Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТЕМА 1: Виды доказательств в уголовном процессе и средства их собирания




Понятие доказательств. Согласно ч. 1 ст. 74 УПК РФ ими являются любые све­дения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, оп­ределенном Уголовно-процессуальным кодексом, устанавливает наличие или от­сутствие обстоятельств, подлежащих до­казыванию при производстве по уголов­ному делу (они перечислены в ст. 73 УПК и образуют в совокупности предмет дока­зывания), а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Такое определение понятия доказатель­ства по уголовному делу само по себе не вызывает особых возражений, тем более что оно используется в теории уголовного процесса уже много десятков лет и про­шло проверку временем. Однако законо­датель, отталкиваясь от данного опреде­ления и не отграничив его от понятия источника доказательств, также использу­емого в процессуальных нормах, пытает­ся перечислить в законе виды доказа­тельств, что приводит к очевидной пута­нице. Так, согласно ч. 2 ст. 74 УПК в качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняемо­го; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта;
3.1) заключение и показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы следственных и судебных дейст­вий; 6) иные документы.

Если проследить за "ходом мысли" зако­нодателя, то отнесение к доказательст­вам первых четырех видов представляет­ся логичным. Ведь показания подозрева­емого, обвиняемого, потерпевшего, свиде­теля, эксперта, специалиста - это и есть сведения об обстоятельствах дела, сооб­щенные указанными лицами на допросе (ст. ст. 76 - 80 УПК).

Признавая же в ст. 81 УПК вещественны­ми доказательствами "любые предметы... которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установле­ния обстоятельств уголовного дела", зако­нодатель вступает в противоречие с положением ч. 1 ст. 74 УПК, по смыслу которого любое доказательство - это не человек и не предмет, а сведения о пре­ступлении и других обстоятельствах уго­ловного дела, содержащиеся в памяти конкретного человека или сохранившиеся на конкретном предмете.

Аналогичное противоречие обнаружива­ется и при анализе текста пп. 5 и 6 ч. 2 ст. 74 УПК: доказательством, опять-таки исходя из смысла ч. 1 этой статьи, следу­ет считать не сами протоколы следствен­ных и судебных действий, а содержащи­еся в них сведения. А далее в ст. ст. 83 и 84 УПК обнаруживаем, что "протоколы... допускаются в качестве доказательств, если...", "иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для уста­новления обстоятельств, указанных в ст. 73 настоящего Кодекса".

Возникает закономерный вопрос: что же все-таки авторы нового УПК относят к доказательствам - сами предметы, прото­колы и иные документы или сведения, носителями которых они являются?

В. Зажицкий попытался ответить на не­го следующим образом: "В приведенной статье закона сформулировано так называемое двойственное понятие доказа­тельств: с одной стороны - это сведения, с другой - их процессуальные источни­ки"1. В принципе, подобная точка зрения на понятие доказательств, как и другая, противоположная ей, согласно которой доказательство - это единство фактичес­ких данных, т. е. сведений и их источни­ков2, существует давно. Ряд ученых - сто­ронников второй точки зрения - включает в понятие доказательства еще и порядок, процедуру собирания доказательств, без соблюдения которых сведения о преступ­лении не могут стать допустимыми дока­зательствами.

Представляется, что хотя само доказа­тельство неразрывно связано с его источ­ником, поскольку оно не существует без процессуальной формы и может быть использовано только при условии соблю­дения установленной законом процедуры, все же источник доказательств, способы и порядок его собирания находятся за рамками понятия доказательства.

Итак, доказательство совершенно верно определено в УПК РФ как сведения, т. е. информация, об обстоятельствах преступ­ления, по поводу которого расследуется или рассматривается судом уголовное дело, полученные лицом, производящим расследование, либо судом в ходе до­проса граждан, проведения других след­ственных и судебных действий, ознаком­ления с документами и предметами, приобщенными к делу.

Физическим (материальным) носителем этих сведений могут быть: 1) человек, вы­ступающий по делу в качестве участника процесса - подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, спе­циалиста; 2) неодушевленный предмет – труп человека или животного, их матери­альные следы, одежда, транспортные средства, оружие и т. д.; 3) документы – бумаги, фотографии, аудио-, кино-, видео­записи, иные носители информации. Если следователю, суду известны люди, неоду­шевленные предметы или документы, обладающие информацией об обстоя­тельствах преступления, это еще не озна­чает, что данная информация стала дока­зательством. Для того чтобы стать дока­зательством, сведения должны быть собраны в установленном уголовно-про­цессуальным законом порядке, а именно путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотрен­ных УПК, результатом которых должны стать процессуальные акты, - например, протоколы допросов, других действий, постановления о приобщении к делу предметов в качестве вещественных до­казательств и т. д. Только в этом случае информация становится доказательством.

