Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О ЗАРОЖДЕНИИ КОМСОМОЛА




 

Широкое применение труда подростков на предприятиях в годы войны повысило удельный вес молодежи на фабриках и заводах, явилось для них прекрасной школой выковывания классового самосознания. Подросток не только работал у станка рядом со взрослым рабочим: он воочию видел, знал, чем живет в данную минуту рабочий, а это был период напряженной революционной борьбы. Большая разница: подросток – просто сын рабочего и подросток – безразлично, сын рабочего или нет, но работающий на производстве. Мне писала как-то дочь одного активнейшего рабочего-коммуниста о том, как, живя в гуще рабочего района в самый горячий период революционной борьбы, она далеко стояла от того, чем жил тогда рабочий класс. Отец никогда не бывал дома, приходил поздно ночью, когда дети уже спали; после работы на фабрике он оставался на всякого рода собраниях, вел напряженную партийную работу, старший брат – также; младшие дети оставались дома с матерью, на которую ложилась вся забота о семье, о детях. То, что ребята случайно слышали дома, мало их захватывало. Другое дело подросток, работающий на фабрике, присутствующий на собраниях, участвующий в демонстрациях, в борьбе рабочего класса.

Молодежь в 1917 г. быстро политически росла. Участие в борьбе вместе со взрослыми рабочими воспитывало здоровый классовый инстинкт. Конечно, одного инстинкта мало, и молодежь, как и весь рабочий класс, именно в период разворачивающихся политических битв периода, предшествовавшего Октябрю, страстно рвалась к знанию. У взрослых рабочих их революционная борьба переплеталась теснейшим образом с их борьбой за приобретение знании. В период, предшествовавший Октябрю, я работала в Выборгском районе в районной управе: мне было поручено ведение культурно-просветительной работы. И мне приходилось наблюдать изо дня в день громадную самодеятельность и активность рабочих в деле организации овладения рабочими знаниями. Знания брались ими, что называется, с бою. Каждую неделю собирались в Выборгском районе представители свыше чем от 40 фабрик и заводов и обсуждали, что надо, делать на культурном фронте. И то, что решали, немедля проводили в жизнь. Решают, что надо в Выборгском районе ликвидировать неграмотность. – и каждый представитель на своей фабрике проводит силами фабрики учет неграмотных, достает помещения, деньги на школы грамоты; выделяются уполномоченные, которые следят за тем, чтобы в школе грамоты было все: учебники, мел, освещение, отопление, – чтобы учащиеся правильно посещали занятия, чтобы учителя занимались как надо. Возвращается рабочий с фронта борьбы с Корниловым, не успел еще снять ружья с плеча, весь дышит еще борьбой – и тотчас же мчится к нам в управу узнать, достаточно ли дано мелу той школе грамоты, к которой он прикреплен... не забыли ли...

Слушая рассказы о борьбе выборгских рабочих за знания, о формах этой работы, Ильич говорил, что это зародыш новых форм работы Советской власти, когда работа будет проводиться не бюрократически и когда рабочие, приняв решения, своими же руками будут проводить эти решения в жизнь. Никогда Ильич, никогда партия большевиков не рассуждала так: «Сначала добьемся власти, а потом займемся культурой», – никогда не ставила так вопроса, а тесно увязывала всегда вопросы борьбы экономической с борьбой политической, вопросы той и другой с вопросами повышения сознательности рабочего класса, рабочих масс, что неразрывно связано с вопросами повышения у рабочих знаний. В период, предшествовавший Октябрю, большевики старались обеспечить в районах свое влияние на постановку культурной работы, тесно увязывая ее с вопросами политики и экономики вопреки установкам меньшевиков и кадетов, которые хотели отделить вопросы культуры от вопросов политики и экономики. Учитывая стремление молодежи к знанию, меньшевики пытались превратить культурную работу в орудие отвлечения молодежи от политики. Это им плохо удавалось.

Надо сказать, что благодаря общей культурной отсталости страны и условиям царского режима русская буржуазия была гораздо меньше, чем буржуазия западноевропейская и североамериканская, искушена в деле использования учебы и искусства в целях затемнения сознания рабочих масс, и это, конечно, чрезвычайно облегчало культурно-просветительную работу большевиков.

Возникла ли организация комсомола стихийно? Конечно, нет. В период между апрелем и октябрем влияние партии на рабочие массы было уже очень велико. Большевики пользовались очень большим влиянием на рабочие массы, вели их за собой; в состав рабочих масс входила и молодежь; рабочие-партийцы и рабочие, находившиеся под влиянием партии, вели среди молодежи определенную разъяснительную работу. Партийная пресса – «Правда» в первую очередь – вела широкую пропаганду и агитацию, освещая и вопросы организации молодежи. Партия, очень глубоко ставя вопросы пропаганды и агитации, опиралась на правильно поставленную культурную работу.

1917 год был периодом империалистической войны, когда ряд социал-демократических партий сдал свои позиции, когда влияние их на молодежь принимало сплошь и рядом крайне вредный характер, – вот почему в международном масштабе большевики проводили лозунг самостоятельности молодежных организаций.

Что касается оформления русской молодежной организации, то тут нужно было найти такую форму, которая обеспечивала бы полностью идейное влияние партии большевиков, но в то же время не ослабляла бы притока в молодежную организацию новых членов.

Мне пришлось наблюдать работу организации «Труд и свет». К этой организации примазался весьма подозрительный тип, Шевцов, – сотрудник суворинской «Маленькой газеты», бульварный писака, стремившийся отвлечь рабочую молодежь от политики. Если бы партия потребовала немедленного удаления Шевцова, это повело бы тогда к тому, что часть молодежи ушла бы из организации и из-под влияния партии. Мы пошли в 1917 г. другим путем: внимательно следили за работой Шевцова, что давало возможность противопоставлять ей свою пропаганду, будить в молодежи критическое отношение не только к Шевцову, но ко всякого рода Шевцовым, давать возможность воспитывать в молодежи классовую бдительность. И пришлось наблюдать, как росла эта бдительность, как постепенно все более широкая часть организации «Труд и свет» настраивалась критически к Шевцову. Кто-то из ребят раскопал в каком-то журнальчике какой-то рассказ Шевцова о том, как какой-то молодой человек, не удовлетворенный жизнью, покончил с собой в светлую христову ночь. Ребята возмущались этим рассказом до крайности. Устав, предложенный Шевцовым, обсуждался на общих районных собраниях молодежи, вызывал горячие, страстные споры, которые выковывали сознательное отношение к целому ряду вопросов. Помню, один пункт вызвал страстное обсуждение вопроса: как нужно относиться к женщине? Является ли жена просто мужней женой или товарищем по борьбе и муж не должен сваливать на нее всей домашней работы? Здоровый классовый инстинкт ребят помогал им понимать всю несостоятельность точки зрения Шевцова, и, когда политический момент обострился, молодежь сама порвала с Шевцовым.

Все шире разгоралась летом 1917 г. политическая борьба: старая форма молодежной организации «Труд и свет» уже не отвечала уровню сознательности молодежи, ее боевому настроению – это был уже пройденный этап. Молодежи нужна была гораздо более боевая организация, которая и стала складываться.

Шестой съезд партии обсуждал вопрос о характере молодежной организации. Он принял резолюцию (15 [2] августа), в которой говорилось: «Партия пролетариата, в свою очередь, отдает себе отчет в том огромном значении, какое рабочая молодежь имеет для рабочего движения в целом.

Съезд считает поэтому необходимым, чтобы партийные организации на местах обратили самое серьезное внимание на дело организации молодежи. Вмешательство партии в организационное строительство рабочей молодежи не должно носить характера опеки над нею. Учитывая опыт Западной Европы, где самостоятельные организации социалистической рабочей молодежи, в отличие от опекаемых официальными партиями, почти всюду являются опорой левого интернационалистского крыла рабочего движения, наша партия должна и в России стремиться к тому, чтобы рабочая молодежь создала самостоятельные организации, организационно не подчиненные, а только духовно связанные с партией. Но в то же время партия стремится к тому, чтобы организации эти с самого же своего возникновения приняли социалистический характер, чтобы будущий социалистический союз рабочей молодежи России при самом своем возникновении примкнул к Интернационалу молодежи, чтобы его местные секции преследовали по преимуществу цели развития классового самосознания пролетарского юношества путем пропаганды идей социализма, энергичной борьбы с шовинизмом и милитаризмом и одновременной защиты экономических и политических правовых интересов несовершеннолетних рабочих и работниц. В настоящее время, когда борьба рабочего класса переходит в фазу непосредственной борьбы за социализм, съезд считает содействие [созданию) классовых социалистических организаций рабочей молодежи одной из неотложных задач момента и вменяет партийным организациям в обязанность уделить работе этой возможный максимум внимания»[91]

Резолюция съезда подчеркивала необходимость придать молодежным организациям классовый характер, что страховало от замкнутости, подчеркивало необходимость вовлекать молодежные организации в непосредственную борьбу за социализм, что активизировало молодежные организации и тем страховало их от опасности превращения в дискуссионный клуб.

Постановление VI съезда партии имело громадное значение.

С каждым днем нарастало революционное движение, и рабочая молодежь прямо рвалась в бой. В Октябрьскую революцию рабочая молодежь заполняла собой ряды Красной гвардии.

1938 г.

 

ЗНАНИЯ НУЖНЫ В ЖИЗНИ, КАК ВИНТОВКА В БОЮ (ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)

 

Дорогие ребята!

Прошло уже около месяца, как начались занятия. Первое время вы волновались, раздобывая учебники, радуясь встрече со старыми товарищами, знакомясь с новыми учителями. Теперь жизнь школы вошла уже в обычную колею и мне хочется поговорить с вами о вашей учебе.

Ученик советской школы не такой уже младенец, чтобы не понимать, как важно ему овладеть знаниями. Он видит, какая сила – знания. Ему нужно много знать, чтобы разбираться в том, что кругом него делается, чтобы читать интересные книжки, узнавать, как живут люди, как лучшие из них борются за жизнь, для всех сытую, светлую, просвещенную, как это делал Ленин, как это делает партия, комсомол, как это делают стахановцы, летчики, герои труда и обороны. Чтобы жить по-настоящему светлой, счастливой жизнью, надо много знать, много передумать, надо научиться работать и головой и руками, знания нужны в жизни, как винтовка в бою.

Вот почему надо аккуратно посещать школу, не пропускать уроков. Пропуски мешают учебе: потом надо догонять пропущенное; пропустишь объяснения учителя – трудно будет учиться.

В классе надо внимательно слушать: объяснения учителя помогают учебе. Пропустишь объяснения учителя – трудно будет потом самостоятельно учиться. Нельзя болтать во время урока, шалить: это мешает другим ребятам слушать.

Надо аккуратно, заботливо выполнять домашние задания, сосредоточиваясь, не разбрасываясь. Один и тот же урок можно готовить и полчаса и три часа. Нельзя делать урок на скорую руку, как попало, но нельзя и канителиться лишку. Стахановцы делают работу всегда очень внимательно и обдуманно, не впопыхах, но быстро.

Надо помогать учиться другим товарищам, особенно отстающим в учебе. Когда в классе есть отстающие, это замедляет работу класса. А потом класс в советской школе должен быть дружным коллективом. В старое время лучшие ученики часто только о себе думали; теперь отличники должны заботиться о всем классе.

Но было бы смешно думать, что помощь товарищам может выражаться в подсказывании, в шпаргалках, в том, что даешь списывать со своих работ более слабым ученикам. Это не помощь, это обман, ребята отучаются всерьез заниматься; вместо помощи получается вред.

Советский учитель старается вооружить учащихся знанием, растить из ребят настоящих ленинцев. Это не так просто, как кажется многим ребятам. Учителя сами много учатся, совещаются друг с другом, обмениваются опытом, стараются дать ребятам самое важное, самое нужное. Учителя крепко стоят за Советскую власть. Во время гражданской войны белые расстреливали учителей и учительниц, сажали их в тюрьмы. В первые трудные годы Советской власти многие учителя занимались бесплатно, проявили большую заботу о ребятах.

Учащимся советской школы надо уважать учителя, помогать ему получше налаживать работу в классе, беречь его время. Свое уважение к учителю надо проявлять и внешне. Не позволять себе никаких грубостей по отношению к учителю, говорить ему «вы», при его входе и выходе всем классом вставать. Надо выполнять указания учителя, понимая, что эти указания помогают в учебе.

Советская школа – это крепкая советская организация. Мы видим, что работа на фабрике, в колхозе, в Красной Армии – везде хорошо налажена, все приходят вовремя, работают по плану, выполняют указания командира, директора и их помощников, каждый выполняет порученное ему дело, старается сделать его как можно лучше. Надо, чтобы был порядок и в школе, чтобы школа была образцом организованности.

Прежде всего нужен внешний порядок. Учащимся нельзя опаздывать на уроки, надо приходить вовремя, входить в класс по звонку и садиться на свое место.

Нельзя выходить из класса и входить в него в любое время без разрешения учителя.

Надо своевременно приготовлять все необходимое для учебы: письменные принадлежности, учебники и дневники, которые подавать учителю при первом его требовании.

Надо не перебивать других, а когда хочешь что сказать, делай это с разрешения учителя; подними руку, когда хочешь что сказать.

Надо соблюдать порядок при работе в лабораториях, мастерских, в столовых, во время экскурсий, в перемены.

Но дело не только во внешнем порядке.

Нужна общая налаженность работы: надо всем учащимся заботиться о том, чтобы наладить всю школьную жизнь так. чтобы каждый учащийся чувствовал, что он растет, делается более сознательным, надо, чтобы учеба увлекала его, чтобы он чувствовал, что становится культурным человеком, человеком полезным.

Надо отучиться ругаться, хулиганить, ссориться из-за выеденного яйца, заниматься пустопорожними разговорами, а самое главное – надо стать общественниками, как того хотел Ленин. Он говорил об этом комсомолу. Надо помогать работе библиотек, детских садов, красных уголков, помогать всю жизнь делать более налаженной. Надо советоваться между собой, что и как надо делать, что по силам, что не будет мешать учебе.

Очень часто ребята думают, что все дело в том, чтобы было для них побольше удовольствий, что непрерывно надо ходить в театр, кино, развлекаться. Это не так. В кино, театр надо ходить только на лучшие вещи, ходить изредка, а то все приестся, наскучит. Постоянное посещение кино и театра отвлекает от учебы.

Дружная учеба, общественная работа дают очень много, каждый учащийся чувствует себя членом коллектива.

Советская школа должна стать образцом дружной, спаянной работы.

Привет вам, дорогие ребята! Растите ленинцами!

1938 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты