КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели демократии в сравнительно-политическом анализеПонятие «модели демократии» в обиход политической науки было введено Б. К. Макферсоном и в особенности Дэвидом Хелдом. Хелд определяет это понятие «модель демократии» как «теоретическую конструкцию, направленную на выявление и объяснение основных элементов формы демократии и структуры отношений, лежащих в её основе».
Исторически сформировавшиеся модели демократии(из учебника Голосова по сравниловке). 1). Протективная («защищающая») модель демократии. Цель демократического устройства в защите граждан от произвола, как властей, так и беззаконных действий других частных лиц. Суверенитет принадлежит народу, но он делегирует его своим выборным представителям и, таким образом не участвует в прямом участии в процессе принятия политических решений. Основные черты: регулярные выборы, политическая межгрупповая конкуренция, разделение властей. Принципиальная идея – отделение государства от гражданского общества, невмешательства государства во многие сферы общества, главным образом в экономику. Главными условиями «протективной модели демократии» являются частная собственность и рыночная экономика. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье 2). Так называемая «развивающая» модель демократии. Главный представитель – Ж.Ж. Руссо. Он применяет к демократическому устройству систему моральных оценок. Государство должно брать на себя ещё и функцию морального развития граждан. Руссо говорит о неотчуждаемости народного суверенитета – человек подчиняется не кому-то лично, а всему обществу, его нормам. Так же этой концепции свойственна идея разделения властей. Идея «развивающей демократии» - утопическая и не имеет реального воплощения. 3). Модель «отмирания государства», автором которой является Карл Маркс. Свобода, выражающаяся в демократическом политическом устройстве, связывается Марксом с экономической эксплуатацией одних классов другими. В этой связи подлинная свобода индивидов может достигаться только с прекращением этой эксплуатации. Демократическое же устройство появляется только с уничтожением государства и классового деления общества. Здесь на место управления со стороны органов государственной власти приходит внутриобщественная саморегуляция и самоорганизация. 3). «Соревновательный элитизм». Главные представители: Макс Вебер и Йозеф Алоис Шумпетер. Демократия – институциональный механизм, техническое устройство, позволяющее наиболее ресурсно оснащённым элитным группам легитимно соревноваться за обладание властью внутри государства. Демократический механизм препятствует тому, чтобы какая-то одна группа смогла присвоить себе всю полноту власти. Существует серьёзная критика со стороны политологов, называющих школу «соревновательного элитизма» явно антидемократической по духу из-за того, что роль массы электората, народа сводится к простой подаче голосов. Нужно отметить, что концепция «минималистской» демократии», применявшаяся исследователями ко многим латиноамериканским режимам, появилась благодаря этому подходу. 4). Модель «легальной демократии». Представители: Роберт Нозик, Фридрих фон Хайек. Концепция легалистской демократии во многом представляет собой возврат к протективной демократии, которая рассматривает демократию как средство, которым люди могли бы оградить себя от чрезмерного вмешательства правительства в их жизнь с ее основопологающим принципом «laisser faire». Авторы данной теории (Р. Нозик, Ф. Хайек) выступают за отделение государства от гражданского общества и принципы правового государства. Однако главное в демократии, по мнению легалистов, заключается в минимизации роли государства и создании максимального простора для индивидуальной свободы и развития свободных рыночных отношений. Именно на это и должна быть направлена власть закона, которая стоит выше как государства, так и воли большинства. Поэтому бюрократическое регулирование, по мнению Ф.Хайека, должно быть сведено к минимуму, а деятельность различных заинтересованных групп жестко ограничена. При этом легалисты практически отрицают любые формы социальной демократии, ограничивая ее только политико-правовой сферой. Во второй половине XX века эта концепция легла в основу идеологической и практической деятельности движения «новых правых», которое ознаменовалось весьма своеобразной критикой демократизма. Они заговорили об опасности «демократической перегрузки» общества - паралича политической системы под воздействием чрезмерного для нее группового и электорального давления.
|