Процессуальным носителем информа­ции, полученной и приобщенной к делу в виде доказательства, или по другой, бо­лее принятой в теории уголовного про­цесса терминологии, источником доказа­тельства выступают не сами люди или предметы, а процессуальные акты, в ко­торых зафиксированы сообщенные ими или обнаруженные на них сведения, име­ющие значение для дела. Исключение здесь составляют документы, для кото­рых физический (материальный) и про­цессуальный носители сведений нередко совпадают - это, к примеру, приобщенная к делу бумага, сохранившая на себе зна­ковую информацию.

Таким образом, если само доказатель­ство - это сведения, то источник доказа­тельства - это процессуальная форма, в которой закреплены, изложены данные сведения. И соотносятся указанные по­нятия так же, как содержание и форма. Доказательство и его источник - разные понятия, поскольку в первом случае речь идет об информа­ции, а во втором - о носителе этой ин­формации. С другой стороны, информа­ция, сведения не могут существовать автономно, в отрыве от своего носителя. Способы и порядок собирания, закрепле­ния и проверки доказательств определя­ют не содержание сведений и даже не форму, а их юридическое свойство – допустимость, позволяющее оперировать ими в процессе доказывания. К примеру, протокол допроса может подробно и пра­вильно отражать показания свидетеля, быть прекрасно оформлен, но сам до­прос произведен с грубым нарушением установленной законом процедуры. По­этому можно говорить о неразрывной связи между доказательством, его источ­ником и процедурой извлечения сведе­ний из их физического (материального) носителя. Но никак - о том, что все пере­численное охватывается одним понятием доказательства.

Значение разграниче­ния понятий. Во-первых, сам законодатель одним из спо­собов проверки доказательств называет в ст. 87 УПК "установление их источни­ков". Следовательно, чтобы правильно применять данную норму закона и обес­печить проверку доказательств, необхо­димо знать, что же является их источни­ком.

Во-вторых, такое разделение позволит органам предварительного расследова­ния и суду правильно излагать доказа­тельства, положенные в основу соответ­ствующего обвинения и приговора, не подменяя содержание формой, а значит, правильно воспринимать выводы, содер­жащиеся в этих документах, теми лица­ми, которые с ними знакомятся (обвиняе­мый, осужденный, потерпевший, государ­ственный обвинитель, вышестоящий суд и т. д.).

В подтверждение сказанному часто привожу такие примеры.

Следователь в обвинительном заключе­нии, а затем и судья в приговоре пере­числяют доказательства, указывающие на вину обвиняемого, подсудимого: сначала тот дал "признательные" показания на до­просе в качестве подозреваемого, затем признал вину в предъявленном обвинении и дал аналогичные показания на допросе в качестве обвиняемого, затем подтвер­дил свои показания на дополнительном допросе, то же самое показал в судебном заседании. Создается впечатление, что речь идет, как минимум, о четырех само­стоятельных доказательствах, положенных в основу обвинения и приговора. А по существу, это лишь четыре источника одних и тех же сведений, сообщенных лицом, совершившим преступление. Похожая ситуация возникает и в тех слу­чаях, когда подозреваемый, обвиняемый повторяет свои показания в ходе других следственных действий - очной ставки, следственного эксперимента, проверки показаний на месте и т. д. В любом случае результаты подобных следственных действий могут приобрести значение самостоятельных доказательств лишь тогда, когда "в ходе этих действий получены какие-либо новые данные либо подтверждены (или опровергнуты) преж­ние... Если же никаких новых данных не получено и все сведется к тому, что при выходе на место обвиняемый просто по­вторит показания, которые дал на допро­се, это останется тем же признанием". Попытки пред­ставить результаты таких следственных действий как отдельные самостоятель­ные доказательства "приводят к созда­нию искусственного обманчивого впечат­ления о наличии совокупности доказа­тельств и таким образом искажают оцен­ку доказательств, создают почву для судебной ошибки".

 

Статья 164. Общие правила производства следственных действий

 

1. Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей (При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.), 179 (освидетельствование), 182 (обыск) и 183 (выемка) настоящего Кодекса, производятся на основании постановления следователя. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

2. В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, следственные действия производятся на основании судебного решения.

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;

7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; (п. 8 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

3. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

4. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

5. Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 настоящего Кодекса, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

6. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

7. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

8. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

 

Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

 

1. Следователь в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

2. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

3. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.

4. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

5. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

 

Статья 166. Протокол следственного действия

 

1. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

3. В протоколе указываются:

1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

4. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

5. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

6. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

7. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

8. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

10. Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с настоящим Кодексом их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты