Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Освидетельствование




 

Нормативная основа: ст. 164 - 170, 179, 180, 290 УПК.

Освидетельствование - это следственное действие, состоящее в ос­мотре живого человека. Освидетельствование - разновидность осмотра, объектом которого является человеческое тело.

Основанием для проведения освидетельствования выступают сведе­ния (фактические данные) о том, что на теле человека, вероятно, имеются: а) особые приметы (напр., шрамы, татуировки); б) следы преступления (напр., микрочастицы); в) телесные повреждения (напр., побои, раны, ца­рапины),.а также о том, что состояние организма и другие присущие ему признаки (напр., состояние опьянения, рост, вес, следы от инъекций, ост­рота зрения) имеют значение для дела. В совокупность сведений, обра­зующих основания для освидетельствования, может войти оперативно-розыскная информация, не противоречащая уголовно-процессуальным до­казательствам.

К освидетельствованию прибегают, если для достижения его целей -отыскания названных следов, примет, признаков или определения состоя­ний - не требуется судебно-медицинской экспертизы. Критерием разграни­чения освидетельствования и экспертизы выступает степень специальных познаний, необходимая для правильного фиксирования следов на теле или состояний организма, а также наличие или отсутствие потребности в про­ведении исследования. Например, для отыскания на теле подозреваемого следов от инъекций достаточно освидетельствования с участием специали­ста-медика. Основания для назначения судебно-медицинской экспертизы появляются, если кроме факта наличия следов требуется определить их ка­чественные характеристики, не могущие быть установленными путем ви­зуального наблюдения. Освидетельствование может предшествовать про­изводству экспертизы.

Перед освидетельствованием не ставится цель обнаружения и изъя­тия на теле человека каких-либо предметов. Это задача личного обыска. Вместе с тем, если такие предметы все же будут обнаружены, они подле­жат изъятию, о чем делается отметка в протоколе.

Решение о производстве освидетельствования оформляется поста­новлением.

Освидетельствованию могут быть подвергнуты: обвиняемый, подоз­реваемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия. Лица, не имею­щие процессуального статуса при производстве по уголовному делу, не освидетельствуются.

Освидетельствование обеспечивается принуждением. Постановление следователя обязательно для обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего. Для свидетеля оно обязательно лишь при условии, что является средством проверки его показаний. Если достоверность показаний свидетеля сомне­ний не вызывает, или может быть исчерпывающе проверена иным путем, освидетельствование данного участника процесса недопустимо. (Напри­мер, свидетель показал, что с расстояния десяти метров не смог различить регистрационный номер автомобиля. Из истории болезни видно, что он страдает сильной близорукостью). Мотивы освидетельствования свидетеля должны быть изложены в постановлении с указанием конкретных сведе­ний в его показаниях, нуждающихся в проверке их достоверности.

В случае неисполнения участниками процесса требования подверг­нуться освидетельствованию, для которых (в том числе и для свидетелей) оно является обязательным, к ним возможно применение физической си­лы. Физическое воздействие может быть оказаносотрудниками милиции, не являющимися участниками освидетельствования. Однако такое прину­ждение должно отвечать определенным условиям. Во-первых, оно являет­ся крайней мерой, к которой следует прибегать в исключительных случаях, после исчерпания мер убеждения. Во-вторых, должно быть минимально необходимым, не причиняющим унижение чести и достоинству личности, вреда здоровью, и не носящим характер насилия. В-третьих, должно диф­ференцироваться с учетом процессуального положения освидетельствуемого и его позиции в деле. Назначению и принципам уголовного судопро­изводства не противоречит принятие решения об отказе от производства освидетельствования потерпевшего или свидетеля (при наличии основа­ний) ввиду невозможности его реального исполнения без нарушения на­званных условий.

Освидетельствование, т.е. осмотр тела или проверка состояния орга­низма производятся лично следователем, в чем ему могут оказать содейст­вие врач или другой специалист.

