Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Осмысление перемен




Как бы ни сложилась профессиональная биография человека, но наступает момент ее завершения и перехода в категорию неактивного или нетрудоспособного, по официальным понятиям, населения. Для любого человека это событие переломное, это наступление социальной нетрудоспособности и постепенной социальной атрофии личности. Драматизм этого перехода у некоторых женщин совпал с переходом к капиталистической фазе развития общества. Ирония истории оказалась для этех людей жестокой: верившие в свое время лозунгу Хрущева: «В 1980 году мы будем жить при коммунизме», они оказываются 2000 году в стране капитализма, стремительно теряющей материальные и идеологические остатки прежней жизни. Последние полтора десятилетия внесли в самоощущения пожилых людей самые горькие ноты разочарований, обид и пессимизма. И если спросить любого пенсионера о главной проблеме его/ее жизни, ответ на 99% предрешен: это низкая пенсия, чувство бесполезности и страх перед будущим.

Я отработала 47 лет и получала самую высокую пенсию, какая положена в то время была, а сейчас сравняли нас с теми, кто не работал и кто работал 10-15 лет. И поэтому очень трудно нам сейчас жить. И на лекарства надо, и коммунальные платить надо, и питаться надо лучше, потому что состояние тяжёлое, много болезней, целый букет: и катаракта, и диабет, и давление, и анемия, и основное заболевание, а лечить нечем. Так вот живёшь, перебиваешься и всё.

Двадцать лет я работала и радовалась своей работой, работа двигалась неплохо всегда. В авторитете, можно сказать. Каждый праздник – премия, а потом мы ещё получали за перевыполнение плана. План хорошо выполнялся. Праздник подходит, получали премию. Мои эти двадцать лет в управленческом аппарате, можно сказать, прямо радостные были. Другой мы не знали жизни. Это была для нас самая хорошая жизнь. А вот в перестройку всё как-то смешали в одно. И оставили обиженным только старшее поколение. А так у меня обиды, вот я всегда говорю, у меня обиды никакой нет. Только надо вот думать. Как можно платить одинаковые платежи, кто получает двенадцать тысяч, кто четыре тысячи получает. Это единственная у меня обида. (Л.)

Я с 15 лет работала на фронт, всего в жизни недополучила, а когда коснулось получения льгот этих – у меня на руках ни одной бумажки. Медаль «За трудовую доблесть» мне собирались дать, я ее не получила, потому что официально проработала не год, а одиннадцать месяцев. Отклонили мою кандидатуру. С тех пор я чувствую себя обиженной. Обижена своим трудным временем, обижена войной, обижена правительством. (Алла)

Таким образом, в завершение своего повествования женщина логически подходит к подведению итогов. Настораживает и удивляет при этом то, что итоги эти не сопровождаются чувством гордости, желанием поделиться своим жизненным опытом, поучить новое поколение, продемонстрировать удовлетворение от накопленного жизненного опыта – то есть тем набором дидактических и моральных постулатов, которые обычно присущи пожилым людям.

Последний этап их жизни и жизни страны поставил под сомнение непреложность и незыблемость абсолютных житейских истин. Сегодня многие успехи и достижения, которые были ценны и одобряемы в том обществе, уже спорны. Переоценка прежней жизни и восприятие новых социальных ценностей сопровождается ломкой сознания и отчаянными поисками утраченных смыслов, абсолютных истин и границ между добром и злом.

Выводы. Таким образом, мы подошли к неизбежному завершению всякого анализа – к выводам. Вкратце они таковы.

Нынешние 60-70-80-летние женщины – стремительно уходящая натура социализма. Представляемый ими социальный тип советской женщины есть среднее звено между типом эмансипированной женщины и типом традиционной женщины, двумя основными типажами нынешнего периода. То, что это звено сегодня стремительно уменьшается и уходит в небытие, означает, что две противоположные идеологии приблизились, а умеренная буферная зона исчезла. Уходящие поколения советских женщин уносят с собой признаки совмещения двух неизбежных функций - продуктивной и репродуктивной. Советские женщины, стараясь совмещать их, поставили под вопрос как принципы традиционализма, так и феминизма. Сегодня между этими идеологиями нет промежуточного звена, грани резко очерчены, а всякие переходные или совмещенные формы невозможны.

Итак, что такое экс-советская женщина? Каково её нынешнее мироощущение?

Трудности осмысливаются этими женщинами как объективные и неизбежные, собственная судьба - как разумная и сознательно управляемая, брак – как лишенный чувственности и страсти, но наполненный доверием, товариществом и дружбой. Трудности судьбы придают этический и философский смысл персональному существованию, и наоборот, легкость и удачливость, в принципе невозможные в массе своей в советской стране – выглядят несерьезно и недостойно. Коллективизм – незыблемый идеал и норма профессионального общения.

Таким образом, женский автобиографический экскурс становится серьезным уроком саморепрезентации, отсеивающим случайное и аномальное и вычленяющим магистральные факты жизненного пути.

Таковы основные выводы из сравнения двух биографических контекстов женщин – исторического и персонального. История женщины – история страны…

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты