В подростковый период происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В данный период активно формируются теоретическое, абстрактное мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Занятия театром в подростковом возрасте направлены на: - освоение пластических возможностей подростка (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца); - знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи; - развитие творческого мышления подростка и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве («оценка факта», «вес», «мобилизация» и т.д.); - знакомство с драматургией как видом искусства; - участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля школы. Постижение языка театрального искусства наиболее плодотворно в сочетании восприятия театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в любом виде самодеятельности. Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок на магнитную пленку, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя. В работе над радиоспектаклем у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики. В подростковом возрасте все силы ребенка направлены на самоутверждение – вот где театральная деятельность выходит на первый план. Театр дает возможность самоутвердиться любому ребенку. При правильной организации воспитательной работы у школьников начинает определяться представление об идеале личности. Но складывающиеся внутренние предпосылки сами по себе к формированию позитивной самооценки не приведут, необходимо чтобы в самом воспитательном процессе создавались реальные ситуации для саморегуляции, необходимо следить, чтобы в творческом процессе, в творческом общении дети учились отдельным методам самопознания, самоанализа, самоконтроля. В процессе театральной деятельности можно выделить три основные задачи воспитания: 1. Воспитание положительного отношения к друзьям, родственникам, одноклассникам, взрослым. 2. Пробуждение гуманистических чувств. 3. Формирование позитивных представлений о себе. С точки зрения психологии для подростков характерны: эмоциональность, склонность к подражанию, стремление к массовым действиям. Этими особенностями определяется один из методов воспитания, заключенный в театральной деятельности – метод массового воздействия [30]. Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании – это драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является: уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности. Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как: - уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности; - приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни; - воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности; - приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого; - соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти; - развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»; - приучение детей к дисциплине и самодисциплине; - формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду; - расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни [24, с.22]. Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс. Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, школьная театральная педагогика преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами театрального искусства. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью. По мнению А.Зубова «акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистических ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека еще нет, и не предвидится. Всегда воспевалось коллективное творчество, а сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве» [24, с.22]. Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание – это богатый духовный пласт. В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания. Замечательное этому доказательство - слова Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… . Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» [24, с.23]. Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени.
|