Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Разнообразие и многообразие форм – условие эффективности процесса творческого развития подростка




Театр в учебном процессе рассматривается как синтетическое искусство наиболее полно «охватывающее» все сущностные качества личности в ее отношениях к миру, людям, себе.

Познавательная функция театра является одной из важнейших. Благодаря этой функции осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим.

Наряду с познавательной функцией театра существует ряд других. Театр – искусство коллективное: он моделирует межличностные взаимодействия, привлекая зрителя к сопереживанию и сотрудничеству в большей степени, чем другие искусства. Так коммуникативная функция театра способствует поддержанию целостности общества.

Игровая функция театра оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряженности.

Школьный театр обладает интегрированным подходом к воспитанию, образованию, развитию ребенка, т.е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны ,в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), с другой стороны - художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции.

Театральные подмостки предлагают воспитаннику проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения, подросток вовлекается в театрально-творческую деятельность. Сближение и соединение музыки, пластики, театра, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии, способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам излечиться от утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.

Педагогика сегодняшнего дня становится «театральной»: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию - всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству - с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

В младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не разделяет живое и неживое, одушевляя, «очеловечивая» вещи и явления действительности, игра - важнейший способ осмысления мира. На данном этапе театр служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирован на понимание языка культуры и природы.

Для среднего возраста характерен экспериментальный импульс, развитие речи и аналитического мышления, интерес к «мы» более чем к «я». В данном случае, в освоении историко-культурного материала, образов героев и эпох, актуален и соответствующий ход школьного театра, акцентирующего внимание на способах личностного вхождения в культурную эпоху. На этом этапе, когда синкретичность мировосприятия нарушается в пользу активного становления понятийного мышления, театр помогает в создании образов культуры, исторически сменяющих друг друга картин мира.

В старшем (юношеском) возрасте актуальны проблемы самосознания, вопросы отношения в системе «я и мир», акцентируется задача социокультурной самоидентификации личности, вопросы ценностных смысложизненных ориентиров в современном мира. Возникает необходимость получения целостного представления о мире и ощущения себя в нем. В этот возрастной период, когда активны процедуры самосознания, театр работает для разрешения проблемы «я и мир».

Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы [3, с.105].

Работа школьного коллектива должна быть организована «по законам жанра», т.е. методически грамотно решается каждый из этапов художественно-эстетической работы с детьми в процессе организации коллектива, подбора репертуара и т.д. Целостный учебный процесс с неизбежностью обращается к методике школьного театра, которая имеет своим предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество играющего ребенка и педагога-режиссера.

Организация работы над спектаклем - сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты:

- режиссерско-педагогический замысел,

- создание сценария,

- актерское мастерство,

- партитура спектакля,

- репертуар школьного театра.

Режиссерско-педагогический замысел - это нравственная, эстетическая, педагогическая идея-образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, ценностного осмысления ожидаемого результата. В школьном театре он творится коллективно и раскрывается путем игры, совместного действия.

Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Приемы погружения в условную среду, в соответствии с замыслом и избранной темой, многообразны, и их выбор определяется не столько особенностями материала, сколько качествами личности педагога-режиссера, его эрудицией, стилем педагогического общения, способностью «чувствовать» детский коллектив.

Компоненты методики школьного театра (режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра) корректируются, уточняются структурно и содержательно в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Принципы репертуарной политики школьного театра:

- принцип соответствия материала непосредственному жизненному интересу, кругу проблем, живо волнующих подростков, участников театрального коллектива и будущих зрителей;

- принцип соответствия избранного текста возможностям детей;

- принцип соответствия избранного материала педагогической художественно-эстетической задаче школьного театра;

- принцип соответствия материала идее целостного развития личности, возможность развернуть в нем спектр развиваемых способностей: интеллектуальных, моторных, творческих, речевых и т.п.

Работу школьного театра целесообразно строить в трех последовательных (а при готовности педагога-режиссера и «актеров» - параллельных) этапах выбора репертуара:

- остроактуальные художественные композиции, которые корректируются, уточняются всем коллективом в процессе работы;

- сочиненные в сотворчестве ребенка и взрослого сценарии по материалам учебных курсов истории, мировой художественной культуры, литературы, исторического краеведения;

- отрывки из классических драматургических текстов (Эсхил, Шекспир, Брехт, Островский, Чехов, Гумилев и др.), также коллективно избранные, интересные детям, хронологически и проблемно связанные с учебным материалом.

Работа над актерским мастерством есть не что иное как развитие способности владеть своим телом, выразительным жестом, голосом, пластикой. Обучение некоторым артистическим приемам ориентировано задачей становления личности ребенка, помогать, стимулировать этот процесс. Актеры, работая над разными ролями, начинают лучше понимать значение человеческих поступков и в самой жизни тоньше улавливать внутренний смысл и разнообразие оттенков речи окружающих, вернее оценивать собственные действия и действия других людей. Вместе с ролью усваиваются и определенные социальные стереотипы. Актер, прожив роль, лучше осознает общественный смысл действий своего персонажа, а, соответственно, и свой собственный.

По системе Станиславского актер должен максимально вжиться в свой персонаж, знать его глубоко. Освоение роли должно пройти 3 стадии: познавание – скрупулезное изучение персонажа, переживание – строительство образа на материале собственных чувств и воплощение – внутренняя готовность актера жить душевным миром своего героя. Во время спектакля требуется максимальное слияние с образом. По мнению Станиславского психотехника обучает реалистическому поведению на сцене и служит не для заучивания поз и мизансцен, а для проживания актером каждый раз заново каждого фрагмента спектакля [30].

В ходе поисков выразительных средств воплощения пространственно-временного образа спектакля участники коллектива выбирают и используют возможности света, музыки, пластики, декораций. костюмов, вещей (реквизита).

Сценическая площадка школьного театра - условное пространство, которое может быть организовано (так в современной практике) в любом помещении школы (класс, рекреация, но главное - актовый зал). Сценические законы в школьном театре интерпретированы в русле собственно-педагогических задач.

Деятельность педагога-режиссера школьного театра определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Это личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

Таким образом, школьный театр дает возможность воспитанникам приобщиться к сценическому искусству, потому что накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка происходит через знакомство с театрально-творческой деятельностью на основе интеграции искусств. Воспитанник становится более раскрепощенным, контактным, эмоционально отзывчивым, тоньше чувствует и понимает окружающий мир.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты