Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Русн XIV-XV вв. 2 страница




44. А государю на изорники или на огородники, или на ко-
четники волно и взакличъ своей покруты и сочить серебра и

всякой верши по имени, или пшеница ярон или озимой, и по отруку государеву или сам отречется.

4591. А кто имет сочит торговли, или поруки, или зблюде-ниа или съсудиа, или выморшини безимянно, ино той не доис­кался.

46. А которой человек у человека знает свое што изгибшее,
а тому молвит то слово: купил есми на торгу, а тогож есми
не знаю, у кого купил, ино ему правда дать на том, что чисто
будет на торгу купил, а с татем не поделился, а не поставит
его, а сам не украл, ни пословицы не было будеть, ино тот не
доискался.

47. А кто што купил на чюжей земли или на городе, или
найдеть где, а кто поимается толко, ино тот судить как в
торгу.

48. А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище
соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял,
или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял,
или коня свел.

49. А княжим людем или подвоским ездит д&орит, а езд
имати на 10 верст денга, а штобы двое или трое ехали, а езд
им взять один. А княжой человек не поедет ис тово или под-
войской, ино псковитину послать ис того волно ис тех же
ездов.

50. А княжей писец възмет по силе иетъцово от позовницы
или от безеудной грамоты, или от приставной, а захочет не
по силе, ино волно инде написати, а князю запечатать, а не
запечатает князь ино у Святей Троицы запечатать, в том из­
мены нет.

51. А коли изорник имет запиратся у государя покруты, а
молвит так: у тебе есми на селе живал, а тебе есми не виноват,
ино на то государю тому поставить люди сторонние челоееки
4 и(ли) 5, а тым людем сказати как прямо пред Богом, как
чисто на селе седел, ино государю правда давши взять свое,
или изорнику верит, то воля государева. А толко государи не
поставит людей на то, что изорник на селе седел, ино тот чело­
век покруты своей не доискался.

5292. А на татии и на разбойники же, чего истец не воз­лег, ино и князю продажа не взяти.

53. Аже сын отца или матерь не скормит до смерти, а пой­дет из дому, части ему не взять.


54. А штобы и по суду, или у креста поставить своего
исца у кого купил, ино суд с тем человеком, кто искал, кто
снял, а тот прорка , кто извод поставил.

55. А у кого поимаются за отморшину отца его, или приказ­
ной, а и суседом будет ведомо, или сторонным людем, а став
человек 4 или 5, а молвят как право пред Богом, что чисто
у него, отморшина отца его ли приказное, ино у кого поимал-
ся, и целованьа ему нет, а тот не доискался; а толко будет че­
ловек 4 или 5 скажут, как право пред Богом, ино ему правда
дать, как чисто отморшина.

56. А такоже, кто купил на торгу, а у кого купил, не знает
его, а людем будет добрым ведомо, а у него имаются человек
4 или 5, скажут како право пред Богом, пред нами в торгу ку­
пит, ино той прав, у кого имаются, и целованья ему нет; а не
будет у коего свидетелей, ино ему правда дати, а то(т) не до­
искался.

57. А кто возмет пристава у князя или у посадника обыски-
вати татбы, ино князю и посаднику приставы отпустить люди
добрые неизменны, а тым приставом где будет татба обыскива-
ти, а толко те приставе рекут то слово, приехали есмы на двор
татбы обыскивати, и тот человек нам не дал обыскивати и в
хоромы нас не пустили, и з двора согнали, и тот человек кого
было обыскивати а молвит то слово: у мене господо теи прис­
тавы не бывали, или той же человек взмолвит то слово: были
той есть у мене те пристава, и яз есми им хоромы отворял,
и они мене не обыскиваючи, да сами з двора збежали, а тым
мене згонением облыгают, ино князю и посаднику опросить
приставов, есть ли у вас исправа какова на том пред ким вас
тот человек з двора согнал, ино приставом на се поставить лю­
ди человека 2 или 3, а ты люди став на суде рекут, как право
пред Богом: пред нами тот человек тех приставов со двора
согнал, а обыскивати им не дал, ино тым приставом правда
дати, а тот человек в татбе, или пакы тыи пристави, ино тии
пристави не в пристави, а тот татбы своей не доискалъся, чии
таковии пристави.

58. А на суд помочю не ходити, лести в судебницу двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца или за черницу, иди которой человек стар велми или глух, ино за тех пособни­ку быти; а хто опрочнеимет помогать или силою в судебню по­лезет, или подверника ударит, ино всадити его в дыбу да взять на нем князю рубль, а подверником 10 денег.

59 . А тым подверником быть от князя человеку а от Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што правого не погубити, а виноватого не оправить, а со всякого суда имати им денга одна обема, на виноватом челоееки.

60. А татю веры не пять, а на кого возклеплет, ино дом его
обыскать и знайдуть в дому его что полишное, и он тот же
тать, а не найдут в дому его, и он свободен.

61. А князю и посаднику грамот правых не посужати, а
аживых грамот и доски обыскавши правда судом посудить.


Псковская Судная грамота


338 62. А кто на ком имет чего искать по доскам, или по закла-

Законодательство дом' а с молве У своего исца возмет от много мало по суду,|
Древней и чтобы у креста, ино в том пени нет, чтобы и даром отпустил

Руси своего истца без целованья.

63. А который изорник отречется у государя села, или госу
дарь его отрьчет, и государю взять у него все половину своего'
изорника, а (и)зорник половину. \

64. А которие пристави, княжей человек или подвоской, или
псковитин, а поедет человека позвать на суд, или росковать,
или сковати, а езд имать на 10 верст денга.

65. А которой пристав поедет на татбу, ино ему езд иматщ
вдвое, платить татю виноватому, а толко не вымет татбы, ино,
приставное и дверское платить тому, кто пристава взял.

66. А которой пристав, или дворянин а возмет своему узду
конь, или иное что у него возмет, ино ему дать на руку сто-\
роннему человеку, а не возмет на руку, ино ему собою
свести,!
а взять езды на том, кто его не утяжет. ;

67. А истец приехав с приставом а возмет что за свои долг'
силою, не утяжет своего исца, ино быти ему у грабежу, а гра­
беж судить рублем, и приставное платит виноватому.

68. А посаднику всякому за друга ему не тягатся, опрочь''
своего орудиа или где церковное старощение дръжит, ино им\
волно тягатся. \

69. И всякому властелю за друга не тяготись, опрочь своего)
орудиа. \

' 70. А за церъковною землю и на суд помочю суседи не хо-\

дят, итти на суд старостам за церковную землю. '

71. А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся.

72. А которому человеку будет кормля написанна в рукопи­
сании, и да грамотами владеть землеными учнет или исадски-
ми, а продаст тую землю или (и)сад, или иное что, а
доличат того человека, ино ему земля та, или или исад,\
или иное выкупить, а свою кръмлю покрал.

73. А которому человеку на ком будет имание по записи,
да и гостинец будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему
явит господе о своем гостинце, ино и по зароки ему взять свои
гостинець; а толко не явит зарок господе, гостинца ино ему
не взять по зароке.

74. А кто почнет имать своего исца в своем сребре до заро­
ка, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро имати, и тот\
человек до зароку учнет сребро отдавать, кому виноват, инок
гостинца дать, по счету ему взять.
£

75. А которой изорник на государя положит в чем доску,*{
ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на го^,
сударя.
F

76. А которой изорник с села збежит за рубеж или инде
где, а изорнич живот на сели останется государю покрута
иметь на изорники, ино государю у князя и
у посадника взять
пристав, да и старость губьских позвати и сторонних людей,
да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными люд
ми государю попродати да и поимати за свою покруту, а чег


не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю

доброволно искать остатка своего покруты, а государю пени Псковская

нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псков- Судная грамота

ским*36.

77. И судьям псковским и посадником погородским и
старостам приго(ро)цким по тому ж крест целовать на том,
Ш.ТО им судити право по крестному целованыо, а не судетъ
право, ино суди им Бог еь страшный день второго пришествиа
Христова.

78. А которому княжему человеку ездить на межу с соть-
скими, ино ему такоже целовати крест.

79^. А коли имуть тягатся о земли или о воде, а поло-жать двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому . А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку городскому.

80. А кто с ким побьется во Пскове или на пригороде, или
на волости на пиру, или где инде, а толко приставом не позо-
вутся а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи
нет.

81. А на приставное и на ссылку княжим людем ездить со
псковскими подвоскими по половинам.

82. А княжой писец имет писати судницу о земли, ино ему
от судницы взять
5 денег, а от позовницы денга, а от печати

s и ^ 100

денга, а от оезсуднои и от приставной, все то им им има-ти ... по денги. А толко княжой писец захочет не по силе, ино инде волно написати; а князю запечатать; а не запечатает князь, ино у Святей Троицы запечатать, а в том измены нет.

83. А которому псковитину имать грамота у князя и у
по(садника) о своем деле за рубеж, и от той грамоте кня­
жому писцу взять денга, а печатная денга.

84. А которой изорник поумретъ у государя на сели, а не
будет у него ни жены, ни детей, ни брата, ни племени, ино го­
сударю тако ж живот изорнич с приставами и(л)и сторонними
людми попродавать, да за свою покруту поимати, а по тому
плямени изорничи, ни брату не сочит живота изорнича.

85. А у которого человека у государя изорник помреть в

юз

записи в пскрути , а жена у него останется и дети не в за­писи, (и)но изорничи жене и детем откличи нет от государеве покруты, а та им покрута платит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их судити судом (по) псковской пошлине.

86. А будет у (и)зорника брат или иное племя, и за живот
поимаются, ино государю на них и покруты искать, изорничю
брату, изорничю племяни государя не татбит ни лукошки, ни
кадки; а толко будет конь или корова, ино волно искати у го­
сударя.

87. А изорник поимается за жывот у государя, и государь
изведется тем, за что изорник поимался за свой жывот у госу­
даря, а сторонным людем ведомо будет и околным суседом,
што государево, ино изорник не доискался, а государь прав.

88. А у которого человека помреть жена без рукописании,


За ко нодател ьство

Древней

Руси


а у ней останется отчина, ино мужу ея владети тою отчиною до своего живота толко не оженится, а оженится, ино кормли ему нет..

89. А у которой жены мужь помрет без рукописаниа и оста­
нется отчина или живот, ино жене его кормится до своего жы-
вота, толко не пойдет замужь, а пойдет замужь, ино ей нет.

90. А у которого человека помрет жена, а муж ея оженится,
и ження мать или сестра или иное племя а имут искать пла­
тья, ино мужу ея право по души платья отдать, а на останки
мужеви о женни платьи и целованьа нет. Тако ж коли мужь
помреть, а имуть мужня платья на жене
его отець его или бра-
тъа, ино е и отдасть платья право по души, что у него останет­
ся; а на останки жене в мужни платьи целованиа нет.

91. А у кого помрет сын, а невестка останется, да учнет на
свекри или на девери скруты своеа искати, или платья своего,
ино свекру или деверю отдать платье или крута; а чем не-
веетъка клеплет, ино свекру или деверю воля, чим хочет: хочет

сам поцелует крест, или у креста невестка положит, чим учнет клепати.

92. А кто на ком учнет искать сябренаго серебра, или иного
чего опрочь купетскаго дела, и гостебного, да и доску положит
на то, ино то судит на того волю, на ком ищуть, хочет сам по­
целует, или своему исцу у креста положит, или с ним на поле
лезеть.

93. А у кого стулится должник в записи, а на зарок не ста­
нет, или изорник в записи будет, а учнет тулится, а что учи­
нится проторы или приставное, или заповедь, ино все платить
виноватому, кто тулится, и железное.

94. А которой вятший брат с меншим братом жиучи в од­
ном хлебе, а скажут долгу отцово, а на отца записи не будет,
ино вяшьчему брату правда дать, да заплатит опчим животом,
да остатком делится.

95. А которой менши(й) брат или братань, жиучи в одном
хлебе с вятшим братом или з братом, а искористуются сребром
у брата своего или у брата, и учнет запиратися, ино ему прав­
да дать, как за ним не будет, а животом делится.

96. А где учинится головшина, а доличат коего головника,
ино князю на головникох взять рубль продажи.

97105. А што бы сын отца убил, или брат брата, ино князю продажа.

98. А которой человек с приставом приедет на двор татя
имать и татбы искать, или длъжника имать, а жонка в то вре­
мя детя выверже, да пристава учнет головшинной окладати,
или исца, ино в том головшины нет.

99. А которой истец на судней роте не станет, ино ему за­
платит без целованья, а цена ему, что искали на нем.

100. А которой человек при своем животе, или пред смер-
тию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или
иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом,
или пред сторонными людми, ино тому тем даньем владеть,
чтобы и ру(ко)писаниа не было.


 

101. О торговли и о поруке. А кто имет на ком торговли 341
искать, или порукы, или именного чего, ино того судить на Псковская
того волю, на ком сочат, хочет на поле лезеть, или у креста Судная грамота
положит.

102. А которой мастер иметь сочить на ученики учебного,
а ученик запрется, ино воля государева, хочет сам поцелует
на своем учебном, или ученику верить.

103. А подсуседник на государи (с)судьи или иного чего
полно искати. А которому с ким суплетка была записью или
закладом, и потом тот человек, которой в записи был или за­
клад закладывал кому, да учнет на том же чего искать, ссудья
или зблюденья, или иного чего, по доскам, или торговли, ино
то судить судом по псковской пошлине.

104. А который исцы вымит на умершаго заклад, грамоты
двои или трои или пятеры на одну землю, или на води, или
на один двор, или на одну клеть, а у. тех исцов, у кого заклад
грамоты сверх того и записи и на того умершаго и на его за­
клад, и у иных истьцов не будеть записи, толко заклад грамот,
ино им правда давши да деля(т) поделом, и по серебру,
колко серебра ино и доля ему по тому числу, ожь ближ­
нее племя восхощет заклад выкупить, а у коего исца заклад
и записи на умершаго, ино ему целованья не на его
дело.

105. А которой чюжеиземець на чюжей земли иметь искать
бою и грабежу, ино воля того, на ком ищуть, хочет сам поце­
лует, как будет его ни бил, ни грабил, или ему у креста поло­
жит, чего на нем ищуть.

106. А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да поло­
жат грамоты старые и купленую свою грамоту, и его грамоты
зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры ecu станут
на суд в одном месте, отвечаючи кто ж за свою землю, или
за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межни­
ков возмут, и той отведут у стариков по своей купной грамоте
свою часть, ино ему правда дати на своей части. А целованью
быть одному, а поцелует во всех сябров, ино ему и судница
дать на часть, на которой поцелует.

107. А кто коли заклад положит в пенезех, что любо, а по
том времяне имет пенязи отдавати, а своего заклада просит,
и он запрется его закладу, а молвит так: тебе семи пенязи не
давал, а у тебе есми заклад не взял, ино той суд как зблюде-
нию на три воли тому человеку на ком сочат: захочет
сам поцелует, как за ним заклад не будет, или ему заклад­
ную цену ценою положить у креста, или с ним на поле
лезет.

108. А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником
доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать.
А которая строка в сей грамоте нелюба будет господину Пско­
ву, ино та строка волно выписать вонь из грамот.

109. А попы и дияконы и проскурница и черньца и черница
судить наместнику владычьню. Аже поп, или диакон или про-
тиву черньца, или черницы ж, а будет обаи не простые люди


 
 

Пропуск приблизительно 17 знаков. Пропуск приблизительно 24 знаков.

церковные, ино не судить князю, ни посаднику, ни судиам не

Законодательство судить, занеже суд владычня наместника, а будет один чело-

Древней Руси

век простыи истей, мирянин, аже церковный человек с цер­ковным, то судить князю и посаднику с владычним наместни­ком вопчи, також и судиям.

110. У которого человека имутся за конь, или за корову,
или за иную скотину, чтобы и за собаку, и тот молвит: то
мене свое рощеное, ино ему правда дати, как чист(
рощеное.

111. А кто пред господою ударит на суде своего истьца, ино
его в рубли выдать тому человеку, а князю продажа.

112. А боран присужать 6 денег, а за овцу 10 денег госуда­
рю, а судьи 3 денги старая правда. А за гусак и за гусыню
присужать по 2 денги государю, на суде ; 3 денги; а за ути­
цу и за селезня, и за кур, и за кокощь присужать по
2 денги.

113. А братьщина судить как судьи.

114. А кто с ким на пьяни менится чим, или что купит, а
потом проспятся и одному исц_у
не любо будет, ино им разме-
нится, а в том целованиа нет, ни присужати.

115. А княжим людем по дворам корчмы не держать ни во
Пскове, ни на пригороде, ни в ведро, ни в корец, ни бочкою
меду не продовати.

116. А кто зажоги на ком учнет сочит, а долики ни каковы
не будет, ино на волною роту позвать вольно.

117. А кто у кого бороду вырветь, а послух опослушествует,
ино ему крест целовати и битися на поли, а послух изможет,
ино за бороду присудить два рубля, и за бои, а послуху быти
одному.

118. А корову купить за слюблено, а по торговли телят не
сочить, а толка корова кровью помачиватся имет ино тая коро­
ва назад воротить, чтобы и денги заплачены были.

119. А жонки з жонкою присужать поле, а наймиту от жон-
ки не быти ни с одну сторону.