Освидетельствование производится без участия понятых, если сле­дователь по ходатайству лиц, участвующих в данном деле, или по собст­венной инициативе не примет иное решение (ч. 1, 2 ст. 170 УПК).

При освидетельствовании лица другого пола следователь не присут­ствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данною лица. В этом случае освидетельствование производится врачом.

Понятие «обнажение» является оценочным. Выбор следователем правильного пове­дения (удалиться или присутствовать при освидетельствовании лица дру­гого пола в конкретной ситуации) - вопрос скорее нравственный, чем правовой. Исчерпывающих законодательных критериев здесь быть не может. Следователь должен исходить из общих, желательно самых консерватив­ных представлений о нравственности. Согласие освидетельствуемого на присутствие следователя другого пола не имеет правового значения, по­скольку закон охраняет публичный интерес. Специалист-врач может быть любого пола.

Освидетельствование лица, в отношении которого вынесено поста­новление о возбуждении уголовного дела, возможно до получения согла­сия прокурора на возбуждение дела. Такое освидетельствование следует рассматривать как исключительное, поскольку на этом этапе лицо не имеет процессуального статуса подозреваемого. Освидетельствование иных лиц до начала производства предварительного расследования, полагаем, до­пустимо только с их согласия. До вынесения постановления о возбуждении уголовного дела освидетельствование не производится.

Протокол освидетельствования составляется по тем же правилам, что и протокол осмотра. В протокол может включаться частичное описа­ние одежды освидетельствуемого лица, если имеющиеся на ней особые признаки (порезы, кровь, красители, иные посторонние вещества) совпа­дают по своему характеру и локализации с повреждениями, обнаруженны­ми непосредственно на теле. Протокол освидетельствования, проведенного врачом в отсутствие следователя, составляется следователем с его слов. Дополнительные средства фиксации (фотографирование и др.) применя­ются при этом только с согласия освидетельствуемого.

 

 

Допрос

 

Нормативная основа: ст. 164 -170, 173, 174, 187 - 191, 275 - 282 УПК.

Допрос- это следственное действие, состоящее в получении показа­ний подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и эксперта.

Основаниемдля вызова и допроса любого лица в качестве свидетеля является наличие сведений (фактических данных), позволяющих полагать, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значе­ние для расследования и разрешения уголовного дела. В совокупность фактических данных для принятия решения о допросе входят как доказа­тельства, так и сведения оперативно-розыскного характера. Закону не про­тиворечит принятие решения о вызове лица для допроса в качестве свиде­теля на основе одной лишь негласной оперативной информации. Основа­нием для допроса лица в качестве потерпевшего - физического лица явля­ется наличие фактических данных о причинении ему преступлением физического, имущественного или морального вреда. Сведения, которыми рас­полагает потерпевший, во всех случаях имеют непосредственное - значение для дела. Основанием для допроса эксперта является наличие в ранее дан­ном им заключении таких неясностей, устранение которых возможно без проведения дополнительного исследования.

Основанием для первичного допроса подозреваемого или обвиняе­мого является сам факт постановки их в соответствующее процессуальное положение. Основанием для повторного допроса подозреваемого или об­виняемого являются сведения о том, что им известны фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, либо их ходатайство. По­вторный допрос по тому же самому обвинению обвиняемого, отказавшего­ся от дачи показаний, возможен только по ходатайству.

Решение о производстве допроса не требует оформления. Однако при необходимости сделать акцент на привлечении лица к уголовно-процессуальной деятельности именно в качестве свидетеля и на наличии для этого оснований возможно вынесение мотивированного постановления.

Местом производства предварительного следствия являются кабинет следователя, место происшествия или обнаружения следов преступления, а также любое иное место, связанное с расследованием. Местом нахождения допрашиваемого являются его жилище, служебное помещение и т.д. Свиде­тель, потерпевший и эксперт не имеют права отказаться от дачи показаний под предлогом нахождения вне места следствия. Вхождение в жилище для допроса возможно исключительно с разрешения проживающих в нем лиц.

Продолжительность допроса определяется временем, необходимым и достаточным для получения от допрашиваемого в разумном режиме све­дений, имеющих значение для дела. Искусственное затягивание допроса до предельных сроков может иметь признаки необоснованного удержания лица в правоохранительном органе, что рассматривается как проявление уголовного преследования лица, формально занимающего статус свидете­ля. В случае медицинских показаний продолжительность допроса устанав­ливается на основании заключения врача.

В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на до­прос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения.

Привод является обоснованным при соблюдении двух обязательных условий: 1) наличие документально подтвержденных достоверных сведений о том, что повестка свидетелем по­лучена; и 2) наличие фактических данных, дающих основание усматривать в его поведении умышленное безмотивное уклонение от явки по вызову. Право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников не снимает со свидетеля обязанности явиться по вызову на допрос. Дача показаний и допрос - понятия не тождественные.

Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию но месту его работы или учебы. Вызов таких лиц напрямую осуществляется в слу­чаях, когда посредники прямо заинтересованы в исходе дела или могут оказать на несовершеннолетнего неблагоприятное воздействие, а также ко­гда они не в состоянии передать информацию о вызове и обеспечить явку.

Допрашиваемому запрещается задавать наводящие вопросы. Наво­дящими принято считать вопросы, в которых содержится ответ или ин­формация для его формулирования.

По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого ли­ца в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном де­ле и по окончании предварительного следствия опечатываются. Решение о применении технических средств для дополнительной фиксации хода до­проса объявляется допрашиваемому, для которого оно является обязатель­ным. Отказ свидетеля и потерпевшего от дачи показаний исключительно по причине нежелания подвергаться аудио- или видеозаписи не влечет на­ступление уголовной ответственности и не может быть преодолен прину­дительно. Результаты применения технических средств являются прило­жением к протоколу допроса и самостоятельного доказательственного зна­чения, по общему правилу, не имеют.

Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе, но при этом не вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его отве­ты. Адвокат допускается к участию в допросе свидетеля по предъявлении удостоверения и ордера. Свидетель и адвокат не имеют права ходатайство­вать об объявлении перерыва в допросе для проведения свидания наедине и конфиденциально. Ходатайство свидетеля об отложении допроса но причи­не неявки избранного им адвоката не обязательно для следователя.

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со статьями 166 и 167 УПК и приложениями.

Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той по­следовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол запи­сываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следова­телем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указани­ем мотивов отвода или отказа.

Ненормативная лексика (нецензурные выражения) в протоколе до­проса не приводятся. Многолетней практикой выработаны следующие ре­комендации: «если допрашиваемый употребляет нецензурные слова сам, то ему следует предложить выразить свои эмоции и изложить имеющуюся у него информацию другим способом. Если же допрашиваемый сообщает о сквернословии кого-то другого, то в протоколе следует записать пример­но так: «Иванов выразился нецензурно». Однако при этом, полагаем, поня­тие «нецензурные выражения» не должно истолковываться слишком ши­роко. Интересы установления события преступления в ряде случаев тре­буют максимально дословного изложения угроз или иных высказываний.

Дача свидетелем показаний может сопровождаться выполнением ка­ких-либо рисунков, схем, графиков. Целесообразно это делать на отдель­ном листе, озаглавленном, например: «План местности, примыкающей к месту происшествия, изображенный свидетелем Андреевым». В дальней­шем рисунок подписывается свидетелем и следователем и служит прило­жением к протоколу. Схемы и рисунки могут быть также изготовлены со слов допрашиваемого непосредственно следователем.

Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрас­те от четырнадцати до восемнадцати лет, проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Педагог, участвующий в до­просе несовершеннолетнего, должен быть, как правило, специалистом в области соответствующей детской возрастной категории. В качестве педа­гога приглашаются лица, имеющие специальное образование или длитель­ный стаж трудовой деятельности в области детской педагогики. В соответ­ствии с п. 12 ст. 5 УПК законными представителями являются - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозревае­мого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или ор­ганизаций, на попечении которых он находится.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты