КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВОЖАТОМУ НАДО ЗНАТЬ ПЕДАГОГИКУ
Педагогика – наука о воспитании детей. Всякий знает, что ребенок родится беспомощным малышом, не могущим ни стоять, ни ходить, ни думать, ни говорить, ни сколько-нибудь ориентироваться в окружающем. Нужны годы, чтобы он приобрел те навыки и знания, которые имеются у взрослого нормального человека. Нужно создавать для ребенка такие условия, чтобы он мог вырасти здоровым, развитым, активным человеком. Физическое развитие тесно переплетается с умственным, воспитание включает в себя вооружение ребят знаниями, включает в себя обучение. Первое, что должен знать педагог, – это строение и жизнь Человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка. Современная наука дает богатый материал для педагога. Естественным воспитателем ребенка являются мать, другие члены семьи, окружающие ребенка: отец, старшие братья и сестры, няньки, бабушки. Но часто ни мать, ни бабушка, никто из семейных не знает, что полезно, что вредно ребенку, и воспитывают ребят так, как их самих воспитывали, не зная самых простых, элементарных правил гигиены, отчего ребята умирают. В старину говорили: «Бог дал, бог и взял». У нас до революции из родившихся ребят до пятилетнего возраста доживала лишь пятая часть; а сколько из выживших оставалось калеками на всю жизнь! Но и в более позднем возрасте, когда несколько окрепнет организм ребенка, знание основ физического воспитания ребенка и подростка имеет громадное значение. У нас, к сожалению, постоянно забывают, что необходима самая усиленная забота педагога о сне, отдыхе, питании ребенка, нужна смена физического и умственного труда, нужна охрана ребят от переутомления, нужно пребывание на чистом воздухе, движение и пр. В прежние времена считалось, что физическое и умственное развитие – две вещи разные, что бог вкладывает в тело человека душу и тело живет само по себе, а душа сама по себе. «Духовное развитие» отделялось от физического. Но и сейчас многие думают, что дело школы – заниматься лишь «духовным развитием». Архитекторы нередко строят школы с узкими коридорами, без рекреационных залов, без дворов, где бы в перемены можно было побегать, подвигаться; часто планируют школы так, что нет места для детских столовых и приходится упразднять школьные завтраки, что бьет по учебе; сплошь и рядом хорошие специалисты, но плохие педагоги составляют такие программы, что получается ни с чем не сообразная нагрузка ребят, громадная утомляемость ребят. Да и многие педагоги рассуждают так: прикажем ребятам, они должны выполнять приказ педагога. Забывают, что приказы педагога должны быть разумны. Бывает так. С другой стороны, благодаря незнанию жизни детского организма и его развития физкультуру строят не так, как надо, перенапрягают силы ребят, что особенно вредно отзывается на развитии ребят в переходном возрасте. Прогулки, катание на коньках и лыжах все равняют часто по взрослым, и вместо пользы получается вред. Буржуазия европейских стран, которая ищет тысячи путей, чтобы помешать развитию сознания у широких масс трудящихся, использует физкультуру, чтобы отвлечь молодежь от политики, ей дела нет до того, что физическое переутомление может отозваться отрицательно на умственном развитии подростков. Нельзя никогда забывать о связи физического и умственного развития. Вожатый должен хорошо знать эту сторону педагогики, особенно хорошо знать подростковый возраст; без этого он не сумеет правильно организовать жизнь, быт ребят, не сумеет помогать по-настоящему их физическому и умственному развитию, а это входит в его обязанности. Однако было бы неправильно сводить педагогику только к изучению физического развития ребенка, его возрастных особенностей. Педагогика тесно связана с политикой. Одно дело педагогика феодального периода, другое дело педагогика капиталистического периода, и совсем иное дело педагогика в стране строящегося социализма. Феодалы, помещики стремились из своих детей воспитать господ, умеющих как можно лучше эксплуатировать темные массы. Руководство воспитанием этих масс поручалось ими духовенству, которое' проповедовало, что «несть власти, аще не от бога», учило смирению, беспрекословной покорности власть имущим, грозило непослушным адом, обещало смиренным рай на небе, учило не противиться злу. И методы воспитания были соответствующие – наказания, запугивания. При капитализме мы имеем налицо буржуазно-классовую педагогику, видим, что no-одному воспитываются дети крупной буржуазии, «капитанов промышленности», по-другому воспитываются дети мелкой буржуазии – мелких хозяйчиков, служащих, по-иному – дети рабочих и крестьян. В школах для богатых, для детей эксплуататоров, для которых создаются особые привилегированные школы, – одна педагогика, одни методы воспитания, в школах для рабочих и крестьян – другая педагогика, другие методы воспитания. В этих .школах с раннего детства туманят ум эксплуатируемого народа, обманывают его, учат слепому повиновению эксплуататорам, учат, как угодить своим хозяевам, учат терпению. Соответственно этому составляются программы, учебники, воспитываются привычки, нужные для эксплуататоров. В нашем бесклассовом обществе, где подрезаны корни всякой эксплуатации, педагогика совсем иная. У нас единая школа, у нас другие программы, другие учебники, другие методы преподавания. Другим является содержание программ. Они должны быть насквозь пропитаны духом марксизма-ленинизма, брать из науки самое ценное, существенное, вооружать подрастающее поколение подлинным знанием. Учебники для всех ребят должны быть построены так, чтобы они будили мысль и самодеятельность ребят. Школа должна организовать ребят так, чтобы они учились дружно жить, дружно работать, дружно учиться, помогая друг другу, чтобы они умели с уважением относиться друг к другу, беречь чужое время, учились подчинять свои личные интересы интересам целого, воспитывать в себе силу воли, глубину убеждения. Советский педагог может научиться воспитывать по-настоящему подрастающее поколение, если он внимательно будет изучать произведения Маркса – Энгельса – Ленина. Он почерпнет в них не только понимание окружающей жизни, понимание, куда идет общественное развитие, – он найдет в них массу указаний, как строить воспитание подрастающего поколения. Поменьше цитат, побольше работы над их основными произведениями. Советский педагог должен хорошо знать буржуазную педагогику, хорошо разобраться в ней для того, чтобы на учете ее опыта, на учете ее отрицательных сторон научиться поднять советскую педагогику на нужную высоту. Тут много надо еще сделать. Наши школы не какие-то замкнутые учреждения; учеба в школе, жизнь школы тесно должны быть увязаны с окружающей жизнью. Окружающая жизнь имеет на ребят громадное влияние. Чем разумнее она строится, чем она организованнее, чем меньше в ней пережитков старого, чем она культурнее, тем больше она влияет положительно на ребят и тем легче налаживать работу школы, осуществлять поставленные цели. Вожатый – помощник педагога, но он должен заботиться об организации ребят не только в школе, но и вне школы. Его задача – растить из ребят общественников, умеющих с ранних лет оказывать посильную помощь социалистической стройке. Чтобы научиться это делать, ему надо по-настоящему изучать советскую педагогику. Звание вожатого – организатора детворы – звание почетное. Но, чтобы быть настоящим организатором наших ребят, надо овладеть советской педагогикой – педагогикой бесклассового социалистического общества, которая поможет ему лучше видеть пережитки старых, враждебных коммунизму взглядов и навыков в быту, в жизни и бороться с их влиянием на ребят, вовлекать самих ребят в эту борьбу, растить из них новых людей. 1937 г.
|