120. А кто учнет на ком сочить бою, пять человек или де­
сять, сколко ни буди, на
5 или на одном боев своих,
да утяжут, ино им присужать всим за ecu боеви один рубль,
и княжая продажа одна.

РАЗНОЧТЕНИЯ

В р>копнен пропуск трех с половиной строк; мог уместиться примерно 101 знак. Рядом, на полях рукописи, приписка — храмскому. В тексте рукописи буквы ко надписаны сверху, после слога во подчищены 2 буквы.

Текст приводится по изданию

Археографической комиссии

(Псковская Судная грамота.

Спб., 1914). Все описки оговорены,

буквы, написанные над строкою,

внесены в текст. Не переданы

надстрочные знаки, буквы s, оу,

з, А, Ь, i заменены с, у. з, я, е, и;

т> в конце слова не приводится,

поставлено по современному

правописанию й, которое в рукописи

употребляется неправильно.


59 Сохранено принятое деление на

статьи, хотя что бы в тексте

рукописи написано явно с маленькой

буквы и после запятой.

Так в рукописи; описка — покрадется (?).

61 В рукописи явная описка — иаличив.

62 Так в рукописи; описка —■ право ( ? ).

63 Пропуск приблизительно 26 знаков.

тексте рукописи явная описка — гого.

66 Так в рукописи.

67 Так в рукописи.

68 Пропуск приблизительно 25 знаков.

69 Пропуск приблизительно 4 знаков.

70 Пропуск приблизительно 17 знаков.

71 В тексте рукописи явная описка —-

НТО.

72 Пропуск приблизительно 5 знаков.

73 Пропуск приблизительно 5 знаков.

74 Пропуск приблизительно 19 знаков.

В рукописи слово их приписано над строкой.

76 Пропуск приблизительно 5 знаков.

77 Так в рукописи.


78 Пропуск приблизительно 4 знаков.

79 Так в рукописи; описка — к: (?).

Пропуск приблизительно 10 знаков.

81 Пропуск приблизительно 9 знаков.

Так в рукописи; описка — на роту <?).

83 В рукописи: трупоукун.

Пропуск приблизительно 18 знаков.

Так в рукописи; но далее — отрок.

87—89 Так ь рукописи.

90 Так в рукописи; описка —- ярой.

Буква А в начале этой статьи

в рукописи написана не так, как

пишется обычно в начале статьи.

92 Буква А в начале этой статьи

В рукописи написана не так, как пишется обычно в начале статьи.

93 Так в рукописи.

94 Буква А в начале этой статьи

В рукописи написана не так, как пишется обычно в начале статьи.

95 Так в рукописи.

96 В тексте пропуска нет. Сразу идет

текст следующей статьи, но начинается он со строчной буквы.

После этого слова в конце строки имеется пропуск в 3 знака.


Псковская

Судная грамота


Законодательство

Древней

Руси


 

Так в рукописи; описка — покруты. 104 Так в рукописи; описка — невестке. Буква А в начале этой статьи в рукописи написана не так, как пишется обычно в начале статьи. В рукописи — судьи; видимо, описка —- надо ссудьи.

Сохранено принятое деление статьи, хотя начинается она со строчной

буквы а, а в последней фразе (А коли... буква а написана в начале строки и так, как обычно начинаются статьи).

После этого слова в конце строки имеется пропуск 3 знака.

100 Так в рукописи.

Пропуск приблизительно 8 знаков. Так в рукописи; описка — о не (?).

108 Так в рукописи.

102 Пропуск приблизительно 6 знаков.

КОММЕНТАРИЙ Заголовок

В заголовке дается перечень источников, на основании кото­рых составлена Псковская Судная грамота. Прежде всего называются грамоты, данные великими князьями Алексан­дром и Константином. В литературе имеются различные мнения о том, какой из трех Александров, княживших в Пскове в разное время, явился автором грамоты, которая легла в основу Псковской Судной грамоты: Александр Нев­ский, Александр Тверской или Александр Ростовский. Князь Александр Невский, строго говоря, в Пскове не кня­жил, он освобождал его. Князь Александр Тверской княжил в Пскове в 1327—1330 и 1332—1337 гг. Александр Ростов­ский княжил в Пскове несколько раз на протяжении 1410—1434 гг. Но признанию его автором Псковской Судной грамоты мешает послание митрополита Киприана от 12 мая 1395 г. в Псков, в котором упоминается грамота великого князя Александра. Кого из князей имел в виду Киприан, ответить трудно, так как, с одной стороны, титул великого мог быть присвоен только Александру Невскому (по мне­нию Н. Калачова), а с другой — летописи именуют великим и Александра Невского, и Александра Тверского. В пользу признания последнего говорит тот факт, что Иван П1 отверг Псковскую Судную грамоту на том основании, что она сос­тавлена не великими князьями, чего он не мог бы сказать об Александре Невском (С. В. Юшков, И. Д. Мартысевич, А. А. Зимин).

