КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПИСЬМО КОЛХОЗНЫМ РЕБЯТАМ
Дорогие ребята-колхозники! Шлю вам к двадцатой годовщине Советской власти свой большевистский привет. Горячо желаю, чтобы росли вы достойными гражданами нашей великой Родины, чтобы дело Ленина вы умели довести до конца. В прежние времена, когда хозяевами были помещики и капиталисты, крестьяне возлагали обычно надежды либо на господа бога, либо на «доброго барина». Попы были слугами помещиков и капиталистов. Они учили народ тому, что было выгодно помещикам и капиталистам. В первую очередь они учили крестьян и рабочих, что «господь терпел, да и нам велел», учили терпеть угнетение, нищету, бесправие. Уверяли, что где-то далеко, на небе, есть царствие небесное. Наши летчики освоили небо и никаких богов, никаких небесных царств там не нашли. Все знают теперь, какой обман все эти поповские россказни. И ангелов никаких не найдено на небе. Попы учили, что надо на бога надеяться. Он, дескать, все устроит. Темные крестьяне надеялись на бога, надеялись также на добрых бар. Какая-нибудь темная старуха другой раз дожидалась, что «вот приедет барин, барин нас рассудит». Но добрые баре на помощь им не приходили, а все соки из них выжимали. Помещики и капиталисты грабили не только рабочих и крестьян своей страны. Они грабили также рабочих и крестьян более отсталых стран. В 1914 г. поссорились между собой капиталисты и помещики из-за того, кому какую страну грабить. Начали войну, которая принесла страшное разорение, загубила миллионы людей. Спросите своих отцов и матерей, они расскажут вам про эту грабительскую войну. Никогда не забудут трудящиеся этой кровавой бойни. Большевики бросили клич: «Долой войну!», «Долой помещиков и капиталистов!», «Да здравствует дружба всех народов, да здравствует Интернационал!» Великая Октябрьская революция сбросила у нас в России власть помещиков и капиталистов. Власть перешла в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Долго не сдавались помещики, капиталисты и их прислужники, долго не сдавались богатеи, кулаки – все те, кому сладко жилось при царе, помещиках и капиталистах. Долго шла гражданская война, пока, наконец, окончательно не укрепилась Советская власть. Стала расти промышленность, улучшалось сельское хозяйство, жизнь становилась зажиточной, росла культура, крепла Красная Армия. Одно из самых больших достижений Советской власти – это укрепление колхозного хозяйства. В колхозах земля, машины общие. Сделать сельское хозяйство колхозным было заветным желанием Ленина. Ленин все время учил рабочих и крестьян дружно работать, помогать друг другу устраивать светлую, просвещенную жизнь, где бы все жили в довольстве, где никто бы не наживался на труде другого. Он горой стоял за колхозы. Когда умер Ленин, дело его стала продолжать партия. Широко стала у нас развиваться колхозная жизнь, по-новому пошла работа. Машины стали работать на полях, сознателен стал народ. Дорогие ребята-колхозники, продолжайте дело Ленина, делайте все, что можно, для того, чтобы жизнь для всех становилась все более светлой, культурной, зажиточной. Побольше читайте, хорошенько учитесь – много надо вам знать. Учитесь жить как можно дружнее, помогая друг другу в работе, в учебе. Надо, чтобы было настоящее товарищество между вами, между ребятами разных национальностей, между мальчиками и девочками, между старшими ребятами и младшими. Более сильные, более знающие, более умелые должны помогать тем, кто слабее, кто меньше знает. Надо также, чтобы была забота об общем имуществе. Видят ребята – забор завалился, надо поправить; видят – бумага грязная набросана, надо убрать; видят – огонь зря горит, надо потушить; видят – малыша кто-нибудь обижает, надо заступиться; видят – неграмотный, надо обучить грамоте. Надо помогать старшим, надо учиться, надо вглядываться и вдумываться в жизнь, распознавать, кто друг Советской власти, кто враг. Надо крепкую волю иметь, уметь самим с собой справляться, быть выдержанными, стойкими, мужественными, готовыми к труду и обороне. Привет вам, родные ребята! 1937 г.
К ЛЕНИНСКИМ ДНЯМ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ)
В номере «Правды» помещено сообщение о постановлении президиума Моссовета о детских комнатах и красных уголках в жилых домах. Оно говорит следующее: «В связи с реорганизацией управления жилыми домами некоторые районные советы Москвы ликвидируют существующие в домах детские комнаты и красные уголки, заселяя их жильцами и занимая под разные учреждения. Подобные действия, несомненно, разваливают культурную работу, ведущуюся домоуправлениями среди жильцов и их детей, свертывают массово-политическую работу, которая имела огромный размах во время избирательной кампании по выборам в Верховный Совет СССР. Считая это явление совершенно недопустимым, президиум Московского совета специальным постановлением категорически запретил использовать детские комнаты и красные уголки не по прямому назначению. Председателям районных Советов, допустившим ликвидацию этих культурных очагов, предложено восстановить их не позднее 1 февраля нынешнего года. При повторении подобных случаев председатели райсоветов будут привлечены к персональной ответственности». Это постановление показывает громадную заботу о культуре, о детях. Ребята не могут ограничиться только выражением благодарности президиуму Моссовета. Я не сомневаюсь, что все ребята – и пионеры и непионеры – ответят на это постановление делом и что пионеры станут настоящими застрельщиками в деле обслуживания детских комнат и красных уголков, проявят большую инициативу и активность в этом деле. Я была как-то в Московском городском доме пионеров и октябрят (Москва, пер. Стопани, д. № 6). Там очень все хорошо и красиво, очень много кружков с хорошими руководителями, дом посещает много ребят. Меня, однако, огорчило, что ребята ничего не рассказали мне о своей общественной работе. Мне показалось даже, что они мало интересуются этой работой. А ведь, не ведя общественной работы, не станешь ленинцем. Ко мне приходит много писем от ребят; ребята иногда присылают мне свои рассказы и стихи. Им нужна литературная помощь в их работе, нужны советы. И вот я обратилась в литературный кружок Дома пионеров с просьбой помочь мне в этом деле. Вчера я получила от них такое письмо. «Это Вам пишут ребята из литературной студии Московского дома пионеров. Просьбу мы Вашу исполнили. Стихи Сережи Кузнецова из Сядемской школы, которые Вы прислали нам, мы на последнем занятии прочли вслух и разобрали очень подробно, по строчкам. По теме стихи Сережи нам понравились, а по форме в них еще много недостатков, хотя есть и хорошие строчки. Мы написали Сереже письмо, в котором указали ему на все недостатки и как их, по возможности, исправить. Он еще плохо знает теорию словесности, правила стихосложения и, наверное, мало учит наизусть Пушкина, Лермонтова, Маяковского и других поэтов. Мы ему и написали об этом и посоветовали взяться за великих поэтов. А чтобы советы наши не остались пустыми, решили послать ему в подарок несколько книжек Пушкина, Лермонтова и Маяковского, а также учебник по теории словесности. Живет он далеко и у себя в деревне, наверное, этих книг не найдет. Теперь свои стихи он будет присылать прямо к нам в кружок, а мы каждый раз будем ему отвечать. Мы рады помочь всем ребятам. Дорогая Надежда Константиновна, мы счастливы, что Вы среди стольких важных дел не забыли о нашем кружке и помните нас. Ваше письмо доставило нам большую радость, и на Ваш призыв: «К борьбе за дело Ленина будьте готовы!»– мы отвечаем Вам: «Всегда готовы!» Я ужасно рада была этому письму. Я была во время посещения Московского городского дома пионеров не только в литературном кружке. Я была в кружке художественном. Я спросила ребят художественного кружка: «Какую общественную работу вы ведете?» Ребята посмотрели на меня с недоумением. Одна высоконькая девочка сказала: «Я рисую». Мне кажется, дорогие ребята, члены художественного кружка, вы очень много можете сделать для детских комнат и уголков в жилых домах, можете делом ответить па заботу Моссовета о ребятах. Из художественной мастерской я пошла в швейную. Там девочки вышивали всякие платочки и полотенчики. Я спросила руководителей, сопровождавших меня, не лучше ли было бы, если бы ребята в швейной мастерской учились не только вышиванию, но и кройке и шитью. «Нет, – отвечали мне сопровождавшие меня руководители, – кройке и шитью пусть ребята учатся дома. Посмотрите, как красиво они вышивают арабским швом...» Дорогие ребята, мне кажется, вы могли бы заявить о своем желании учиться шитью и кройке и могли бы помочь организации кружков кройки и шитья при детских комнатах и уголках. Ведь вы – пионерки, общественницы. В технические мастерские я не попала: было уже поздно, – не знаю, что рассказали бы мне ребята детской технической станции. Дорогие ребята, пионеры Московского дома пионеров, приближаются Ленинские дни! Моя просьба к вам: пусть каждая ваша секция, каждый ваш кружок обсудит, что могли бы, что сумели бы сделать члены кружков, члены секций для помощи детским комнатам и уголкам в жилых домах. Напишите в «Комсомольскую правду», в «Пионерскую правду» о своих решениях, напишите другим Домам пионеров, крепче свяжитесь друг с другом. Может получиться очень хорошее дело, которое доставит вам самим много радости. В вашей работе вас поддержат домохозяйки, проявившие такую активность во время выборов в Верховный Совет; вас поддержат комсомол, школа, учителя, библиотекари, политпросветчики и другие. Надо только организовать вашу общественную работу так, чтобы она не мешала, а помогала вашей учебе, надо не форсить, брать работу по силам. Дорогие ребята, к борьбе за дело Ленина будьте готовы! 1938 г.
ВОСПИТЫВАТЬ ДОСТОЙНУЮ СМЕНУ (ИЗ БЕСЕДЫ С ЗАВЕДУЮЩИМИ ДОМАМИ И ДВОРЦАМИ ПИОНЕРОВ)
Я как-то была в Московском доме пионеров, и меня удивило, что ребята не позвали меня посмотреть, как работает у них тот или другой кружок. Все показывали директор и помощник директора, а ребята помалкивали и вопросов не задавали. Я стала ходить по кружкам: была в рисовальном, литературном, вышивальном кружках. Что мне сразу бросилось в глаза? Две нации, как я в шутку говорю: мальчики и девочки. Девочки вышивают, как мне объяснили, арабским швом – вышивают салфеточки, как барышни вышивали. Я не очень люблю эти вышивки. Обычно пришить пуговицу не могут, для этого нужна домашняя работница, а вот арабским швом умеют вышивать. Конечно, я ребят не хочу обвинять, можно увлечься и вышивкой. Но характерно, что в этих вышивальных кружках нет ни одного мальчика... Затем кружок пения. Поют одни девочки, очень хорошо поют. А один мальчик спрятался за спиной других, чтобы незаметно было, и тихонько подпевает. Я спрашиваю: «Почему мальчики не поют?» – «У них голоса ломаются». Ну, знаете, кричать на улице – не ломаются... Ведь не все они пойдут в оперу, а попеть революционные песни не так плохо для пионеров. Возьмите кружок шахматной игры. Руководитель читает лекцию, слушают одни мальчики. Странное разделение труда. И, затем, меня поразило еще то, что ребята как-то ничем себя не выявляют, точно птенчики: рот разинут, а учитель им вкладывает в рот знания. Нет вдумчивого отношения к тому, что говорит учитель, нет инициативы. Я вот вспоминаю, как Ленин работал. Он читал Маркса. Маркс критикует Лассаля, а Ленин взял сам прочитал Лассаля и пришел к заключению: «Правильно говорит Маркс». А у Ленина было к Марксу громадное уважение. Но он ничего на веру не принимал. Или, например, Ленину говорят, что такая-то статья плохая. Он возьмет статью и прочитает, а потом сам решает – правильно сказали или нет, действительно плоха она или нет. Но для того, чтобы работать так, как работал Ленин, нужно с самого раннего детства приучаться к самостоятельности. Каждый комсомолец теперь знает речь Ильича на III съезде комсомола, но все ли обращают внимание на то, что там сказано, что нужно не просто воспринимать знания, а критически к ним относиться? И нам нужно пионеров наших учить продумывать вопросы, самостоятельно работать. У нас когда говорят «самодеятельность», то понимают это только как художественную самодеятельность – потанцевать, поиграть, драматический кружок организовать. А вот самодеятельности в учебе, умения то, что узнал, проводить в жизнь нет часто. Мне кажется, что сейчас мы в школе мало обращаем внимания на выработку в учащихся умения самостоятельно разбираться в вопросах, а надо приучать их не только повторять хорошие лозунги, но вдумываться в них, всматриваться в жизнь. Кругом такая интересная жизнь, такая важная перестройка на всех участках? Вот по естествознанию, например, сейчас можно так много материала подобрать. Можно собирать интересные, нужные материалы и по сельскому хозяйству, и по технике. А у нас пионеры другой раз занимаются только тем, что марки собирают. Когда вы будете знакомиться с тем, как работал Владимир Ильич, вы увидите, как нужно ребят с детства учить во все вдумываться, как важно ребят с детских лет приучать самостоятельно думать, будить их самостоятельную мысль. Вот я смотрела в Доме пионеров исторический кружок. Сидит педагог, спрашивает ребят по программе, спрашивает, достали ли такую-то книжку в библиотеке, которую самостоятельно рекомендуется прочесть. В этом кружке другая учительница рассказывала, что под Москвой есть раскопки. Ребят туда возили, и они сами выкопали из земли две древние монеты. Конечно, раскопки – вещь интересная, но мы не воспитаем еще этим у ребят исторического понимания. Вот, я помню, у нас в гимназии был хороший учитель истории. В VI классе он вдруг неожиданно на уроке дал нам список разных событий, которые мы уже изучали, и предложил тут же написать, к какому веку событие относится. Мы совершенно растерялись, и большинство написало такую чепушинку, что преподаватель не вернул нам даже работы. Он сказал, что наши работы его очень огорчили: они показали, что занятия по истории не выработали у нас еще исторического понимания. Ведь события происходят в определенной обстановке, при определенном общественном укладе, при определенном культурном уровне, при. той или иной форме государственной власти, все это надо знать, а если человек путает, в каком веке какое событие происходило, он не знает самых основ истории. Наш учитель истории обращал потом особое внимание на то, чтобы объяснить нам последовательность исторических фактов. Очень интересно он нас учил. Больше 55 лет прошло, как это было, но в памяти осталась эта беседа. Я должна сказать, что у нашей молодежи часто нет исторической перспективы. Другой пионер много читал, знает массу исторических имен, эпизодов, а вдруг оказывается, что он думает, что при царизме до 1917 г. было крепостное право. Подобные факты очень характерны. Историю надо знать хорошо, история имеет громаднейшее значение для понимания окружающей жизни. То, что не коснулось народа, прошло мимо, следов не оставляет, а то, что захватило так или иначе массы, помнится долго. Несколько лет тому назад я была под Калинином, и меня удивило, что крестьяне помнят, где жила Перовская (участница убийства Александра II народовольцами). Помнят они это потому, что в начале своей революционной деятельности Перовская работала на сыроварне, вела работу с крестьянами. И вот крестьяне это помнят. Не все из них знают, что Перовская была участницей убийства царя Александра II, а то, что Перовская работала на сыроварне, работала с крестьянами, знают все. Недавно я получила письмо из Малиновки от тамошних работников. Малиновка находится на нижней Волге, в Ртищевском районе Саратовской области. В 1905 г. крестьяне громили помещиков. За это потом с крестьянами жестоко расправилось царское правительство: их перепороли, многих поубивали. И вот в 1917 г. Малиновка первая пошла за Советской властью, потом она первая пошла по линии колхозного движения. Лет десять тому назад я получила письмо, в котором сообщалось, что меня избрали действительным членом в Малиновский совет. Из переписки с малиновскими крестьянами я узнала, в чем тут дело. Чем могла, я помогла им. Десять лет тому назад была там создана больница. Теперь эта больница свое 10-летие празднует. К 20-летию Красной. Армии они вырастили в хозяйстве при больнице двух коней для Красной Армии, сообщили мне об этом и спросили, куда направить этих коней. Я передала это письмо т. Ворошилову. Это выражает настроение страны, показывает, что Малиновка живет тем, чем живет сейчас Советская власть, и думает о том, что надо крепить мощь Красной Армии. Вот как старое отражается на новом: в 1905 г. с крестьянами жестоко расправлялись, и там, где жестоко с ними расправились в 1905 г., эти места оставались революционно настроенными и теперь являются активными в деле строительства социализма. В нашей молодежи надо воспитать чувство понимания истории... Надо пионервожатым помогать учителям истории организовывать для ребят экскурсии в музеи, изучение местных краеведческих моментов, прошлое того или другого района, завода, фабрики. Ведь в каждом районе есть интересные исторические моменты, на которых можно воспитывать историческое понимание. Затем, у нас в школе в последнее время появился орфографический уклон – диктовки, диктовки и диктовки. Конечно, писать с ошибками никуда не годится, но то, что ребята не умеют самостоятельно читать и писать, – это тоже никуда не годится. Диктант пишут на «отлично», а письма пишут с ужасными ошибками. Надо хорошо изучать язык. По-моему, очень важно воспитывать интерес к истории языка, изучать его структуру, обогащать его, учить ребят писать. Талантов среди юных пионеров, как и среди всех наших ребят, много, надо их уметь растить. Мы везде пишем: «Мы воспитываем ленинцев», – и каждый пионер говорит: «К борьбе за дело Ленина – всегда готов!» Это хорошо, хорошо, что есть такие настроения, но надо, чтобы это было не на словах, а на деле. И первое здесь – это вопрос о коллективной работе, об общественной работе. На общественной работе люди растут, складывается близость между членами коллектива. К сожалению, за последнее вре1мя общественной работе среди пионеров не уделяется должного внимания. Раньше в этом отношении были перегибы. У нас, например, есть отчет в архиве, где говорится о пионере, который объехал 10 деревень и везде делал доклады на политические темы. Или пионеры едут на завод ликвидировать прорыв. Или на заводе «Динамо» встает на стул 11-летняя малышка и докладывает, сколько она собрала утильсырья. Конечно, это были благоглупости. Ребята так старались, что у них на учебу времени не оставалось. Перегибов тут было сколько угодно, и, что хуже всего, ребята воображали, что они все знают и могут. Так не годится. Необходимо все же, чтобы общественной работой ребята занимались. Как-то приезжали ко мне ребята из моего родного Ленинграда. Хорошая публика приехала, да как раз с завода, к которому я имела отношение. Вот я к ним и пристала: «А какую общественную работу вы ведете?» Пионерчик на меня смотрит и говорит: «Нам не дают никаких нагрузок». Значит, на общественную работу смотрят, как на нагрузку. В Московском доме пионеров, где я была не так давно, я тоже спрашивала ребят, какую общественную работу они ведут. Ребята ничего не ответили. И вот я стала к ним «подъезжать». Я слышала, как в литературном кружке они читали и обсуждали стихи одного из членов кружка. Я переслала ребятам из литературного кружка полученные мной стихи от парнишки из глухой деревни и написала им: «Ребята, вы присоветуйте парню, как ему лучше научиться писать стихи». И вот члены кружка прислали мне письмо, в котором пишут, что они написали этому поэту, как нужно наизусть стихи учить, послали книгу Пушкина и другие стихотворения. Это то, что нужно, и это ребятам не помешало в их учебе, ребят не загрузило. Затем я обратилась к другим пионерам из Московского дома пионеров и сказала, что есть постановление о том, что нельзя закрывать детские комнаты. И вот они мне прислали фото и пишут, что они ходят по красным уголкам, детским комнатам и украшают их фото. Это тоже общественная работа. Потом пионеры из других Домов пионеров писали о швейных мастерских, о том, как ребята обшивают детский сад. Вот и нужна такая работа, чтобы она ребят не перегружала, но давала им удовлетворение, потому что без общественной работы никаких ленинцев мы не воспитаем. Владимир Ильич учился в школе в Симбирске. Там много национальностей – чувашей, мордвинов и т. д. И отец Владимира Ильича особо заботился о том, чтобы был открыт доступ к образованию детям иных национальностей. Есть замечательный рассказ учителя-старика – Зайцева, которому сейчас 77 лет и который 55 лет работает в чувашских школах, общественник. Он рассказывает, как он, когда ему было 11 лет (он был сын бедняка и пас гусей), убежал из дому и прибежал в чувашскую школу в Симбирске, чтобы учиться. В класс, где был этот мальчуган – теперь старик, сам 55 лет учительствующий, – пришел отец Владимира Ильича, Илья Николаевич, вызвал к доске этого мальчика и стал объяснять, как решать задачи. И вот этого мальчика удивило, что директор так хорошо объясняет задачу, а говорить не умеет. Дело в том, что отец Владимира Ильича картавил так же, как и Владимир Ильич, – букву «р» не произносил. Вместо «гривенник» он говорил «г'ивенник». Потом Илья Николаевич ушел, а учитель дал написать сочинение на тему «Самое сильное впечатление сегодняшнего дня». А мальчик возьми да и напиши: «Самое сильное впечатление – директор был, задачу хорошо объяснял, а говорить не умеет». Учитель ужасно испугался: как же это так ученик о начальстве написал? И, раздавая через пару дней тетради, учитель швырнул ему тетрадку и говорит: «Свинья», – а в тетрадке это сочинение красным крестом перекрестил и ноль поставил. А тут и приди Илья Николаевич. Посмотрел тетрадку, положил ему руку на плечо, читает, что в тетрадке написано, и улыбается. И говорит учителю: «Напрасно вы его наградили косым крестом да картошкой. Сочинение написано последовательно, правильно, без грамматических ошибок, очень искреннее». И написал: «Отлично», – и подписался: «Ульянов». Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление. Отец Владимира Ильича всегда требовал искренности и хотел, чтобы его ребята были искренними. И вот у Владимира Ильича было исключительное отношение к детям нацменам. Он был в старшем классе, с ним вместе учился чуваш, который не мог учиться на «отлично», потому что не знал русского языка. И Владимир Ильич помог ему подготовиться в вуз, занимаясь с ним главным образом русским языком. Это отношение к нацменам наложило печать и на дальнейшую деятельность Владимира Ильича. Я помню, с какой горячностью Владимир Ильич всегда обсуждал вопрос угнетения царизмом нацменьшинств, как он горячо стоял за дружбу народов. Это проходит красной нитью через все его произведения. И вот я хотела бы обратить ваше внимание на одну пещь. Ребятам разных национальностей надо дружить между собой. Ребятам надо вместе играть, вместе учиться. А вот я получила несколько лет тому назад – кажется, из Таджикистана – письмо от русских ребят из одного детского дома, где ребята пишут, как они учатся, как хорошо у них в доме, а кругом таджики живут. И вот ребята пишут, что они понимают, что царское правительство притесняло нацменьшинства, «и когда мы вырастем, мы поможем этим национальностям стать культурными». И я подумала: не все ладно тут – считают себя выше и культурнее. Я написала им, посоветовала дружить с этими ребятами, указала им, что они могут многому поучиться у этих ребят таджиков, поучиться интересным играм, поучиться, как работать. Один мой старый ученик по вечерне-воскресной школе, рабочий, сын и дочь которого теперь окончили вуз, заходит как-то ко мне и рассказывает: дочь его замужем за латышом, у них все благополучно, но вот прибегает 4-летняя внучка этого рабочего и говорит дедушке: «Дедушка, я не хочу быть латышкой, я хочу быть русской». Значит, кругом среди обывателей идут какие-то разговоры о латышах. Отец ей стал рассказывать что-то хорошее про латышей и говорит: «Интересно быть латышкой». Девочка опять отвечает: «Нет, я русская». Поговорили они еще, и потом девочка говорит: «Ну, хорошо – когда у мамы родится братишка, пусть он русский будет, а я буду латышка». Я боюсь, что у наших ребят иногда нет достаточно глубокого понимания той дружбы народов, которая есть у нас в стране, нет понимания необходимости сближения и еще большей дружбы. И я думаю, что пионервожатым нужно воспитывать ребят в этом направлении, нужно обратить внимание на смычку между разными национальностями, на близость между ребятами разных национальностей. Ведь фашизм играет на разъединении национальностей, а у нас каждый знает о дружбе народов, за которую все время боролся Ленин и которая так широко сейчас осуществляется под руководством партии. Если мы хотим воспитывать ленинцев, так должны воспитывать таких ребят, которые понимают, что быть латышкой или полькой не позор. На это нужно обратить внимание. Затем нужно обратить внимание на то, что у нас в газетах часто пишут: «мы», «они». «Мы» – это Советский Союз, «они» – это фашисты. А неподготовленный пионерчик решит: «мы» – это наш Союз, а остальные ничего общего с нами не имеют. Мне кажется, надо обращать большее внимание на международное движение, на общность интересов трудящихся всех стран, па международную солидарность всех трудящихся. Ильич говорил: гвоздь строительства социализма – в организации. И вам, руководителям пионердвижения, надо научить ребят по всем линиям организованно действовать – идут ли они на экскурсию, работают ли в кружке, ведут ли общественную работу. Нужно, чтобы не в одиночку все это делалось. У нас была выборная кампания – пионеры помогали. В отдельных письмах ребята пишут: «Мы посмотрели, есть ли у матери, у бабушки все указания, знают ли они, куда идти». Так что ребята примкнули к этой работе. И вот Владимир Ильич особое внимание обращал на то, чтобы будить у ребят общественные интересы, учить их самостоятельно читать, вдумываться в то, что они читают. Нужно научить ребят коллективно действовать, помогать друг другу, товарищество укреплять в них. Мне кажется, что сейчас в школе часто не воспитывают товарищеского чувства: двое-трое дружат между собой, а нет общей дружной организации, которую ребята любят, за честь которой борются. Нужно укреплять внимание ребят друг к другу, укреплять взаимную помощь, чтобы коллектив дружный рос, а не так, чтобы каждый лишь сам за себя старался. Важно поддерживать также инициативу ребят, а не просто говорить: «Исполни». Сейчас нужно, засуча рукава, браться за то, чтобы изжить поскорее пережитки старого, которых еще есть достаточно. И тут вожатым и над собой надо работать. А то бывают иногда такие вожатые, которые думают, что общественной работой можно наказывать. Одна вожатая говорила мне: «Вот ребята не слушаются – мы им говорили, что нужно выбрать таких-то, а они других выбрали, – и мы их наказали общественной работой». Это, конечно, неподготовленный вожатый. Но и вообще вожатым нужно учиться быть самим подлинными ленинцами. 1938 г.
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)
Дорогие ребята, хочу напомнить вам, как возникло у нас пионерское движение. В капиталистических странах буржуазия старается всячески влиять на подростков, чтобы воспитать из них себе покорных, преданных слуг. Она старается влиять на них через школу, через церковь, через малосознательных родителей. Старается буржуазия повлиять на детей, организуя их досуг, организуя особые детские организации. В Англии буржуазия старается вовлечь детей рабочих, детей обывателей в так называемую бойскаутскую организацию (туда входят только мальчики). «Законы бойскаутов» гласят: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов». Этот закон имеет целью воспитать в молодежи чувство покорности своим хозяевам, т. е. капиталистам. Врагом своим капиталисты считают всякого, кто борется против угнетения, против эксплуатации. Врагом своим капиталисты считают всех борцов за социализм. В Германии самые ярые, влиятельные капиталисты взялись за организацию разных подростковых организаций, пропитывали их духом ненависти к рабочим, растили из них фашистов. Много фашистов вырастила из молодежи буржуазия. И вот в 1922 г. комсомол под руководством партии решил начать организовывать ребят – создавать пионерскую организацию. Тогда было много спора, надо ли создавать какую-то особую детскую организацию, как ею руководить, что она должна делать. В январе 1922 г. .я написала письмо комсомолу, что он должен взять под свою заботу, поставить под свое влияние наших ребят-подростков, помочь им организоваться, растить из них себе хорошую, крепкую смену. Я писала, что подросток – уже не ребенок, у него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, очень большое стремление к труду – и физическому и умственному. Надо научиться организовать эту активность, научить ребят действовать дружно, помочь им вооружиться необходимыми знаниями, научить вести общественную работу, научить организованно работать и в области умственного и в области физического труда. Надо растить ребят настоящими ленинцами. В 1922 г. пионеры Вятки, родины Сергея Мироновича Кирова, прислали в Горки Владимиру Ильичу, тогда уже тяжело больному, свои первые пионерские подарки – рисунки, цветы, разные поделки. Я поставила их в большой комнате верхнего этажа рядом с комнатой Ильича, и Ильич, когда проходил мимо, взглянет, бывало, на них и улыбнется. Очень хотелось ему, чтобы наши советские ребята выросли в сознательных коммунистов, в умелых, убежденных строителей социализма. Дорогие ребята, растите коммунистами, к борьбе за дело Ленина будьте готовы! 1938 г.
ПИОНЕР – ДРУГ И ТОВАРИЩ ВСЕМ РЕБЯТАМ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)
Дорогие ребята! Недавно я получила письмо от школьников, где они жалуются на пожатую, что она не хочет принимать их в пионеры, говорит, что они в пионеры еще не годятся. Жалуются ребята, что им скучно: пионеров и в театр водят, и на экскурсии, и на торжественные вечера, а их никуда не берут. Видно, ребята понятия не имеют, каким должен быть пионер, что .он должен знать, как должен себя вести, как работать, за что и как бороться. Им кажется просто, что пионеры – это какие-то привилегированные ребята. Не знаю, может, вожатая не сумела растолковать, ребятам, кто такие пионеры, не так поговорила с ними, как надо, но мне кажется, что тут и пионеры виноваты, что они о других школьниках не заботятся. Им бы надо сказать: «Водите нас реже в театр, по делайте так, чтобы все школьники ходили – и пионеры, и непионеры». Как сразу вырос бы их авторитет, как заинтересовались бы все ребята тем, что это за ребята такие – не о себе только заботятся, а обо всех! А очень часто бывает так, что пионеры держатся обособленно, с непионерами даже играть не хотят, не рассказывают им о своей работе. Тут иногда и педагоги виноваты. Был раз такой случай. Из какого-то района – не помню какого – приехали ребята-отличники. Их премировали в Наркомпросе. Было торжественное заседание. Обратила внимание я на одну девочку: она внимательно смотрит, как кого премируют, и, видно, нервничает ужасно. Меня куда-то вызвали, и до конца я не досидела. Потом девочка мне написала, что она отличница, но се не записали в список премируемых, потому что она не пионерка. Наркомпрос исправил эту ошибку, послал девочке подарок. Педагоги, которые не внесли девочку в список премируемых потому, что она не пионерка, очень плохо поступили. Но как могли пионеры это допустить? Их делом было вмешаться, они должны были не давать девочку в обиду. Коммунисты стараются не для себя, а для всех трудящихся наладить жизнь светлую и просвещенную, не о себе заботятся, а обо всех трудящихся. Те коммунисты, которые о себе только думают – как бы побогаче жить, как бы положение повыше занять, – такие коммунисты никуда не годятся, они становятся врагами народа. Настоящий коммунист думает о всех трудящихся, партийных и беспартийных, работает не покладая рук, стоит за дело трудящихся при всех условиях. Пионеры хотят стать настоящими ленинцами, и они должны не о развлечениях только думать, не отрываться от ребят-непионеров, по-товарищески о всех ребятах заботиться, заботиться, чтобы все ребята могли хорошо учиться, хорошо отдыхать, хорошо питаться, нагуливать себе силы, становиться достойными гражданами Страны Советов. Учитесь бороться за дело Ленина! 1938 г.
НАДО УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ГОЛОВОЙ И РУКАМИ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)
Дорогие ребята, вы знаете, что при крепостном праве было два главных класса: класс помещиков и класс крестьян. Помещики владели землей, крестьяне на них работали с утра до ночи, с малых лет и до глубокой старости. Помещики были классом эксплуататоров, крестьяне – классом эксплуатируемых. Помещики никаким физическим трудом не занимались. Физический труд считался «черным». Почитайте наших лучших писателей, описывавших жизнь помещиков и крепостных крестьян. Почитайте, например, роман «Обломов» Гончарова, почитайте Щедрина и других писателей, описывавших крепостное право. Даже по дому ничего не делали помещики, сами одеться, причесаться не умели, держали горничных, кухарок, нянек, швей и т. п. Господа учились читать и писать, занимались немного умственным трудом; им это надо было для того, чтобы управлять, чтобы читать занимательные книжки. Потом, когда стали проводиться железные дороги, стали вводиться машины, стали возникать фабрики и заводы, укрепился класс капиталистов, они стали эксплуатировать рабочих. Класс капиталистов эксплуатировал рабочих, наживался на их труде. Капиталисты, как и помещики, занимались умственным трудом, чтобы управлять, командовать и развлекаться, а рабочие занимались, как и крестьяне, «черным», физическим трудом. Было такое разделение: помещики и капиталисты, тесно связанные между собой, занимались только умственным трудом. Рабочих и крестьян держали в темноте, чтобы легче было ими управлять. Крестьяне и рабочие – классы эксплуатируемые – занимались тяжелым физическим трудом, а к сколько-нибудь углубленному, серьезному знанию им доступ был закрыт. Разрыв между трудом умственным и физическим был очень велик. И школы создавались разные: для детей помещиков и капиталистов были средние и высшие учебные заведения, где детям давали знания, овладение которыми приучало к умственному труду; для детей рабочих и крестьян создавались лишь школы самые элементарные – да и тех было очень мало, – где давались лишь крохи знаний, да разные ремесленные училища и профшколы, которые давали очень мало общеобразовательных знаний, а лишь навыки физического труда. Конечно, при капитализме нужны были служащие: техники, мастера, бухгалтеры, фельдшеры, учителя, чиновники разных специальностей и т. д., – которые должны были обладать известными знаниями и в области умственного труда. Высшие разряды служащих: инженеры, врачи, агрономы – обслуживали главным образом капиталистов и помещиков. В этот разряд попадали лишь в исключительных случаях дети крестьян и рабочих, попадали больше всего дети разорившихся помещиков и капиталистов. Физический труд считался каким-то низшим, грубым трудом; им занимались лишь из нужды. Сейчас в нашей стране, где нет больше помещиков и капиталистов, нет больше эксплуатации, умелый, слаженный физический труд стал трудом почетным. Быть стахановцем стало делом чести. К людям физического труда Советская власть относится совсем по-другому, выдвигает их. Кроме того, современный физический труд благодаря открытиям науки и техники меняет свой характер. Одно дело было править конем, запряженным в телегу, другое дело – править автомобилем или паровозом. Одно дело было с прялкой сидеть под оконцем, другое дело – управлять десятком прядильных машин. Одно дело было пахать сохой, другое – трактором. И машинисту, и работнице на текстильной фабрике, и трактористу надо иметь умелые руки, но нужны им и знания, нужно умение работать и головой и руками. Маркс, Энгельс, Ленин все время говорили о трудовом воспитании на основе современной техники, об изжитии разрыва между трудом физическим и умственным. Сейчас самое важное – вооружить массы знанием! У нас введено всеобщее обучение, на школьную учебу обращено большое внимание, но это не значит, что наши ребята могут расти барчатами, которые не умеют пуговицы пришить к пальто, вскипятить молоко, вычистить себе сапоги, позвонить по телефону, не знают, как приступиться к машине, как за лошадью ухаживать. Стране социализма барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе, в том числе и на технической работе. Разве белоручка может быть папанинцем? Некоторые ребята недавно думали, что при социализме никто ничего не будет делать. Нет, при социализме все работают, только труд этот иной – много легче, производительнее, интереснее. Это труд не на помещика и капиталиста, это труд на общую пользу. Только он требует знаний, умения эти знания применять к жизни, пользоваться самыми разнообразными инструментами, управлять машинами. Надо иметь и знания и прочные навыки труда. И надо вам, пионерам и пионеркам, упорно учиться и умственному и физическому труду; надо использовать для обучения труду физическому все, что можно: технические станции, школьные мастерские, мастерские в Дворцах пионеров; нужно организовывать разнообразные кружки труда. Рабочие и колхозники – общественники, общественницы тут очень много могут помочь вам, они будут делиться с вами своим опытом. Вам надо расти работниками социалистического – осмысленного, хорошо организованного труда. Научитесь быть такими работниками нашего социалистического государства, какими являются стахановцы. Но вы знаете, капиталисты ненавидят нашу страну социализма, они хотят ее разрушить. Они пробовали через своих шпионов завербовать побольше предателей, вроде бухаринцев, троцкистов. Поработить нашу страну им не удастся. Предателей – единицы, а миллионные массы крепко стоят за социализм, крепко сорганизованы, сплочены. Если враг нападет, они сумеют дать отпор. Вы читаете о войне в Испании, Китае, вы знаете, какую роль в этой войне играет техника, аэропланы, машины. Вы готовы встать на защиту Родины, но, не имея технических знаний, не имея умелых рук, нельзя по-настоящему защитить свою великую социалистическую Родину. Пионеры, пионерки! К социалистическому труду, к обороне своей социалистической Родины, к борьбе за дело Ленина будьте готовы! 1938 г.
О ДРУЖБЕ РЕБЯТ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)
Дорогие ребята, вы знаете, как при царе помещики и капиталисты эксплуатировали, угнетали национальности, населявшие Россию. Таких национальностей очень много. Они были лишены всех прав. Царское правительство старалось всячески мешать сближению национальностей, натравливало одну национальность на другую: татар – на армян (в 1905 г. дело дошло до резни между татарами и армянами), русских – на евреев и т. д. Вы читали, вероятно, о диких еврейских погромах, которые устраивались черносотенцами. Черносотенцы врывались в еврейские дома и квартиры, все в них ломали, грабили имущество, избивали и убивали стариков, женщин, детей, увечили их. Все это проходило безнаказанно. Взгляд на нерусские народности, как на какую-то низшую породу людей, был широко распространен среди обывателей. Владимир Ильич рассказывал о том, как он в детстве и ранней юности постоянно слышал такие разговоры среди симбирских обывателей: заговорят о еврее – непременно скажут «жид», о поляке – «полячишка», об армянине – «армяшка». Но это было не только в Симбирске – было повсюду. Я жила в детстве в Петербурге, в Псковской губернии, в Киеве – везде было одно и то же. Населявшие Россию народности царское правительство держало в темноте, чтобы легче было их эксплуатировать. У целого ряда народностей не было даже своей письменности, другим запрещали писать и выпускать книги и газеты на их родном языке. Советская власть сразу же положила этому конец, дала всем национальностям одинаковые права с русскими, все время проявляет особую заботу об отсталых национальностях. Дружба народностей, населяющих наш Союз Советских Социалистических Республик, растет и крепнет. Само собой разумеется, что пионеры разных национальностей должны дружить между собой, помогать во всем друг другу. Как правило, это так и бывает. Но бывает и так, что русские пионеры считают, что дети других национальностей более отсталые в культурном отношении. Пионеры одного детского дома – русские •– писали мне как-то из Таджикистана: «Кругом нас живут таджики. Мы знаем, что царское правительство угнетало их. Когда мы вырастем, мы поможем им стать культурными». В ответ на это я написала им, что граждане из угнетаемых при царизме национальностей теперь усиленно учатся, многие из них стали крупными работниками. Я писала ребятам, что им надо поближе сойтись с ребятами таджиками, сдружиться, что среди ребят других национальностей многие очень дисциплинированны, умеют хорошо работать, петь, рисовать, метко стрелять. Многому можно у этих ребят поучиться, но надо и им помогать, делиться с ними знаниями. Нужна дружба между ребятами всех национальностей. Этого хотел Ленин, этого хочет Сталин. Дорогие ребята, пионеры и пионерки всех народностей СССР! От своих отцов и матерей, от стариков многие из вас слышали, как русские помещики и капиталисты эксплуатировали ваш народ, держали его в темноте и бесправии, и может случиться, что у кого-нибудь из вас нет-нет и вспыхнет чувство недоверия к русским ребятам. Ленин заботился, партия заботится, чтобы все народности СССР были полноправны, чтобы они могли расти и крепнуть, чтобы ребятам всех национальностей – и мальчикам, и девочкам – хорошо жилось. У вас нет причин обособляться; дружите с русскими ребятами, помогайте друг другу в учебе, в общественной работе, сообща боритесь за социализм, за жизнь сытую, здоровую, просвещенную, светлую, за дело Ленина. Теперь во всех школах вводится преподавание русского языка. Знание, кроме родного, одного общего языка – русского – еще больше сблизит все народы СССР. На русском языке очень много книг, которые рассказывают о революции, о врагах, с которыми надо бороться, о том, как надо по-новому перестраивать жизнь. На русском языке много учебников, много научных трудов. Надо открыть доступ к этой богатой литературе всем национальностям, помочь им поскорее овладеть наукой. Язык разных национальностей часто очень отличается от русского. Есть такие языки, где, например, нет разницы между мужским и женским родом, и ребята, когда начинают учиться русскому языку, долго путают мужской и женский род, говорят: «Ваня пошла спать» или «Маша пошел домой». Есть языки, в которых никогда не бывает рядом двух согласных букв, и ребята этой национальности, когда начинают учиться русскому языку, никак не могут сказать «три», говорят «ри». Есть такие языки, где неясна разница между буквами «к» и «х», между «б» и «п» и т. д. И вот когда ребята пишут диктовку, делают много ошибок; как ни стараются – все выходит «плохо». Чтобы научиться хорошо писать и читать, им надо прежде всего научиться говорить по-русски. Это зависит от практики. Дружба ребят разных национальностей с русскими, совместные игры, прогулки, рассказы на русском языке, русские стихи, которые будут легко запоминаться, русские песни помогут им быстро овладеть русской речью. Мой отец был революционер. Он хотел, чтобы я дружила с ребятами других национальностей. Когда мне •было лет пять, мы жили в Варшаве. И вот я играла во дворе с ребятами – польскими, еврейскими, татарскими. Мы очень дружно играли, нам было очень весело. Мы угощали друг друга чем могли. Татарские ребята водили меня в палатку во дворе, где жили их родители – они работали на стройке, – и угощали меня кониной, которая казалась мне очень вкусной. Еврейский мальчик был постарше меня года на три, он очень хорошо обращался со мной, я его очень любила, он угощал меня хлебом со. смальцем. Польские ребята угощали меня «тястечками» – пирожными. Я не помню, чем я их угощала, но жили мы очень дружно и весело. И потом, когда я стала постарше и слышала, как обижают детей евреев, не пускают их в общественные сады, не пускают учиться, как притесняют поляков, я очень возмущалась. Потом я жила в Полтавской губернии в деревне, играла там с деревенскими ребятами украинцами, научилась говорить по-украински; мне очень нравились украинские песни, украинские цветущие деревья. Я и сейчас бываю рада, когда получаю от украинских пионеров письма. Отец Владимира Ильича, Илья Николаевич, был директором народных училищ в Симбирске. Он всегда очень заботливо относился к детям других национальностей – мордвинов, чувашей и др. Владимир Ильич видел это, это ему нравилось, и в старшем классе гимназии целый год занимался он с товарищем чувашем Огородниковым, помогал ему подготовиться в высшую школу и помог – тот сдал очень хорошо экзамен. Я крепко надеюсь, ребята, что вы, какой бы национальности ни были, будете дружить друг с другом, помогать друг другу в учебе, в выработке характера, в умении работать и станете и на этом фронте настоящими ленинцами. 1938 г.
|