Князь Константин (Константин Дмитриевич Бело­зерский) — брат Василия I, княжил в Пскове в 1407 и 1412 г.

Помимо грамот князей и их последующих дополнений в Псковскую Судную грамоту вошли и нормы обычного права (псковские пошлины). По мнению некоторых авторов (напри­мер, Б. Б. Кафенгауза, Ю. Г. Алексеева), грамота являлась


 


правовым памятником, нормы которого постоянно развива­лись. Б. Б. Кафенгауз видит в Псковской Судной грамоте, во-первых, древнейшую псковскую грамоту, судебный устав, гра­моту князя Александра (ст. ст. 1, 7—13, 20—27, 34—37, 46-—50), во-вторых, специальный устав (подобный уставу о резах Владимира Мономаха-—ст. ст. 14—19, 28—33, 38—41, 45).

Вместе же первые 50 статей составляли первую редакцию Псковской Судной грамоты, принятую на вече в 1397 г. Ю. Г. Алексеев также считает первой редакцией Свод 1397 г., в который в переработанном виде вошла грамота Александра Невского, вторую редакцию относит ко времени княжения Константина (1409—1424 гг.), и, наконец, дошедшую до нас последнюю редакцию ко времени после 1462 г.

Заголовок дает некоторое представление о законодательном процессе в Пскове: после одобрения духовенством закон при­нимался на вече.

Статья 1

Соотношение денежных единиц в XV в.:

1 рубль=220 денег;

1 гривна кун=7 1/3 денги,

т. е. 1 рубль—30 гривен=220 денег.

В статье говорится о княжеской юрисдикции. Выделены кража, разбой, наход, грабеж. В последующих статьях гово­рится о суде князя по делам о бое, об убийстве, о земле и др. Таким образом, можно согласиться с мнением А. А. Зимина и Ю. Г. Алексеева о широких судебных полномочиях князя. Князь судил в составе коллегии — господы, в которую входи­ли посадники и сотские.

Закон не говорит о размере ущерба, нанесенного кражей, внимание обращено лишь на характер хищения: по существу, как отмечает Ю. Г. Алексеев, это разные случаи кражи из зак­рытого помещения.

Вторая часть статьи говорит о преступлениях, представляю­щих значительно бблыиую опасность: разбой, наход, грабеж. Разбой — наиболее опасное преступление. Он упоминается в Русской Правде, наказание за разбой самое суровое — поток и разграбление, или вира, в которую не вкладывается община.

В памятниках XV в. термин разбой сохранил значение неспровоцированного убийства с целью грабежа, вооруженной засады на дорогах с той же целью. По-видимому, в данном значении употребляется термин разбой и в Псковской Судной грамоте.

На тяжесть перечисленных преступлений указывает размер штрафа, определенного законом, — 70 грнвен. Вряд ли можно согласиться с мнением В. О. Ключевского и А. А. Зимина о том, что 70 гривен — это описка, а правильно надо читать 9


Псковская Судная грамота

Полсть (пълсть)

— войлок, войлочный ковер.

Титяга

— кожаное
покрывало

на возу.

Палуба

— палуба, крыша

на лодке для сохранения клади.

Или вь яме

—— имеется в виду хлеб, жито в яме.

Грабеж

— хищение
имущества

с Применением насилия (с боем).

Наход

— нападение, вторжение; скорее всего, вооруженное

вторжение с

целью захвата

чужого владения.


       
   
 
 

Сама

Законодател ьство

Древней

Руси


тяжесть деяния предполагает суровость наказа-

гривен.

ния.

Если учесть, что преступления, предусмотренные этой частью ст. 1, могли сопровождаться убийством или угрозой убийства, то вряд ли наказание за них могло быть равное наказанию за кражу сена из стога. Поэтому штраф в 70 гривен (или 2,3 рубля) представляется вполне допустимым (ср.: 2 рубля за оскорбление, выразившееся в вырывании бороды; 1 рубль за убийство).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты